Образ делового человека эпохи возрождения в сочинениях флорентийских купцов-писателей XIV xv вв

УДК 930.85

Шевченко И.Ю.,

кандидат философских наук,

Южно-российский государственный технический

университет (Новочеркасский политехнический институт)

ОБРАЗ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СОЧИНЕНИЯХ ФЛОРЕНТИЙСКИХ КУПЦОВ-ПИСАТЕЛЕЙ XIV-XV ВВ.

Эпоха Возрождения, с которой оказалась тесно связана Флоренция и ее общество, является одним из важнейших периодов в культурном развитии человечества, ибо именно в это время возникают основы принципиально новой культуры, возникает то богатство идей, мыслей, символов, которые в дальнейшем будут активно использоваться последующими поколениями. Именно во Флоренции ранее, чем в других европейских городах, сложились предпосылки для смены культурных эпох, зародились ренессансные гуманистические идеи, отчетливее проявились новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества.

Деятельное участие в формировании новых взглядов на материальный мир и жизненное предназначение человека в этом мире приняла интеллектуальная элита городов-государств Италии ― гуманисты. Однако масштабный прорыв к светскости и индивидуализму в рассмотрении ряда проблем повседневности не состоялся бы без «деловых людей» эпохи, чьи ментальные установки воспринимали гуманисты и переосмысливали на более высоком теоретическом уровне. Трудно преуменьшить значение этических норм повседневной жизни торгово-предпринимательской прослойки Италии XIV-XV вв. для преодоления позднесредневековой Европой барьера архаики и традиционализма, для формирования западной культуры и менталитета западного общества. В свете реалий современной России, стремящейся к вхождению в европейское сообщество и дальнейшему развитию рыночной экономики, изучение уникального в мировой истории социально-психологического типа – делового человека эпохи Возрождения – представляется весьма актуальным.

Историческим свидетельством формирования этого типа личности, который отличали иные, перешагнувшие рамки средневековых, черты и ценности, служат записки деловых людей, их жизнеописания, исторические хроники, переписка видных семейств итальянских городов-государств ― так называемая купеческая литература, в которой ярко отразились умонастроения писателей-пополанов. Эти произведения, близкие к нарративной прозе, являются источником информации об обыденных представлениях, царящих в торгово-предпринимательской среде Италии XIV-XV вв. Более чем документы своей эпохи, они предполагают проникновение в мир «другого», отстоящий далеко от современного, имевший иную систему общественных, культурных и духовных ценностей, позволяют несмотря на некоторые моменты идеализации дать картину жизни их авторов, а вместе с тем и социально-психологической и культурной атмосферы Италии рассматриваемого периода.

Специально изучению социальной психологии купцов свои труды посвятили представители антропологического направления в зарубежной исторической науке ― Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, К.Бек [21, 369-371; 25, 75-76]. В работах этих ученых 1920-1960-х гг. был обозначен круг фактов и свидетельств, позволяющий составить общее представление о культурном кругозоре и интересах горожан, начато введение в научный оборот сочинений купцов и предпринимателей, обозначена новизна их социальных и психологических представлений.

В зарубежной науке 1970-80-х гг. показательны работы Р.Голдсвейта, в которых автор касается проблемы восприятия экономических процессов в обыденном сознании горожан, показывая реабилитацию данной сферы земной жизни в трудах гуманистов и деловых записках купцов [23]. Менталитет флорентийцев исследовал зарубежный автор Л.Мартинес. С темой статьи связан и ряд современных зарубежных работ таких исследователей, как К.Хибберт, Р.Морденти, Ф.Амес-Льюис [20; 24; 26, 785-804].

В отечественной науке историки-марксисты 1940-60-х гг. (А.К.Дживилегов, М.А.Гуковский, В.И.Рутенбург, С.Д.Сказкин), изучая социально-экономическое развитие Италии в XIII-XIV вв., впервые поставили вопрос о формировании нового типа человека в городской среде, обозначили его духовные и психологические ориентиры [7; 14, 66-80; 15, 123-142]. В то же время велась работа над переводами и научными изданиями сочинений купцов-писателей. Один из виднейших советских итальянистов, М.А.Гуковский, стал первым переводчиком на русский язык «Хроники» Бонаккорсо Питти [11]. Первые шаги в изучении социальной психологии флорентийских купцов были сделаны Л.М.Баткиным, ярким представителем культурно-исторического подхода в отечественной историографии [1].

