Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 35 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 37

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ДОКЛАД

«О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 2009 ГОДУ»

УФА 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

Раздел I. Состояние условий труда 3

Характеристика условий труда 4

Компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда 10

Раздел II. Уровень производственного травматизма 13

Общая характеристика производственного травматизма 13

Анализ производственного травматизма по видам

экономической деятельности 19

Производственный травматизм в муниципальных образованиях 24

Раздел III. Профессиональная заболеваемость 29

Раздел IV. Профилактика производственного травматизма и

профессиональной заболеваемости 35

Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 35

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 37

Страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний 39

Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация

организации работ по охране труда 43

Раздел V. Система государственного управления охраной труда

и социального партнерства 51

Реализация Республиканской целевой программы улучшения

условий и охраны труда на 2009-2011 годы 51

Государственное управление охраной труда 51

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований

охраны труда 55

Деятельность государственной экспертизы условий труда 60

Социальное партнерство. Общественный контроль за

соблюдением прав и законных интересов работников в области

охраны труда 63

Раздел VI. Приоритетные направления деятельности и предложения

по улучшению работы в области условий и охраны труда работников 67

Заключение 70

Приложения 71

Реестр организаций и специалистов, оказывающих услуги

в сфере охраны труда 71

Сведения об условиях и охране труда в организациях, действующих

на территории Республики Башкортостан 74

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года определено снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран.

Принятые в последнее время на федеральном уровне меры, включая работу по реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, направлены на создание в стране системы превентивного анализа и управления профессиональными рисками, основанной на оценке условий труда на каждом рабочем месте в сочетании с оценкой состояния здоровья работников. Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на случаи производственного травматизма и профессиональной заболеваемости к управлению рисками повреждения здоровья работников с широким использованием механизмов социального партнерства и инициатив корпоративной социальной ответственности. С учетом этого значимость работы по улучшению условий и охраны труда в республике еще более повышается.

В Республике Башкортостан совместная профилактическая работа в области охраны труда органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственного надзора, профессиональных союзов и работодателей осуществляется в рамках республиканской системы управления охраной труда и ежегодно утверждаемых Основных направлений работы по охране труда в Республике Башкортостан.

Принимаемые в данном направлении меры позволили сохранить в 2009 году тенденцию стабильного снижения уровня производственного травматизма. Несколько сократилось в истекшем году количество работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Республике Башкортостан в 2009 году» подготовлен Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основе мониторинга состояний условий охраны труда по итогам 2009 года, исходя из анализа данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, других заинтересованных государственных органов надзора и контроля, ведающих вопросами охраны труда.

При подготовке доклада использованы также материалы и предложения Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, органов исполнительной власти и организаций республики.

В докладе приведены данные, отражающие состояние условий труда, динамику и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; проанализирована деятельность органов государственной власти, надзора, кон­троля, муниципальных образований республики по реализации требований законодательства в области охраны труда; определены приоритетные направления работы в 2010 году.

I. СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Характеристика условий труда

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанстат) общее количество хозяйствующих субъектов, учтенных в статистическом регистре и прошедших перерегистрацию по состоянию на 1 января 2010 года, составило: юридических лиц и филиалов – 78962 единицы, индивидуальных предпринимателей – 100324 человека; среднесписочная численность работников, занятых в экономике республики (без внешних совместителей), за январь-декабрь 2009 года – 1258,0 тыс. человек (с досчетом до полного круга организаций).

Таблица 1

Структура занятости на работах с вредными и опасными условиями труда

(в процентах к общей численности работников)

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

20,1

21,0

22,6

25,8

25,4

Занятые тяжёлым физическим трудом

5,8

6,7

7,5

8,8

9,3

Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

Занятые на работах, связанных с напряженностью трудового процесса

-

-

3,6

4,6

5,7

Выборочным статистическим наблюдением по форме № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда» в 2009 году были охвачены 366,2 тыс. работающих, что составило 29,1% (в 2008 году - 28,3%) от общей численности работающих в экономике республики. Не охваченными статистической отчетностью остаются многие организации сельского хозяйства и малого бизнеса, которые являются самыми проблемными с точки зрения создания безопасных условий труда.

По итогам 2009 года в Республике Башкортостан отмечено снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В сравнении с 2008 годом (по данным Башкортостанстата1) этот показатель сократился с 25,8% до 25,4% (в целом по Российской Федерации – вырос с 26,2% до 27,5%).

Удельный вес занятых тяжелым физическим трудом возрос в республике до 9,3% (в 2008 г. - 8,8%), а занятых на работах , связанных с напряженностью трудового процесса, до 5,7% (в 2008 г. - 4,6%). Доля работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, составила 0,1%
(табл. 1).

На начало 2010 года на рабочих местах, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, было занято 92,9 тыс. человек, что на 10,6 тыс. меньше, чем на начало 2009 года (рис. 1). При этом зарегистрировано увеличение численности работников, занятых в этих условиях труда,на транспорте (с 8,6 до 8,7 тыс. чел.), в производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа, пара, горячей воды (с 7,32 до 7,33 тыс. чел.), а снижение - в обрабатывающих производствах (с 67,2 до 61,1 тыс. чел.), добыче полезных ископаемых (с 13,8 до 10,0 тыс. чел.), строительстве (с 6,0 до 5,4 тыс. чел.) и связи (с 0,5 до 0,4 тыс. чел).


Рис.1

Повышенные уровни воздействия шума, ультра- и инфразвука зафиксированы на рабочих местах 46,8 тыс. чел., запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны – 41,1 тыс. чел., вибрации – 6,3 тыс. чел., ионизирующего и неионизирующего излучения – 1,5 тыс. человек.

  1. Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 35 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 37 (1)

    Анализ
    Одной из задач Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года определено снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня
  2. Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 35 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 38 Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 40 (1)

    Анализ
    По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанстат) общее количество хозяйствующих субъектов, учтенных в статистическом регистре и прошедших перерегистрацию
  3. Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 35 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 38 Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 40 (2)

    Анализ
    По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанстат) общее количество хозяйствующих субъектов, учтенных в статистическом регистре и прошедших перерегистрацию
  4. Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 35 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 38 Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 40 (3)

    Анализ
    По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанстат) общее количество хозяйствующих субъектов, учтенных в статистическом регистре и прошедших перерегистрацию
  5. Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда 32 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 34 Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 37

    Анализ
    По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанстат) общее количество хозяйствующих субъектов, учтенных в статистическом регистре и прошедших перерегистрацию
  6. Требований охраны труда (проект) Москва 2011 порядок организации обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Общие положения

    Документ
    1. Порядок организации обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее - Порядок) разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992г.
  7. Практикум по организации обучения и проверки знаний по охране труда

    Документ
    Раскрывается методология организации и проведения обучения и проверка знаний по охране труда и противопожарной безопасности на основе предлагаемых программ обучения, тестирования персонала, вопросов проверки знаний, приводятся образец
  8. Методические документы в строительстве методическое пособие по проведению проверки знаний требований охраны труда

    Информационно-методическое пособие
    В Методическом пособии содержатся рекомендации по проведению проверки знаний требований охраны труда руководящих работников и специалистов строительных организаций в объеме их должностных обязанностей по охране труда, а также вопросы
  9. Осоздании комиссии по проверке знания требований охраны труда во главе с зам директора по науке Лаврик О. Л. №

    Документ
    № 35 от 29 августа. О реорганизации отдела сохранности фондов в группу сохранности фондов и передаче последней в структуру отдела редких книг и рукописей.

Другие похожие документы..