Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, утверждённой приказом Министерства образования РФ 05.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №80Г.ХАБАРОВСКА

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора школы по Директор МБОУ СОШ СУИОП

80№ __

Ивлиева С.В. УВРМБОУ СОШСУИОП №80 г.Хабаровск

Г.Хабаровск

Протокол №­­__от ________Быстрякова С.А. Булгакова Е.М.

«10»сентября2011 г. «16»сентября 2011 г. Приказ №____от «___»____2011 г.

Название курса: Изобразительное искусство

Учитель: Томилка В.Н.

Класс: 1 класс

Предмет:Изобразительное искусство

2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, утверждённой приказом Министерства образования РФ 05.03.2004г. №1089 и авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова».-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2010.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих задач:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Название учебно-методического комплекта

1.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж./ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина.-7-е изд.- М.: Дрофа, 2009.

2.Изобразительное искусство.1 кл.: рабочая тетрадь/ Кузин В.С., Кубышкина Э.И. -М.: Дрофа, 2009.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса:

Знать/понимать:

• о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

уметь :

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

-различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

-выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство (33 часа)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

По

плану

Фактически

1

Раздел 1. Художественный языкизобразительного искусства (9 часов)

Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами.

1

2

Учимся рисовать кистью.

1

3

Линия и штрих – основа рисунка.

1

4

Форма предметов.

1

5

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

1

6

Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

1

7

Техника работы акварелью.

1

8

Техника работы гуашью.

1

9

Композиция рисунка.

1

10

Раздел 2. Мир изобразительных искусств (13 часов)

Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему.

1

11

Вид изобразительного искусства – графика.

1

12

Урок – выставка. Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных.

1

13

Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».

1

14

Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры.

1

15

Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа.

1

16

Виды изобразительного искусства. Викторина.

1

17

Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.

1

18

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы».

1

19

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря.

1

20

Портрет. Рисование по памяти портрета друга.

1

21

Обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи.

1

22

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь».

1

23

Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (11 часов)

Открытка как самостоятельное художественное произведение.

1

24

Техника граттаж. Графика.

1

25

Рисовать можно пятном.

1

26

Конструирование птиц из бумаги.

1

27

«Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».

1

28

«Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.

1

29

«Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

1

30

Искусство народных мастеров России. Гжель.

1

31

Искусство народных мастеров России. Хохлома.

1

32

Искусство народных мастеров России. Жостово.

1

33

Урок – выставка. Искусство народных мастеров России. Матрешка.

1

Содержание программы

Изобразительное искусство

1 класс(33 часа)

Рабочая программа содержит в себе три раздела:

«Мир изобразительных (пластических) искусств»-9 часов;

«Художественный язык изобразительного искусства»-13 часов;

«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»-11часов.

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура);

Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) ;

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура).

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство:

-Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

-Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

-Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Формы и средства контроля:

Урок – выставка (2часа)

Учебно-методические средства обучения:

I.Основная литература:

1.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж./ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина.-7-е изд.- М.: Дрофа, 2008.

2.Изобразительное искусство.1 кл.: рабочая тетрадь/ Кузин В.С., Кубышкина Э.И. -М.: Дрофа, 2008.

3.Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.

II. Дополнительная литература:

1.О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

2.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

3.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

4.Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. 5.Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

5.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 96 с.

6.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. – 171

7.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с

8.Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

9.Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

10.Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

11.Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

12.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

13.Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

14.Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

15.Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

16.Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

17.Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

18.Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

19.Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. 17.С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.

20.Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255 с.

21.Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

22.Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

23.Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

III.Учебно-наглядное оборудование:

  1. Таблицы:

Хохлома

Гжель

Дымковская игрушка

Жостово

2.Обучающие электронные ресурсы

  1. Рабочая учебная программа педагога никитиной З. Н., Гавриловой М. А. учителей начальных классов по предметам начального общего образования для 2 класса программы разработаны на основе Примерных программ начального общего образования на базовом уровне

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной, Т.
  2. Информационно-аналитическая карта (паспорт) муниципального общеобразовательного учреждения

    Документ
    Телефоны: (395-5) 51-94-40 (приемная), (395-5) 51-94-30 (информационно-методический центр), (395-5) 51-94-50 (бухгалтерия), (395-5) 51-92-00 (завхоз), (395-5) 51-94-22 (вахта, столовая), (395-5) 51-94-70 (начальная школа), (395-5)
  3. Задача по обеспечению адаптивности учебно-воспитательного процесса, соединение знаний с личностью школьника выполнена в этом учебном году все 668 учащихся освоили базовый уровень. Успеваемость составила 100 %

    Задача
    Продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс современных методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков.
  4. Программа Составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования и адаптирована к местным условиям и требованиям

    Программа
    2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ВИКУЛОВСКАЯ СОШ №1», участвующей в апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в 2010-2011 учебном году.
  5. Программа сы Раслыйм: Мәктәп директоры /Л. З. Гарәфиев / Приказ №

    Программа
    Татар мәктәпләре өчен программалар”. Дүртьеллык башлангыч татар мәктәпләре өчен үстерелешле укыту программалары. Казан. “Мәгариф” нәшрияты, 2005, 86 бит
  6. Приказ № от образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения

    Образовательная программа
    Обеспечение развития способности к самооценке собственной деятельности; знакомство со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности.
  7. Образовательная программа начального общего образования с. Шеркалы

    Образовательная программа
    Банковские реквизиты ИНН 8614004153, КПП 861401001, ОГРН 1028601496857, ОКПО 41260598, ОКАТО 71121936001, ОКВЭД 80.21.2, р/c 402048104 36 в РКЦ Ханты-Мансийск г.
  8. Основная образовательная программа начального общего образования Данная программа

    Основная образовательная программа
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года,
  9. Наименование Программы Программа формирования универсальных учебных действий младших школьников Основание для разработки Программы фгос начального общего образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ №373 06. 10. 2009г

    Программа
    -Программа муниципальной экспериментальной площадки «Модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников».

Другие похожие документы..