Методические рекомендации М.: Вентана-Граф 2001 Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 с.: ил. (Готовимся к школе). Оглавление

И если для формирования специальных знаний и умений детей лучше организовать мини-уроки, то развитие коммуникативных умений наиболее эффективно проходит и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх с определенными правилами («можно-нельзя», «хорошо-плохо») и т. п. Игры по правилам не только помогают сформировать определенные коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди сверстников, формируют определенное отношение к себе, своим действиям и поступкам. Однако решающее значение в формировании самооценки ребенка имеет оценка взрослых. От ее адекватности очень многое зависит. Представим себе, что в процессе подготовки к школе ребенку постоянно дают понять, что он неудачник, «неумеха». Рано или поздно он действительно станет таким.

Важно помнить, что в 6-7 лет ребенок еще только учится различать свое эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, к своим ощущениям, учится адекватно оценивать себя. Поэтому нужно, чтобы оценка, которую сам ребенок приобретает в опыте своей деятельности, общения, не расходилась с оценкой взрослых, как часто бывает в семьях, где неадекватно относятся к леворукости. Вообще, оцениваться должен не ребенок как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т. п. Например, слова «ты плохой, неряха» тактически неверны, лучше сказать «ты ведешь себя плохо», еще лучше — «ты очень огорчил меня тем, что...». Мы, взрослые, совершаем грубейшую ошибку, укоряя ребенка за его неудачи. А порой готовы поставить на нем крест: «ты никогда не поумнеешь!..» Корим не просто: «ты не постарался», а «ты глупый», «ты ленивый», «ты неспособный»...

В то же время, дети этого возраста не столь уж и беззащитны: они достаточно хорошо оценивают предполагаемую реакцию взрослых и ведут себя с ними по-разному: с кем осторожно, почтительно, а с кем — запанибрата... Но проблема состоит в том, что сами взрослые непоследовательны в своих требованиях к ребенку. Даже родители за один и тот же поступок, по настроению, могут и «к сердцу прижать», и «к черту послать». Ребенок должен знать, чего от него ждут ему, как правило, очень нравится быть хорошим, получать подкрепление собственной самооценки. К сожалению, запутанность и противоречивость требований взрослых часто порождают очень низкую самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого нет. Из уст леворукого ребенка нередко слышишь «я неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все друзья нормальные, один я — левша».

Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию стараться А неадекватность взрослых усугубляет ситуацию

Необходимо, чтобы в ходе любых занятий ребенок чувствовал успех, испытывал удовлетворение от правильно выполненного задания.

Не все родители готовы работать с ребенком, не у всех получается быть доброжелательными, спокойными, выдержанными И все же никто, кроме родителей, лучше не знает своего ребенка Именно они могут и должны найти самый эффективный подход к нему Дети не прощают безразличия и нетерпения, холодности и грубости; так же невыносимы для них тотальный контроль, жестокость, бескомпромиссность Работать с ребенком, учить его гораздо сложнее, чем просто играть и исполнять роль всезнающего, всегда правого старшего Нужно научиться не сердиться на малыша за непонимание и неумение

Почти все мамы и папы работают, свободного времени нет совсем

Как же быть? Нужны ли дополнительные занятия и специально отведенное время?

Иногда дополнительные занятия действительно необходимы, но основной процесс обучения должен происходить ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему?», «отчего?», «зачем?», не лениться разъяснить, показать, обратить внимание малыша.

Занятия должны быть короткими — по 10-15 минут, поскольку способность ребенка удерживать внимание ограниченна, и регулярными (например, через день), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения

Их следует начинать и заканчивать заданиями, которые ребенок точно выполнит.

Не спешите переходить к следующему заданию, если предыдущее не сделано.

Знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Представление об экзотических растениях, животных и о многом другом можно дать, показывая картинки в книгах. Это научит ребенка анализировать, выделять сходства и различия, даст основные навыки классификации предметов и явлений.

Если процесс классификации затруднен, нужно уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние, дикие животные и т п ) и поиграть «кто быстрее выберет фрукты» или «кто найдет больше диких зверей». Впрочем, варианты игры могут быть различными, пофантазируйте — обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.

Ребенок стремится понять, как устроены окружающие его предметы, поэтому не ругайте его, если в порыве любознательности он разберет до винтика часы; не запрещайте дочери раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Знакомство со строением, свойствами новых предметов — это та экспериментальная деятельность, без которой невозможно познать мир.

Вы вернулись с прогулки из леса. Попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик, опенок, мухомор. Спросите, что между ними общего, в чем отличие, какие грибы съедобные, какие нет. Расскажите, как заготавливают грибы на зиму (сушат, маринуют); как делают запасы животные, например белка. Это только пример. Но важен принцип. Так вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.

Дошкольник способен не только обобщать, классифицировать, делать выводы, но и понимать такие сложные категории, как пространство и время.

