Методические указания и тематика курсовых работ по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Консультационная деятельность служб управления персоналом»)

Учебный план специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Консультационная деятельность служб управления персоналом») предполагает 3 курсовых работы (Теория управления, Система государственного и муниципального управления, Кадровое консультирование) и 2 курсовых проекта (Демография и Управление персоналом).

Методические указания и тематика курсовых работ по специальности «Государственное и муниципальное управление»

(специализация «Консультационная деятельность служб управления персоналом»)

Факультет государственного и муниципального управления

13.05.2009 г.

Декан факультета ГМУ к.ю.н., доцент

______________ Масловская Т.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и оформлению письменных работ студентов

(реферат, контрольная работа, курсовая работа,

курсовой проект),

получающих квалификацию «Менеджер»

по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Москва 2009

Оглавление

Введение ……………………………………………………………… 4

  1. Общие положения ………………………………………………... 5

  2. Реферат ……………………………………………………………. 7

  3. Контрольная работа ………………………………………….…… 10

  4. Курсовая работа и курсовой проект ………………………….…. 11

    1. Курсовая работа ………………………………………………. 11

    2. Курсовой проект ………………………………………………. 14

  5. Оформление письменных работ ………………………………… 33

6. Приложения ………………………………………………………. 38

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важной формой активизации процесса усвоения знаний студентами является написание обучающимися различных видов письменных работ. К письменным работам в структуре текущего учебного процесса относятся: реферат на актуальную тему, контрольная работа, курсовая работа, курсовой проект. Итоговой работой является выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект.

Письменные работы способствуют закреплению теоретических знаний, формируя у студентов дополнительные навыки к самостоятельному анализу процессов, происходящих в политической и социально-экономической жизни государства, мотивированной оценке поведения кадров в системе власти и управления. В письменных работах формулируются авторское понимание проблемы, а также предлагаемые выводы, основанные на общей и частных теориях управленческой науки и смежных научных дисциплин.

Обобщенная практика подготовки письменных работ показывает полезность соблюдения следующей логической последовательности:

  • осмысление избранной темы (проблемы) для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла;

  • поиск информационных и документальных источников;

  • систематизация материалов и выработка плана написания работы;

  • написание текста работы;

  • обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа.

При осмыслении проблемы и формировании замысла написания письменной работы важно четко определить: какая решается задача; куда представляется работа (преподавателю, к защите на кафедре или Государственной аттестационной комиссии); какой вид письменной работы готовится; делается акцент на теоретическое обоснование проблемы или обобщается практика; какой справочный или иллюстративный материал должен быть представлен.

При поиске и сборе материалов, отборе документов используются, в зависимости от поставленной цели и отведенного времени, два основных подхода: собрать максимальное количество различных источников и/или отобрать минимальнонеобходимые источники для выполнения письменного задания (последнее более приемлемо при подготовке контрольной работы и реферата).

При формировании замысла параллельно отрабатывается структура работы. Поэтому целесообразно обсудить с руководителем работы два-три варианта плана. Определившись с окончательной структурой, осуществляется группировка (разрозненные данные сводятся в удобные таблицы, схемы, тезисы и т. п.) и систематизация (раскладывание в определенной последовательности по частям работы) материалов. Рубрикация (деление) должна отвечать логически сопоставимым элементам (главам, пунктам, подпунктам), отражающим содержание работы.

Написание текста рукописи (набор на электронном носителе) - сложная часть самостоятельной работы. Ни к одной из форм письменной работы не подходит путь переписывания или простой компиляции. Текст пишется самостоятельно на основе творческого (аналитического, научного) анализа собранных и отобранных материалов.

Подготовленная рукопись требует авторской доработки: критической оценки логики и содержания текста, литературной правки, проверки правильности оформления и представления научно-справочного аппарата по тексту и в конце письменной работы. На завершающей стадии достигается единство стиля изложения, возможны подчеркивания, введение дополнительных рубрикаций, проверка орфографии и пунктуации.

