Методические рекомендации М.: Вентана-Граф 2001 Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 с.: ил. (Готовимся к школе). Оглавление

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?

Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным .

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем это задание).

2. Почистить обувь щеткой.

3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).

5. Перелить воду из одного сосуда в другой.

6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру «Дартс»).

7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла       кон с узким отверстием).

9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

11. Продеть нитку в иголку.

12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.

13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

14. Достать бусинку ложкой из стакана.

15. Позвонить в колокольчик.

16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

17. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Сама процедура определения рукости проста, но сложные случаи встречаются очень часто.

Разберем некоторые из них.

Сереже 6 лет и 4 месяца, уже полгода он учится в нулевом классе гимназии. Фактически дети проходят программу первого класса, поэтому и требования соответствующие — нужно достаточно быстро писать и на уроках письма, и на математике. Сереже не удается писать буквы и цифры и быстро, и красиво. Но этому никто не удивляется. Снисходительны и учительница, и родители. Сережа тоже считает, что так и должно быть, ведь он — левша. Если приходится писать больше трех-четырех предложений, начинает болеть рука, движения становятся неловкими, а почерк — все хуже. Это и вызвало тревогу родителей.

Обследование показало, что Сережа почти одинаково использует в бытовых действиях и правую, и левую руку, а графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполняет правой, даже несмотря на тренировку левой, которой он пишет. Беседа с мальчиком и мамой позволила многое объяснить. Оказалось, что мама, зная о негативных последствиях переучивания леворуких и сама испытавшая на себе эти проблемы (она леворукая, но пишет правой рукой, так как ее в детстве переучили), очень боялась навредить ребенку и убеждала его в том, что левой рукой ему будет писать удобнее, легче. Мальчик научился писать левой рукой, но признался, что умеет писать и правой, так как время от времени («когда рука болит») перекладывает ручку в правую руку. Выяснилось, что Сережа должен писать правой рукой. Он скорее всего «бытовой амбидекстр», но «графический правша», т. е. бытовые действия выполняет обеими руками, но писать будет правой рукой.

Второй пример совсем не типичен, но и такие случаи бывают.

Ване скоро восемь, пошел в школу, но только полгода назад он впервые взял в руки ручку. Почти год, как он живет в нормальной семье, с мамой и папой и еще пятью такими же, как он, приемными детьми. До этого почти два года беспризорничал, несколько раз попадал в детские дома, но сбегал.

Мама волнуется: «Не получается никак с письмом, буквы все неровные, корявые, и ручку как-то странно держит в левой руке. Вообще-то он быстрый, ловкий, бегает хорошо, прыгает, в футбол любит играть. Я не заставляю его правой рукой писать, может быть, не учился вовремя, поэтому не получается. Детство у него было уж очень тяжелое, мать пила, скитался, голодал, бит был всеми да по любому поводу. Может быть, от этого. К нам трудно привыкал, если бы не отец, не знаю, что было бы. Ваня от него теперь не отходит, старается подражать ему во всем. Главный авторитет, главный судья — отец».

Тестируем Ваню. Разговорили с трудом. Сначала выполняет задания неохотно, все интересуется: «Зачем?», «Что будет?», «Что родителям скажете?» Но постепенно включается в игру. Внимательно наблюдаем — практически во всех действиях чаще использует правую руку, рисует правой и левой рукой с закрытыми глазами одновременно — рисунок правой четче, движения более уверенные. Неловко забивает гвоздь — сначала берет молоток в правую руку, но потом, словно что-то вспомнив, перекладывает в левую. Складывает конструктор в основном правой, но вот нужно гаечным ключом отвинтить гайки, и опять перекладывает ключ из правой руки в левую, хотя ему не удобно. Заметив наше внимание, Ваня вдруг говорит: «У меня пока левой рукой не очень хорошо получается, но я тренируюсь, вот специально в кармане мячик ношу, сжимаю его по сто раз». — «Ваня, а почему не правую?» И слышим неожиданный, но все объясняющий ответ: «Хочу как отец быть». Оказалось, что приемный отец Вани — левша. Желание во всем подражать человеку, который стал и отцом, и другом и, может быть, впервые в жизни — защитником и опорой, оказалось столь велико, что ребенок слепо повторял за ним все движения: «Если отец пишет левой — я тоже, если держит молоток или гаечный ключ в левой — я тоже».