Ребенок очень любопытен, и ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить, но обязательно узнаете и потом расскажете. Кстати, вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе: в энциклопедиях, книгах.

Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия: больше, меньше, часть, целое.

Особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации именно для леворуких детей. Поэтому в рабочей тетради мы даем серию заданий для тренировки моторики, зрительно-пространственного восприятия. Можно учить этому ненавязчиво, в обыденной жизни. Понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем — ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру. Если вы видите, что успеха нет, нужно позаниматься дополнительно.

Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики.

Пространственное восприятие и зрительная память — необходимые компоненты подготовки к письму и чтению. Задания на развитие этих функций есть в тетради для занятий с детьми.

Чтобы правильно планировать занятия и распределять нагрузку, вы должны знать особенности детского восприятия:

В 5-6 лет дети умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 10-15 минут. Способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сличение.

Детям доступны точные и координированные движения, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик, застегивать мелкие пуговицы.

Они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая размеры, пропорции, соотношение штрихов) копируют геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии.

Словарный запас в этом возрасте — приблизительно 2000 слов.

Родителям непослушных детей нужно проявить терпение и упорство (но без жесткости, недоброжелательности, оскорблений), чтобы занятия были успешными. В то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слезы, напряженность. Волнение, страх, досада, которые ребенок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми. И еще — старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а создает новые проблемы.

Проблемы переучивания

Мы неоднократно упоминали о том, что переучивание леворукого ребенка почти никогда не проходит без последствий. Взрослые часто говорят: «Я знаю переученного левшу — ничего особенного с ним не произошло» или «Меня переучили, ничего страшного». Хотим вернуть вас к письму, которое мы уже цитировали вначале. Наша героиня внешне вполне благополучна, она закончила институт, работает преподавателем английского языка. Но это человек, который прожил жизнь «с огромным чувством вины... непонятной, но постоянной вины за то, что часто плачу, за то, что слишком ранимая... за то, что нитки сматываю «по-турецки» и белье выжимаю «не как все люди»... на правой руке у меня был писчий спазм — кисть, пальцы горели огнем, рука не могла писать». Это пример того, как даже внешне благополучная ситуация трагична по сути.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечается это, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более активно действует одной из рук. Быстро замечают леворукость малыша в семьях, где это наследственное явление. Чаще всего именно в этих семьях тревожатся, что появился еще один левша; именно там стараются переучить ребенка еще до школы.

Чем руководствуются в этом случае родители? Скорее всего, хотят оградить своего ребенка от тех трудностей, с которыми столкнулись сами в школе.

Бывает и так, что о леворукости ребенка не знают ни учитель, ни родители. И долго бьются, не понимая, почему дела с письмом не ладятся, — пока не догадаются посоветоваться со специалистами.

Вите 8 лет. Он учится во втором классе. Пишет плохо, очень медленно, ряд букв — с зеркальным отражением. Трудности письма начались с самого первого дня. Во втором классе прибавилось большое количество ошибок (пропуски, замены), почерк стал еще хуже. И трудности уже не только с письмом, но и с чтением... Тестирование показало: Витя — типичный левша, да и папа у него леворукий, тоже переученный. Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке. Но даже сейчас, при тестировании, выполненные левой рукой линии были более точными, ровными. Все движения левой рукой выполнялись без затруднений, а правой — напряженно и тяжело. Учительница не знала, что Витя левша, и считала причиной трудностей «нежелание, неусидчивость» ребенка. Мама тоже не связывала состояние ребенка и трудности обучения с переучиванием. Самочувствие ребенка было неважным: подавленное настроение, повышенная утомляемость, нарушение сна, тревожность — все признаки невроза.

Конечно, переучивать Витю вторично сейчас нельзя, иначе ему придется осваивать письмо заново, а это может кончиться серьезным заболеванием. В нашей практике было несколько таких случаев.

До школы леворукого Дениса переучивали писать правой рукой, а столкнувшись в школе со значительными трудностями, уже во втором классе решили вновь сменить руку. По мнению родителей и учительницы, это был последний шанс: речь шла о переводе ребенка во вспомогательную школу. Никому не пришла в голову мысль обратиться к врачу, посоветоваться с психологом. Решили действовать на свой страх и риск И в один прекрасный день велели Денису взять ручку в левую руку и писать только левой. И тут начались новые проблемы: у ребенка появилась дрожь в руке, когда он брал ручку, чтобы писать. Пробовали давать ручку в правую руку — тоже дрожь, и настолько сильная, что писать невозможно. Пробовали вместо ручки давать фломастер — то же самое, карандаш — совершенно спокойно! Именно это вызывало гнев и раздражение матери, абсолютно уверенной, что ребенок «притворяется», «делает все специально», «просто безобразничает». Денис и раньше был плаксивым, раздражительным, неусидчивым, жаловался на усталость, головные боли, а теперь раздражительность усилилась, появилось ночное недержание мочи, при каждой очередной попытке письма ему стало судорогой сводить пальцы. Только тогда родители обратились за помощью к специалистам. К сожалению, время для педагогической коррекции было упущено, ребенку требовалось серьезное лечение, так как у него тяжелое нервное заболевание — писчий спазм. Повторная смена руки стала основной причиной его возникновения. Лечили мальчика долго, почти целый год. Мы наблюдали за ним до седьмого класса писал он все-таки правой рукой — плохо, медленно, а когда сильно уставал или нервничал, буквы превращались в каракули.

