Рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО

ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

КОНФЛИКТОВ В ИГРАХ ДОШКОЛЬНИКОВ................................ 5

1.1. Общая характеристика понятия «конфликт»............................................. 5

1.2. Виды конфликтов между детьми дошкольного возраста,

возникающие в процессе игровой деятельности........................................ 9

1.3. Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей

друг на друга в ходе игрового конфликта................................................... 13

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

В ИГРЕ......................................................................................................... 20

2.1. Изучение возникновения конфликтов и способов их разрешения

в младшей группе.......................................................................................... 20

2.2. Изучение возникновения конфликтов и способов их разрешения

в средней группе............................................................................................ 25

2.3. Изучение возникновения конфликтов и способов их разрешения

в старшей группе........................................................................................... 27

2.4. Интерпретация полученных результатов и педагогические

рекомендации по разрешению конфликтов между детьми

дошкольного возраста в игровой деятельности......................................... 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 35

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................... 38

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 40

ВВЕДЕНИЕ

Резкие изменения в социальной и экономической сферах жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.

Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

    Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Я.Л.Коломинский, В.Н.Мясищев, А.П.Усова, В.С.Мухина, Т.Н.Счастная, Н.Я.Михайленко, А.А.Рояк, А.С.Спиваковская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, и др.

Цель исследования:изучить особенности возникновения конфликтов и способы их разрешения в игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования:конфликт.

Предмет:взаимоотношения дошкольников в игре.

Гипотеза: основные причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины конфликтов.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтов в играх детей дошкольного возраста.

  2. В ходе экспериментального изучения выявить возрастную динамику основных видов конфликтов в процессе игровой деятельности у дошкольников.

  3. Разработать педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ИГРАХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Общая характеристика понятия «конфликт»

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [1, с.20].

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Признаками конфликта являются:

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,

  • неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;

  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации [7, с.63].

Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).

Отсюда субъект конфликта – участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.

Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность [7, с.74-75].

Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.

В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико. Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов: способом их разрешения (насильственные, ненасильственные), сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные); направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные), степенью выраженности (открытые, скрытые); количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые); наличием объекта конфликта (объектные, безобъектные), затронутыми потребностями (интересами, взглядами).

Принципиально разделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые) [19, с.492].

Указанные конфликты выполняют различные: позитивные и негативные функции. Позитивные функции характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников. Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его последствий [7, с.77].

Конфликт, как считает Н.В.Гришина, проходит через следующие этапы развития:

  1. возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

  2. осознание ситуации как конфликтной;

  3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

  4. разрешение конфликта [6, с.155-159]

Предконфликтная ситуация, по мнению Г.И.Козырева, - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности [9, с.26]

Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.

В основе конфликта, по мнению Е.М.Бабосова, лежат субъективно-объективные противоречия. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации [2, с.12].

Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

  • объективных,

  • организационно-управленческих,

  • социально-психологических,

  • личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.

Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах [1, с.212-214].

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.

Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Рассмотрим подробнее виды конфликтов между детьми дошкольного возраста.

  1. "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г

    Документ
    Вы, будущие воспитатели самых маленьких граждан нашей страны, приступаете к изучению педагогики — науки о воспитании. Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство,
  2. «Организация сюжетно ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях доу» (методические рекомендации)

    Методические рекомендации
    Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится
  3. “Организация оздоровительно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”

    Реферат
    Материалы итогового семинара Московской городской экспериментальной площадки по теме: “Организация оздоровительно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”
  4. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    Из работ Л.А.Венгера и его сотрудников следует, что для умственно одаренных дошкольников яв­ляется характерным не только высокий уровень развития способ­ностей, но и определенное соотношение способностей в области об­разного и логического
  5. Рекомендации по внедрению моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и участия общественности в оценке качества образования в дошкольных образовательных учреждениях

    Содержательный отчет
    Рекомендации по внедрению моделей государственно-общественного управления, публичной отчетности и участия общественности в оценке качества образования в дошкольных образовательных учреждениях.
  6. Образовательная программа по профилактике адиктивного поведения с дошкольного возраста до окончания средней школы

    Образовательная программа
    Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем.
  7. Дошкольный возраст

    Книга
    С 54 Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002.
  8. Дошкольное образование Младший дошкольный возраст

    Документ
    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
  9. Рекомендации по работе с семьями с разным педагогическим потенциалом (7-10 с.)

    Документ
    Психосоциальные технологии в работе с семьёй: методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, культурно-образовательных центров, специалистов органов опеки и попечительства, социальных

Другие похожие документы..