В 1970-80-е гг. появился ряд значимых работ отечественных исследователей итальянского гуманизма, в которых для изучения обыденного сознания людей привлекались методы антропологии и социальной психологии. В частности, ментальные установки флорентийского гражданина и его образ жизни привлекали внимание Л.М.Брагиной и М.Л.Абрамсон [2, 51-63].

Последние два десятилетия в отечественной науке отмечены заметным стремлением исследователей изучать формы повседневного существования «обычного человека» – его жизненный микромир, стереотипы его обыденного мышления и поведения. В это время возрос научный интерес к исследованию истории менталитета различных общественных групп. Особо следует отметить работы А.Я.Гуревича по истории средневековой культуры [6]. К изучению менталитета средневекового купца также обращались А.Д.Ролова, А.Д.Гордиенко, Т.А.Мельникова [4; 9; 12, 62-74]. Больше всего в области исследования социальной психологии деловых людей сделано И.А.Красновой [8]. В своих работах она отмечает специфику поведения и сознания флорентийских пополанов, у которых начинает преобладать осознание ценности земного бытия, подчеркивает некоторые черты городской психологии. Красновой же был выполнен перевод одного из произведений купеческой литературы ― «Книги о добрых нравах» Паоло да Чертальдо [18, 321-365]. Также в конце 1990-х гг. была переведена М.А.Юсимом на русский язык, но еще не до конца изучена в отечественной литературе «Новая хроника, или история Флоренции» Джованни Виллани [3].

В данной статье предпринята попытка через анализ идей, высказанных флорентийскими купцами-писателями XIV-XV вв. (Донато Веллути, Джованни Морелли, Бонаккорсо Питти, Джованни Виллани, Паоло да Чертальдо, Джованни Кавальканти) исследовать личность делового человека эпохи Возрождения как носителя индивидуальной культуры и представителя городской общности. Задача, которая представляется выполнимой в рамках данной статьи, ― отследить особенности купеческого мышления и деятельности, отношения пополанства к труду и отдыху, семейным делам, удаче и неудаче, христианской догматике и нормам нравственности. Задача, которая представляется наиболее интересной, ― оценить уровень утилитарности повседневных представлений деловых людей эпохи Ренессанса, выявить характер и круг культурных предпочтений, вкусов, интересов пополанства.

Следует напомнить, что Флоренция XIV-XV вв. ― развитый центр экономической и культурной жизни Италии. Экономический расцвет Флоренции XIVв. был связан с процессом складывания раннекапиталистических отношений и проявился в развитии банковско-ростовщического дела (флорентийские банкиры финансировали в числе прочих римского папу, германского императора, французского короля), а также в активном участии флорентийских купцов в международной торговле (Флоренция издавна славилась изготовлением сукон, шелковых тканей, обработкой мехов и ювелирными изделиями). Расположенный на стыке торговых путей, этот город уже в XIII в. превратился в один из самых крупных в Европе. Флорентийская монета – золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в европейском регионе [19].

Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников ― ткачей, шелкоделов, меховщиков, интересы которых представляли цехи. Усиление позиций пополанства в экономике предопределило его претензии на участие в политической жизни города. В интересах «старших цехов», т.е. высшего слоя пополанства, в 1293 г., на заре Возрождения, во Флоренции была принята первая в Европе республиканская конституция ― «Установление справедливости», способствовавшая демократизации общественной жизни Флоренции [19]. Этот антифеодальный закон закрепил победу пополанов, одержанную в борьбе с аристократическими феодальными семействами. Согласно «Установлению справедливости» последним надлежало выселиться из города. Сокрушив власть феодалов, пополанство сделало свой успех основой дальнейшего развития города-коммуны. В 1434 г. республиканское устройство во Флоренции сменила тирания – единоличная диктатура отдельных богатых семейств. Фактическим правителем города-государства стал флорентийский род Медичи, за годы активной коммерческой деятельности накопивший солидное состояние и преуспевший в международной торговле.

Пополанство – основной слой населения флорентийской коммуны – был неоднородным. Социальный состав итальянского города-государства включал в себя нобилитет (олигархов, магнатов) или «жирный народ» (nobili, popolo grasso), деловых людей или «новых людей» (gente nuova, uomini d’affare), плебс или «тощий мелкий люд» (popolo minuto) [5]. Флоренция, как и другие города Италии, был сравнительно небольшим (численность его населения в 1330 г. составляла 90 тыс. чел.), но накал общественной жизни, водоворот политических страстей был столь интенсивным, что вовлекал практически все взрослое мужское население. Реалии функционирования итальянских городов-государств XIV-XV вв., с их динамизмом и нестабильностью, диктовали зачастую необходимость заниматься многообразными видами деятельности. Повседневная действительность существования в таком городе-коммуне вырабатывала у его граждан предприимчивость, трудолюбие, самостоятельность, высокую гражданскую активность, закаляла энергичные, инициативные характеры.