Письменные работы являются как формой обучения, так и формой контроля знаний, умений и навыков обучаемых. Цели выполнения работ:

  • систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и умений применять их для решения конкретных практических задач;

  • развитие навыков самостоятельной научной работы (планирование и проведение исследования, работа с научной и справочной литературой и нормативными правовыми актами, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

Работа должна отвечать следующим требованиям:

  • самостоятельность исследования;

  • анализ научной и учебной литературы по теме исследования;

  • связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки и практики управления;

  • формулирование собственных суждений студента по проблемным вопросам темы;

  • логичность изложения, аргументированность выводов и обобщений;

  • научно-практическая актуальность работы.

2. РЕФЕРАТ

В данных методических рекомендациях используются два вида рефератов: обычный реферат и реферат на пояснительную записку курсового и дипломного проекта. В данном случае рассматривается обычный реферат по предметам, определенным учебными планами по специальности. Указания по реферату на пояснительную записку содержатся в шестом разделе данных рекомендаций.

Реферат - это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов теории или практики государственного строительства, организации государственной службы, современной кадровой политики, экономической стратегии и тактики, функционирования институтов власти и управления, политики государства в определенных сферах жизни общества, управления персоналом организации и т. п.

Реферат это, по сути, обобщенная запись идей (концепций, точек зрения) на основе самостоятельного анализа различных или рекомендованных источников и предложение авторских (оригинальных) выводов.

Чтобы изложить свое собственное мнение по определенной проблеме,требуется: во-первых, хорошо знать материал, а, во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме, сделать логичные выводы. Рефераты чаще пишут по предметной дисциплине, предполагая вести коллегиальное обсуждение (дискуссия, круглый стол и т. п.) более широкой проблемы. Участники такой дискуссии, как правило, готовят несколько рефератов.

Реферат может быть подготовлен по заданной теме на основе нескольких источников: монографической литературы, научных статей, учебной и справочной литературы. B реферате должны присутствовать характерные поисковые признаки: раскрытие содержания основных концепций, цитирование мнений некоторых специалистов по данной проблеме, текстовые дополнения в сносках или оформление специального словаря в приложении и т.п. При написании текста реферата документированные фрагменты сопровождаются логическими авторскими связками.

Студенту чаще предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата из списка, рекомендованного соответствующей кафедрой. Перечень тем рефератов составляет преподаватель, ведущий предмет. При определении темы учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие базы источников, а также опыт практической деятельности, начальные знания студента и его личный интерес к выбору проблемы. После выбора темы составляется список изданной по теме (проблеме) литературы, опубликованных статей, необходимых справочных источников. Обязательно следует уточнить перечень нормативных правовых актов органов государственной власти и управления, других документов для анализа.

План реферата имеет внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы (темы). Реферат состоит из краткого введения, двух-трех пунктов основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается актуальность темы (проблемы), сопоставляются основные точки зрения, показываются цель и задачи производимого в реферате анализа. В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (точек зрения, моделей, концепций), документальных источников и материалов практики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы, а также результатов эмпирических исследований. При написании реферата (как и остальных письменных работ) обязательно наличие ссылок (сносок) на использованные источники. Причем требуется выдерживать единообразие ссылок (сносок) при оформлении. Образцы оформления сносок представлены в приложениях.

Реферат носит исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска автора. В заключении (1 – 2 страницы) подводятся главные итоги авторского исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами реферата, делаются обобщенные выводы или даются практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, региона, сферы управления, предприятия, учреждения, организации.

Объем реферата, как правило, не должен превышать 15-20 страниц машинописного (компьютерного) текста при требуемом интервале. Реферат имеет титульный лист. После титульного листа печатается план реферата. Каждый раздел реферата начинается с названия. Оформляется справочно-библиографическое описание литературы и других источников. Требования к оформлению содержатся в седьмом разделе.

Реферат представляется на профильную кафедру не менее чем за десять дней до экзамена/зачета. Реферат считается принятым при его положительной оценке рецензентом, назначенным кафедрой. Оценка реферата производится по четырехбалльной (5, 4, 3, 2) системе либо зачет / незачет и оформляется преподавателем в ведомости, хранящейся в деканате или учебном отделе.