Мы не стали ничего объяснять мальчику, посчитав, что это должен сделать отец. Оказалось непросто объяснить Ване, что далеко не всегда и родные дети во всем похожи на родителей, очень часто у леворуких отцов бывают праворукие сыновья. Но отец нашел убедительные доводы. У этой истории могло быть не очень благоприятное продолжение, если бы мама была менее внимательной.

Попробуем спрогнозировать возможное продолжение. Во-первых, должны были нарастать и углубляться трудности письма. К нарушению почерка постепенно добавились бы ошибки, замедленный темп. Эти проблемы — основа других трудностей обучения. Во-вторых, учитывая историю развития ребенка, можно полагать, что есть и благоприятный фон для развития нарушений психического здоровья. Все это в сумме, даже при отсутствии других отягчающих факторов, могло привести к школьному стрессу, вызвать негативные поведенческие реакции, разрушить еще неустойчивые отношения ребенка в семье.

Как подготовить леворукого ребенка к школе

На вопрос о том, когда начинать обучение ребенка, единственно верный ответ — «с момента рождения». Возникают и другие вопросы: чему и как учить ребенка?

Хотелось бы напомнить тезис известного русского психолога Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Мы должны уметь определять «низкий порог обучения», тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как «обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать».

Еще раз напомним: все дети — разные, каждый имеет свои индивидуальные особенности развития, а значит, подготовку к школе нужно вести с учетом этих особенностей.

Почему мы считаем необходимым обратить особое внимание на подготовку к школе леворукого ребенка? Для этого есть несколько причин, и связаны они с различным отношением родителей к леворуким детям. Покажем это на двух примерах.

Ваня — веселый, подвижный, контактный ребенок. Он леворукий и, судя по всему, гордится этим. Ему еще нет шести лет, но он считает себя «гимназистом», так как четыре раза в неделю занимается в подготовительном классе «очень-очень хорошей гимназии; те, кто хорошо учится в такой гимназии, обязательно будут великими людьми». Уточняем: «Каких людей называют великими?» Ваня уверенно отвечает: «Генералов, президента, начальника банка, ну, еще... музыкантов, которых все знают». Ване очень хочется стать «великим», к этому же, по-видимому, стремятся родители Вани. На занятиях, по словам мамы, «крутится, отвлекается, поэтому приходится дополнительно заниматься с учительницей два раза в неделю». Ваня занимается дома с учительницей английским языком, но успехов тоже нет, так как у мальчика есть нарушения речевого развития. Он неправильно произносит несколько звуков, плохо дифференцирует ряд звуков на слух, даже переставляет буквы в некоторых словах (например, говорит вместо «поворот» — «поровот», вместо «кипяток» — «пикяток» и т.п.). Но мама считает это «оригинальностью».

Два раза в неделю Ваня ходит в бассейн, два раза — на занятия по тэквандо и один раз занимается с художником.

Мама не сомневается, что все делает правильно, и основная ее тревога — «Не могу заставить его как следует заниматься. Он не отказывается, садится с желанием, но очень быстро отвлекается. Он очень способный ребенок, ему все интересно, он оригинально рисует, но из-за того, что не хочет собраться, у него много проблем. Он творческий ребенок, как все левши».

Этот монолог мамы многое объясняет. Левша — значит творческий, и все особенности ребенка можно оправдать именно этим.

