Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

учебно-методическое пособие

к практическим занятиям

по пропедевтике стоматологических заболеваний

Волгоград 2009

УДК 616.314 (07)

ББК 56.6

УМО 950-Д

25.12.07

У 912

Авторы:

Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.н. С.П. Деревянченко, к.м.н. В.Н. Наумова, к.м.н. Л.Н. Денисенко, к.м.н. Н.А. Лунева, к.м.н. Н.А. Огрина

Рецензенты:

заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет Росздрава», д.м.н., проф. А.В. Лепилин,

зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», д.м.н., проф. Н.Н. Гаража.

Данилина Т.Ф., Колесова Т.В., Касибина А.Ф., Деревянченко С.П., Наумова В.Н., Денисенко Л.Н., Лунева Н.А., Огрина Н.А.

Учебно- методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009. - с.

Пособие рекомендовано студентам 2 курса стоматологического факультета медицинского ВУЗа в целях формирования мануальных навыков. Схемы ориентировочной основы действий помогают студенту освоить этапы обследования стоматологического больного, лечения кариеса и его осложнений, клинико-лабораторные этапы изготовления различных ортопедических конструкций, методику местного обезболивания и удаления зубов, а также оценить качество выполненной работы. Перечень контрольных вопросов и список литературы облегчают студентам подготовку к практическим занятиям, промежуточной и итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение в специальность……………………………………………….......стр.

1.1. Цель, задачи пропедевтики стоматологических заболеваний………………………..……………………………………………...стр.

1.2. Общие требования, предъявляемые к студентам на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний…………………………………………………стр

1.3. Форма одежды, инструменты и материалы для практических занятий на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний………………………………………………………………………стр.

1.4. Подготовка бормашины к работе, техническое обслуживание, техника безопасности……………………………………………………………………..стр.

1.5. План ведения практического занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний………………………………………………………………………стр.

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии.

2.1. I часть

2.1.1. Тема № 1. Введение в специальность. Общие требования к студентам на кафедре. Оснащение стоматологического кабинета. Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.............................................................................................................стр.

2.1.2. Тема №2. Наконечники. Режущие и абразивные инструменты. ……………………………………………………………………………………..стр.

2.1.3. Тема № 3. Стоматологический инструментарий, Дезинфекция, стерилизация. …………………………………………………………………….стр.

2.1.4. Тема № 4. Клиническая анатомия и гистология твердых тканей зуба в возрастном аспекте……………………………………………………………….стр.

2.1.5. Тема № 5. Кариес зуба. Понятие. Классификация кариозных полостей по Блеку. Принцип и этапы препарирования кариозных полостей по Блеку. ……………………………………………………………………………………...стр.

2.1.6. Тема № 6. Кариозные полости 2 класса по Блеку………………………..стр.

2.1.7. Тема № 7. Кариозные полости 3 класса по Блеку………………………..стр.

2.1.8. Тема № 8. Кариозные полости 4 класса по Блеку. Парапульпарные штифты ....................................................................................................................стр.

2.1.9. Тема № 9. Кариозные полости 5 класса по Блеку. Обезболивание в терапевтической стоматологии……………………………………………….….стр.

2.1.10. Тема № 10. Пломбировочные материалы, классификация. Временные пломбировочные материалы……………………………………………………..стр.

2.1.11- 12. Тема № 11-12. Постоянные пломбировочные материалы. Цементы. Стоматологические прокладки: лечебные, изолирующие ……………………………………………………………………………………...стр.

2.1.13. Тема № 13. Силикатные и силикофосфатные цементы. Техника пломбирования кариозных полостей……………………………………………стр.

2.1.14. Тема № 14. Амальгама. Методика пломбирования 1, 5 классов. ...................................................................................................................................стр.

2.1.15. Тема №15. Методика пломбирования кариозных полостей 2 класса. Контактный пункт………………………………………………………………...стр.

2.1.16-17. Тема № 16-17. Композиционные пломбировочные материалы. Техника пломбирования 3, 4 класса……………………………………………..стр.