Горожанину-итальянцу раннего Возрождения, вовлеченному в отношения, которые кардинально отличались от принятых в средневековом обществе с его иерархичностью, хозяйственной замкнутостью, низкой социальной мобильностью, нужно было иметь новые моральные ориентиры, проявлять смелость и последовательность в светской оценке явлений действительности. Переоценка средневековых представлений о преимуществах аскетизма и созерцания и формирование новых черт социальной психологии, побуждающих анализировать земную действительность и делать выбор в пользу активной жизни и земных благ, наиболее решительно происходили в торгово-купеческой среде городского сообщества.

К началу XV в. в Италии уже обрел свои главные черты молодой буржуазный класс, который стал главным действующим лицом эпохи. Деловые люди, или люди «нового типа» твердо стояли на ногах, богатели и с уверенностью смотрели в завтрашний день. Им все более чужд становился трагизм мироощущения, пафос страдания, эстетизация нищеты ― все, что господствовало в общественном сознании средневекового города и отражалось в его искусстве. Они по-новому ощущали свою связь с миром, обществом и другими людьми, их отличали активная жизненная позиция, трудолюбие, целеустремленность, прагматизм, внутренняя свобода и жизненный оптимизм. «Именно в это бурное, полное борьбы и потрясений время формируется новый тип человека ― хозяина жизни», – отмечает отечественный исследователь Л.М.Брагина, – «это вышедший победителем из разных фаз ожесточенных классовых схваток, зажиточный, энергичный, гордый своими успехами и уверенный в своих силах горожанин» [5].

Деловые люди итальянского треченто не имели аристократических корней: они были прямыми потомками средневековых бюргеров, которые в свою очередь происходили из средневековых крестьян, переселившихся в города. Редкий купец мог сослаться в определенных случаях на своих рачительных и удачливых предков или родителей, но даже он должен был рассчитывать на собственное трудолюбие и предприимчивость. Свою деятельность деловые люди начинали с роли младших партнеров в торгово-банковских предприятиях старых купеческих фамилий. Путь к экономическому могуществу и общественному влиянию давался тяжелым трудом и требовал незаурядных качеств, но главное ― мировоззренческих установок, созвучных духу и ритму этой противоречивой эпохи.

Процесс обмирщения разных сфер функционирования итальянского общества XIV-XV вв. отразился в воззрениях купцов, выдвинув на первый план признание самостоятельной ценности земного существования. Обыденное отношение купеческой прослойки к благам земного мира было лишено аскетического неприятия, характерного для средневековой христианской морали. Деловые люди Возрождения осознают ценность преходящего мирского существования и желают максимально заполнить время земной жизни полезной деятельностью. Основным видом деятельности представители купечества считали накопление капиталов и приращение состояния. При этом в росте своего личного благосостояния флорентийские пополаны видели залог могущества всего города и будущего своих потомков.

Следует отметить, что в эпоху Возрождения, с ростом самосознания личности, происходит открытие «личного времени», когда из собственности Бога время становится собственностью человека. Деловые люди ценили время по прозаическим причинам. Так, в сочинении назидательного жанра – «Книге о добрых нравах» (60-е гг. XIV в.) Паоло да Чертальдо фиксирует сроки, когда рекомендуется покупать и продавать те или иные продукты. Время субъективируется, «очеловечивается», и потребность «присвоить себе время» испытывают как деловые люди, так и другие слои городского социума [6]. «Время купцов» решительно заявляет о своей автономии по отношению ко «времени церкви». Так, деловых людей уже не устраивает церковный календарь с подвижными праздниками и началом года, колеблющимся между 22 марта и 25 апреля, им необходима форма для более точных расчетов времени. В связи с этой потребностью начало года устанавливается 1 января. Купцы также нуждаются в точном и равномерном измерении малых отрезков времени. Изобретенные в конце XIII в. механические часы устанавливаются на башнях городских ратуш и соборов. Во Флоренции это событие, символизировавшее переход времени на службу патрициям, светским властям, купцам, состоялось в 1325 г. [6].

Обостренное чувство времени в эпоху Возрождения побуждает человека больше заботиться о смысле и направленности своего земного бытия. Не случайно, торговец Джованни Морелли, в своих записках, включающих в себя период с 1348 г. по 1411 г., постоянно делает наставления, как «лучше использовать то небольшое количество времени, которое отпущено на земную жизнь» [27, 285].