Темы рефератов, как правило, разрабатывает преподаватель, ведущий предмет с обязательным их утверждением на кафедре.

3. КУРСОВАЯ РАБОТА И КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

3.1. Курсовая работа

Количество и перечень курсовых работ устанавливается соответствующими учебными планами, утвержденными в НОУ ВПО «МПСИ». Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем, ведущим дисциплину, и утверждается на кафедре. Курсовая работа пишется по предметам, по которым невозможно сделать расчеты, например – теория управления.

Курсовая работа - это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя исследование по выбранной теме. Оно является теоретической составляющей анализа актуальных вопросов теории управления, развития государства, проблем жизни общества, а также содержит анализ практического опыта, полученного студентом в рамках изучения цикла предметных дисциплин и подведения итогов учебной практики.

Целью подготовки курсовой работы является оценка уровня овладения студентом теоретико-методологическими основами специальности, выявление степени умения излагать концептуальное видение проблемы. Более глубокое ее изучение возможно в рамках подготовки дипломного проекта.

Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами при подготовке курсовой работы, включают:

  1. изучение литературы, справочных и научных источников, включая
    зарубежные, по теме исследования;

  2. самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами;

  3. уточнение основных понятий, определение объекта и предмета исследования;

  4. резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

Курсовые работы выполняются в сроки, указанные в учебном плане.

Студент совместно с руководителем: уточняет тему, подлежащих изучению и экспериментальной проверке в форме прикладного исследования; составляет план исследования; определяет структуру работы, форму прикладного исследования, сроки выполнения работы по этапам; определяет необходимую литературу и другие материалы, в том числе статистические источники и т. п.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и ее составных элементов.

  1. Отчет о результатах самообследования образовательной программы по специальности «Экономика и управление на предприятии апк»

    Содержательный отчет
    Подготовка специалистов экономического профиля в Ижевской Государственной Сельскохозяйственной Академии началась в 1982 году одновременно по двум специальностям: 1715 “Экономика и организация сельского хозяйства” и экономистов по бухгалтерскому
  2. Методические указания по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения специальности 080507 «Менеджмент организации» (2)

    Методические указания
    В «Методических указаниях» рассматриваются порядок подготовки выпускных квалификационных работ к защите, сроки их выполнения и представления, а также основные правила изложения собранных материалов и их оформления.
  3. Отчет о результатах самообследования образовательной программы по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Содержательный отчет
    Подготовка специалистов экономического профиля в Ижевской Государственной Сельскохозяйственной Академии началась в 1982 году одновременно по двум специальностям: 1715 “Экономика и организация сельского хозяйства” и экономистов по бухгалтерскому
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория управления» вид дисциплины общий курс специальность «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента и его современное состояние; проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.
  5. Методические указания по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Методические указания
    Методические указания по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения специальности 080507 – «Менеджмент организации».
  6. Методическое пособие по подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2011

    Информационно-методическое пособие
    Для эффективной подготовки к Итоговому государственному междисциплинарному экзамену на сайте института выложены вопросы (см. раздел «Выпускнику 2012г.
  7. Методические указания по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения специальности 080507 «Менеджмент организации» (3)

    Методические указания
    Государственная итоговая аттестация выпускников факультета управления Института экономики управления и права РГГУ завершает обучение по программе высшего профессионального образования 080507 – «Менеджмент организации».
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 061000 "Государственное и муниципальное управление"

    Образовательный стандарт
    "УТВЕРЖДАЮ"Заместитель Министра образованияРоссийской ФедерацииВ. Д. Шадриков17.03.2 г.Номер государственной регистрации 233 эк/спВводится с даты утверждения
  9. Отчёт о результатах самообследования по специальностям высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В соответствии с приказом ректора НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)» (далее НОУ ВПО САУМК(И от 11.12.2010 г. № 15 в институте была создана комиссия по анализу по показателям вуза и по подготовке

Другие похожие документы..