2.1.18. Тема № 18. Композиционные пломбировочные материалы светового отверждения……………………………………………………………………….стр.

2.1.19. Тема № 19. Итоговое занятие……………………………………………стр.

2.2. II часть

2.2.1-2. Тема № 1-2. Основные методы обследования стоматологического больного…………………………………………………………………………...стр.

2.2.3. Тема № 3. Дополнительные методы обследования стоматологического больного ………………………………….……………стр.

2.2.4. Тема № 4. Эндодонтия. Понятие об эндодонте………………………….стр.

2.2.5. Тема № 5. Эндодонтический инструментарий…………………………..стр.

2.2.6. Тема № 6. Пульпит. Понятие. Классификация, методы лечения пульпита. Метод витальной ампутации……………………..................................................стр.

2.2.7. Тема № 7. Метод витальной экстирпации…………………......................стр.

2.2.8. Тема № 8. Медикаментозная обработка корневых каналов зуба…………… стр.

2.2.9. Тема № 9. Метод девитализации пульпы…………...................................стр.

2.2.10. Тема № 10. Метод девитальной экстирпации………………..…………стр.

2.2.11. Тема № 11. Метод девитальной ампутации…………….........................стр.

2.2.12. Тема № 12. Труднопроходимые корневые каналы. ……………….. стр.

2.2.13. Тема № 13. Пломбировочные материалы для корневых каналов……. стр.

2.2.14. Тема № 14. Периодонтиты……………………………………………… стр.

2.2.15. Тема № 15. Распломбирование корневых каналов……………………. стр.

2.2.16. Тема № 16. Понятие о пародонтологии. Зубной камень.……………...стр.

2.2.17. Тема № 17. Итоговое занятие.....................................................................стр

3. Пропедевтика ортопедической стоматологии

3.1. I часть

3.1.1. Тема №1. Организация, оснащение и оборудование врачебного ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории.……….................стр.

3.1.2. Тема №2. Анатомо-функциональное строение коронок зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте. Анатомо-функциональное строение резцов верхней и нижней челюстей……………………………………………. стр.

3.1.3. Тема №3. Анатомо-функциональное строение клыков верхней и нижней челюстей..................................................................................................................стр.

3.1.4. Тема №4. Анатомо-функциональное строение премоляров верхней и нижней челюстей...................................................................................................стр.

3.1.5. Тема №5. Анатомо-функциональное строение моляров верхней и нижней челюстей.................................................................................................................стр.

3.1.6. Тема № 6. Методы обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Классификации дефектов зубных рядов. Виды прикуса.....................................................................................................................стр.

3.1.7. Тема №7. Препарирование зубов под различные виды искусственных коронок. ...................................................................................................................стр.

3.1.8. Тема №8. Препарирование зубов под различные виды искусственных коронок с уступом ..................................................................................................стр.

3.1.9. Тема №9. Оттиски. Оттискные материалы. Оттискные ложки.……………………………………………………………………………...стр.

3.1.10. Тема №10. Оттиски с фантомов челюстей. Отливка гипсовых моделей....................................................................................................................стр.

3.1.11. Тема №11. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованной коронки....................................................................................................................стр.

3.1.12. Тема №12. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованной коронки..................................................................................................................стр.

3.1.13. Тема №13. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованной коронки....................................................................................................................стр.

3.1.14. Тема №14. Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых коронок………….....................................................................................................стр.

3.1.15. Тема №15. Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых коронок.……………………………………………….……………………………стр3.1.16. Тема №16. Вкладки. Особенности препарирования кариозных полостей под вкладки (I — V классы). …………………………………………………….стр.

3.1.17. Тема №17. Вкладки. Особенности моделирования вкладок (I — V классы) ……………………………………………………………………………стр.

3.1.18. Тема №18. Виды штифтовых конструкций, методы изготовления штифтово-культевых вкладок................................................................................стр.