Этот грустный пример — иллюстрация неправильной тактики обучения и отношения к леворукому ребенку.

Именно поэтому мы не рекомендовали вновь переучивать Витю. Ради сохранения здоровья теперь придется смириться с неважным качеством почерка, а остальные показатели успеваемости улучшатся, как только нормализуется его состояние.

Вопрос о «смене руки» может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни!

Вот один такой случай. Мама шестилетней первоклассницы Шуры обратилась к нам в октябре. Шура с большим трудом осваивала буквы, многие из них писала с трудом, а некоторые «задом наперед» Девочка скованна, при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку и держит ее неправильно. Нет ни одной ровной линии; сильно нарушены и пропорции букв. В то же время на доске мелом пишет левой рукой — и получается неплохо. На Шурину леворукость обратили внимание очень рано: в семье леворукие и мама, и папа. Папа все делает левой рукой, но пишет правой; а мама все делает правой рукой, но ее долго и трудно переучивали. Помня о своих собственных трудностях, мама требовала, чтобы девочка действовала только правой рукой, даже наказывала за непослушание. Годам к пяти Шура привыкла работать правой; но уже при тестировании стало ясно — качество различных двигательных действий левой рукой лучше. А вот качество письма оказалось одинаковым при работе и правой, и левой рукой (но писать-то ее учили не левой, а правой!). Так как навык письма еще не сформировался, не поздно было сменить руку. Поначалу необученность левой руки сказывалась, но постепенно все наладилось.

Виды и проявления невроза, возникающие у левшей, довольно разнообразны. Мы остановимся на них более подробно для того, чтобы вы представляли реальные последствия переучивания и опасность не казалась надуманной. В любом из этих случаев требуется лечение и постоянное наблюдение врача.

Симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем пробудить их внимание очень трудно; зато возникает двигательная расторможен-ность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. А повторное переписывание только ухудшает результаты!

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Довольно часто леворуких детей беспокоят школьные страхи — перед неудачами, перед письменными работами. Дети считают такие страхи вполне обоснованными и не стремятся их преодолеть. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей. Им снится, будто их душат тетрадки; они боятся снов, в которых в преувеличенном виде повторяются дневные неприятности. Утром они встают вялыми, капризными...

У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний, как правило, он появляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хотя это плохо удается. Родители видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. А если еще и учитель требует писать правой рукой и снижает оценки за качество письма и за медлительность, у бедных левшей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности.

У переученных детей часто встречается и невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез; но незадачи могут быть и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности... Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться — образуется порочный круг, разорвать который могут только взрослые, следуя рекомендациям психолога и врача.

У переученных левшей может появиться и невротическое заикание; оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно заметно заикание в школе; в привычной домашней обстановке оно обычно слабеет. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками.

Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. «Глупости» закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

Известны случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может дать о себе знать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок даже говорил, что не видит школу. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами...

Суммируя сказанное, выделим основные признаки невроза у переученных левшей: нарушения сна; нарушения аппетита; головная боль или боли в животе; страхи; энурез; заикание; тики, навязчивые движения; повышенная возбудимость, раздражительность; укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; двигательное беспокойство; вялость, заторможенность.

Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка (тем более переученного левши), не ждите, что все пройдет само собой, не занимайтесь его лечением сами — обязательно обратитесь за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Только врач может дать необходимые рекомендации и назначить лечение. И конечно, необходима совместная согласованная работа родителей и воспитателя. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.

Главное — понять (10 советов родителям леворукого ребенка)

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

  1. Методические рекомендации М.: Вентана-Граф 2001 Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 с.: ил. (Готовимся к школе). Оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Заштрихуй (раскрась) фигуры. Объясни, где каждая фигура находится. Дорисуй что-нибудь на свободном месте и расскажи, в какой части листа находится твой рисунок.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  3. «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (дпп)» (1)

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  4. «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (дпп)» (2)

    Документ
    Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности
  5. Пояснительная записка 5 Нормативно-правовая база основной общеобразовательной программы доу структура групп в доу

    Пояснительная записка
    Содержание образовательного процесса по образовательных областей и разделам программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,
  6. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии.
  7. Научно-образовательный материал (6)

    Документ
    Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности
  8. Модель предшкольного образования в группах кратковременного пребывания

    Документ
    В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Другие похожие документы..