Между тем у Вани много проблем, которые требуют специальной работы и коррекции: при нарушениях речевого развития необходима специальная работа с логопедом. У Вани не сформирована организация деятельности (это подтвердило электроэнцефалографическое исследование), и его нельзя «заставить» работать так, как этого хотят родители. Кроме того, ребенок явно перегружен, а занятия тэквандо с кувырками и бросками врач (если бы с ним посоветовались) вряд ли мог рекомендовать (у ребенка есть нарушения координации движений и явные нарушения вестибулярного аппарата).

Очевидно, что работа по подготовке такого ребенка к школе должна строиться с учетом его особенностей (СНОСКА: Более подробно о готовности детей к школе см Безруких М М Готов ли ребенок к школе? — М. Вентана-Граф, 2001). Режим работы должен быть щадящим. Заниматься такой ребенок может по 10-15 минут, затем перерыв и еще 10-15 минут. Каждое занятие должно быть тщательно спланировано. Необходима специальная работа с логопедом. Не рекомендуется пока начинать занятия иностранным языком. Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, так как проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребенка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации ребенка в школе, но и приведет к срыву — школьному неврозу.

Боря, в отличие от Вани, очень серьезен, скован, немногословен. Ему скоро семь, он два года ходит в логопедический детский сад. В истории развития Бори — тяжелая беременность мамы и родовая травма. Рассказывает мама: «Вес ребенка при рождении был ниже нормы, Боря рос слабым, беспокойным. Фразовая речь появилась только к трем годам. Он хорошо произносит все звуки, но плохо рассказывает и вообще говорить не любит. Мы занимались с ним, соблюдали все рекомендации невропатолога (Боря с рождения на учете у невропатолога), с четырех лет занимался с логопедом, а сейчас ходит в логопедический детский сад. Самая главная наша проблема — Боря упорно, несмотря на все наши старания, рисует левой рукой. Я научила его есть правой рукой, и многое он умеет делать правой, но рисует и пишет только левой. Когда я его заставляю, он может писать и правой, получается хуже, но ведь это потому, что он не старается и не тренируется. В детском саду не обращают на это внимания, и поэтому я дополнительно занимаюсь с ним по вечерам и в выходные дни».

Боря знает о негативном отношении мамы к леворукости: «Маме не нравится, когда я рисую и пишу другой рукой (ребенок даже не называет руку левой). Мама говорит, что я буду плохо учиться и дети будут смеяться, но мне так трудно писать. Анна Петровна (воспитательница) не ругает меня, я все делаю левой рукой — и рисую, и конструктор собираю, и еще у нас есть занятия для пальчиков, мы так играем двумя руками».

В этом случае ребенку было бы спокойнее и лучше, если бы мама не занималась с ним дополнительно. В детском саду, по-видимому, правильно реагируют на леворукость ребенка, занимаются развитием речи, моторики.

Негативное отношение мамы к леворукости и попытки переучить ребенка могут привести к тяжелым последствиям (об отрицательных последствиях переучивания мы расскажем в следующем разделе).

Подготовка к школе может проводиться в разных формах. Это могут быть и мини-уроки (специально организованные 10-15-минутные занятия), и различного рода игры (в том числе компьютерные), и любые другие варианты повседневного общения ребенка со взрослыми.

  1. Методические рекомендации М.: Вентана-Граф 2001 Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 с.: ил. (Готовимся к школе). Оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Заштрихуй (раскрась) фигуры. Объясни, где каждая фигура находится. Дорисуй что-нибудь на свободном месте и расскажи, в какой части листа находится твой рисунок.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  3. «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (дпп)» (1)

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  4. «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (дпп)» (2)

    Документ
    Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности
  5. Пояснительная записка 5 Нормативно-правовая база основной общеобразовательной программы доу структура групп в доу

    Пояснительная записка
    Содержание образовательного процесса по образовательных областей и разделам программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,
  6. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии.
  7. Научно-образовательный материал (6)

    Документ
    Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности
  8. Модель предшкольного образования в группах кратковременного пребывания

    Документ
    В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Другие похожие документы..