3.1.19 Тема №19. Итоговое занятие......................................................................стр.

3. 2. II часть

3.2.1. Тема №1. Технология изготовления несъемных мостовидных протезов ……………………………………………………………………………………...стр.

3.2.2. Тема №2. Технология изготовления несъемных мостовидных протезов. ……………………………………………………………………………………...стр.

3.2.3. Тема №3. Технология изготовления несъемных мостовидных протезов ……………………………………………………………………………………...стр.

3.2.4. Тема №4. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………...стр.

3.2.5. Тема №5. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………....стр

3.2.6. Тема №6. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов…………………………………………………………………………..стр.

3.2.7. Тема №7. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………...стр.

3.2.8. Тема №8. Технология изготовления частичных съемных пластиночных протезов …………………………………………………………………………...стр.

3.2.9. Тема №9. Итоговое занятие. .......................................................................стр.

4. Пропедевтика хирургической стоматологии

4.1. Тема № 1. Организация хирургического стоматологического кабинета поликлиники.……………………………………………………………………....стр.

4.2. Тема №2. Анатомо-топографические особенности строения и иннервации верхней челюсти. Виды местного обезболивания. Медикаментозные средства, применяемые для местного и общего обезболивания……….……………………………………………………………стр.

4.3. Тема № 3. Анатомо-топографические особенности строения и иннервации нижней челюсти. Инфильтрационное обезболивание. Премедикация. Потенцированное обезболивание………………………………………………стр.

4.4. Тема № 4. Методика проводникового обезболивания на верхней челюсти. Методика стволовой анестезии. Осложнения………………………………….стр.

4.5. Тема №5. Методика проводникового обезболивания на нижней челюсти. Методика стволовой анестезии. Осложнения……………..……..…………….стр

4.6. Тема №6. Обследование больного в хирургическом стоматологическом кабинете. Операция удаления зуба. Показания и противопоказания...................................................................................................стр. 4.7. Тема №7. Особенности удаления зубов и корней на верхней и нижней челюсти. Операция выпиливания корней зубов. Обработка раны после удаления. Осложнения, …………………............................................................стр.

4.8. Тема №8. Итоговое занятие. ……………………………………..................стр.

5. Темы рефератов. УИРС ……………………………………………………..стр.

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины………………….............................................................стр.

7.Экзаменационные вопросы.............................................................................стр.

8. Литература (основная, дополнительная)…………………………………стр.

  1. Информационный бюллетень "новые медицинские книги в библиотеке вгма" 4 квартал 2010 г

    Информационный бюллетень
    ВОРОНЕЖСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им.Н.Н.БурденкоОБЪЕДИНЕННАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКАИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ"НОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ ВГМА"4 квартал 2010 г.
  2. Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина фармакология занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) № п/п

    Документ
    Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по программе послевузовского профессионального образования (аспирантура)
  4. Научные достижения за 2009 год (1)

    Документ
    На основании обширного клинического материала получены данные о сравнительной диагностической эффективности эхографии при выявлении рецидивов рака яичников.
  5. Научные достижения за 2009 год (2)

    Документ
    Впервые изучены и систематизированы семиотические ультразвуковые признаки имплантационных рецидивов рака яичника с учетом различной степени дифференцировки первичной опухоли.
  6. Бюллетень новых поступлений (29)

    Бюллетень
    Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации: [монография] / Гос. ун-т - высшая школа экономики; [отв. ред. И.Ю. Богдановская]. - М.: Юстицинформ, 2009.
  7. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.
  8. Бурнашева Н. И. Вединении сила! История кооперации Якутии: вторая половина xix-1920 гг (1)

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  9. Бурнашева Н. И. Вединении сила! История кооперации Якутии: вторая половина xix-1920 гг (2)

    Документ
    Дордин Ю.Р., Аргунов Л.Е., Петрова Н.Н. и др. Повышение качества электроснабжения в экстремальных условиях Севера. - Новосибирск: Наука, 2009. - 200 с.

Другие похожие документы..