Едва ли не единственными видами «отвлеченного» досуга, признаваемыми богатыми пополанами, были занятия словесностью и изящными искусствами. Во Флоренции XIV в. развивалось новое культурное явление ― коллекционирование предметов искусства. В пополанской среде было распространено собирательство книг. В состав купеческих библиотек, иногда весьма обширных, входили произведения античных и средневековых авторов, нередко и современные сочинения, причем в большей части они были светскими. Джованни Морелли считал, что, читая Данте, Вергилия, Боэция, Сенеку, Цицерона, изучая их каждый день, можно принести «большую пользу своему уму». При этом пополанам было не просто известно содержание большого числа сочинений, некоторые из них находили особое удовольствие в том, чтобы поразмышлять о прочитанном, обменяться своими идеями с другими [9, 18-21]. Деловые люди могли использовать часть своих способностей, занимаясь творчеством (написание хроник, записок, наставлений потомкам, усвоение научных знаний), но они не рассматривали такую деятельность как основную. Коллекционирование произведений искусства, чтение книг, писательский труд ― все эти занятия рассматривались как увлечения человека состоявшегося, реализовавшего свои стремления. Им, как правило, предавались, когда приходилось отойти от дел, по старости или из-за болезни.

Главный смысл жизни наиболее динамичной части общества итальянского Возрождения заключался в банковских и торговых операциях, руководстве производством тканей, банковскими филиалами. Немаловажно заметить, что эти виды деятельности не чередовались размеренно с периодами отдыха, но становились напряженной всевозрастающей деятельностью, при которой особую ценность приобретало земное время. Так, купец-хронист Бонаккорсо Питти (1354-1430 гг.), выходец из богатой и знатной флорентийской семьи, повествуя о деловой жизни своего отца, который производил и продавал сукно, отмечает: «Бывало, что он выпускал 11 сотен кусков, из которых большую часть посылал в Апулию; он очень рьяно занимался этим ремеслом» [11, 12]. Давая характеристику жизненной позиции пополанов, отечественный исследователь И.А.Краснова, приходит к выводу: «Успех на любом поприще: и в накоплении богатств, и в политике, богатые флорентийские граждане связывали с активной деятельностью, требующей максимальной энергии» [8, 54]. Джованни Кавальканти, выходец из знатнейшего рода, давшего прославленного поэта и мыслителя Гвидо Кавальканти и других выдающихся личностей, в хронике «История Флоренции» (XV в.) побуждает к активным усилиям для достижения земного успеха следующим призывом: «Сам Бог поможет тому, кто не пребывает в бездействии, ведь лень и вялость отличаются столь же рыхлой структурой, как и перья, но последствия, ими порожденные, более жестки, чем косточки миндаля» [22, 542].

  1. Источники по истории средних веков (V-XV вв.) Глава Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке

    Документ
    ОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеВведение Глава 1. Источники по истории средних веков (V-XV вв.) Глава 2. Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке
  2. Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества XIV начала XV вв

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 21 » декабря в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.243.03 при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по адресу: 410026 г.
  3. Человек перед лицом смерти

    Документ
    Эта книга представляет собой исследование психологических установок европейцев в отношении смерти и их смену на протяжении огромного исторического периода — от средних веков до
  4. Порьяз А, Возрождение

    Документ
    Четвертая книга серии посвящена богатейшей истории культуры Возрождения. В ней освещены такие аспекты европейской цивилизации прошлого, как история, экономика, социальное устройство, религия, наука, искусство, повседневная жизнь.
  5. Древнерусская литература. Литература XVIII века История русской литературы в 4-х томах

    Документ
    Предметом первого тома является древнерусская литература и литература XVIII в. Здесь освещается своеобразие исторического пути русской литературы X – первой четверти XVIII в.
  6. История средних веков в двух томах под п общей редакцией (2)

    Документ
    Второй том содержит материал о последнем периоде западного средневековья от великих географических открытий на рубеже XV—XVI вв. до Вестфальского мира (1648).
  7. Д. С. Лихачев и Г. П. Макогоненко

    Документ
    Авторы первой части 1-го тома— «Русская литература X — первой четверти XVIII века»: Л. А. Дмитриев (глава третья, глава четвертая), Д. С. Лихачев (Введение, Заключение), Я.
  8. Л. Н. Гумилев Исторические труды

    Документ
    Боязнь разочарования. Этносы как форма существования вид Ношо sapiens. Предмет исследования. Экскурс в философию. Человечество как вид Homo sapiens. Определения понятия "этнос"
  9. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга I

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это нельзя

Другие похожие документы..