Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика игры для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

_____________Шумакова А.В.

«___»_________________2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИГРЫ

для специальности 050716.65 – «Специальная психология»

с дополнительной специальностью 050717.65 –

«Специальная дошкольная педагогика и психология»

«Разработано» «Утверждено»

______________ Русинова С.В. «__»___________

дата утверждения на

заседании кафедры

специальной педагогики

и предметных методик

«Согласовано»

______________ Слюсарева Е.С., декан факультета

подпись специальной педагогики

Ставрополь, 2011

Пояснительная записка к УМК

Игра - особый вид деятельности человека, возникающая в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Развивающий потенциал игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо велик, поскольку является эффективным средством формирования личности дошкольника, способствует развитию психических процессов имеющих первостепенное значение формирования познавательного потенциала и дальнейшего школьного обучения, волевой и сознательной регуляции человеческих действий, которые затем в более сложных формах осуществляются с помощью слова в процессе словесно-логического мышления, в игре реализуется потребность ребенка воздействия на мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

В связи с этим дисциплина «Теория и методика игры» нашла свое отражение в системе подготовки педагогических кадров для работы с детьми дошкольного возраста, поскольку имеет важное значение для профессионального становления будущих педагогов.

Представленный учебно-методический комплекс соответствует Государственному образовательному стандарту ВПО, составлен с учетом новой парадигмы современной педагогики и перспектив развития коррекционной педагогики в связи с расширением объекта воспитания.

Содержательный аспект и конструирование учебного курса осуществлены с учетом предшествующей подготовки студентов, освоения ими основ педагогики, философии, психологии, истории педагогики и других фундаментальных наук.

Структура учебно-методического комплекса представлена:

1) пояснительной запиской;

2) учебной программой дисциплины, включающей цели и задачи, квалификационные требования, дидактические единицы по стандарту, трудоёмкость, учебно-тематический план, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины;

3) методическими рекомендациями для преподавателя по организации изучения дисциплины, включающими рекомендации по организации лекционного курса, курса семинарских занятий, самостоятельной работы;

4) методическими рекомендациями для студентов по выполнению самостоятельной работы, включающими общие положения, задания для самостоятельной работы, примерную тематику рефератов и курсовых;

5) рекомендациями по организации программированного контроля знаний, умений, навыков студентов, включающими пояснительную записку к тестам, тестовые задания и ключ к ним.

Созданный учебно-методический комплекс по дисциплине разработан с учетом требований к подготовке педагогических кадров, способствует оптимизации профессиональной подготовки будущих педагогов в области специального образования и рекомендован к использованию в учебном процессе по специальностям 05071765«Специальная дошкольная педагогика и психология»

  1. Рабочая учебная программа дисциплины

2.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов целостную систему знаний по теории и методике обучения игровой деятельности, заложить теоретические и практические знания о специфике развития игровой деятельности у детей с отклонениями в развитии и методах ее обучения.

Задачи дисциплины:

  1. Изучить общие вопросы теории игры как специфического вида деятельности детей дошкольного возраста.

  2. Сформировать у студентов знания о психологических предпосылках формирования игровой деятельности в дошкольном возрасте.

  3. Актуализировать теоретические знания о методике обучения игровой деятельности детей дошкольного возраста.

  4. Овладение студентами системой теоретических знаний об особенностях игровой деятельности дошкольников с отклонениями в развитии.

  5. Сформировать у студентов представления об общих и специфических приемах и методах руководства детской игрой в разные периоды жизни у детей с проблемами в развитии.

  6. Обучить студентов методически правильно организовать игровую деятельность детей с отклонениями в развитии.

  7. Получить практические навыки организации и проведения игровой деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать:

- теоретические обоснования развития игровой деятельности в дошкольном возрасте;

- этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, виды игр и их классификацию;

- психолого-педагогические условия организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольного возраста;

- специфику игровой деятельности детей с отклонениями в развитии;

- методики организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии;

- возможностях игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии различного характера.

Студент должен овладеть первоначальными умениями и навыками:

- самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой, а также развить критические способности и творческое начало при работе с литературой;

- анализировать особенности игровой деятельности в различных возрастных категориях детей дошкольного возраста и специфику ее применения в различных видах психолого-педагогической коррекционной работе с детьми;

- методически грамотно организовывать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

- осуществления дидактического проектирование работы педагога по руководству и участию в игровой деятельности детей с отклонениями в развитии;

- использования наиболее рациональных приемов в развитии игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи;

- руководства развитием творческих и исследовательских способностей детей посредствам игровой деятельности;

- проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку

2.3. Дидактические единицы по стандарту

Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Социальная природа игры. Общие теории игры. Развитие проблемы психологии детской игры в отечественной науке. Возникновение игры в онтогенезе. Психологические предпосылки сюжетно-ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития. Характеристика основных методов руководства игровой деятельностью дошкольников с отклонениями в развитии. Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах. Роль игрушки в развитии игры детей с проблемами в развитии. Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии. Дидактические игры. Сюжетно-ролевая игра и ее значение в создании психологической готовности ребенка к школьному обучению.

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

30

7

Аудиторные занятия

16

7

Лекции

10

7

Семинарские занятия

6

7

Самостоятельная работа

14

7

Вид итогового контроля

зачет

7

    1. Содержание дисциплины

Разделы (темы) дисциплины

Лек-ции

Сем. зан.

Сам.

раб.

1.

Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста.

2

2

4

2.

Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

2

2

3.

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями развития

2

2

4

4.

Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах

2

2

4

5.

Роль игрушки в развитии игры детей с проблемами в развитии

3

2

ИТОГО

10

6

16

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине методика обучения изобразительной деятельности для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    3) методическими рекомендациями для преподавателя по организации изучения дисциплины, включающими рекомендации по организации лекционного курса, курса семинарских занятий,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине методика формирования элементарных математических представлений для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс является практическим курсом к дисциплине «Методика формирования элементарных математических представлений» Изучение данного курса как учебного предмета в процессе подготовки психологов в области
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха для специальности 050716. 65 -"Специальная психология"

    Учебно-методический комплекс
    4) методическими рекомендациями для студентов по выполнению самостоятельной работы, включающими общие положения, задания для самостоятельной работы, примерную тематику рефератов и курсовых;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «технические средства диагностики и коррекции слуха и речи» для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи» рекомендован для специальности 05071665-«Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине методика обучения труду для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    2) учебной программой дисциплины, включающей цели и задачи, квалификационные требования, дидактические единицы по стандарту, трудоёмкость, учебно-тематический план,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине клиника интеллектуальных нарушений для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине психология лиц с умственной отсталостью для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65 Специальная дошкольная педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    В содержание курса включены вопросы, отражающие особенности психического развития умственно отсталого ребенка на разных возрастных этапах, с акцентом на специфичности возникновения и развития у этих детей главных психических новообразований возраста.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «психолингвистика» Для специальности 050716. 65 Специальная психология

    Учебно-методический комплекс
    Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирование речи в их соотнесенности с системой языка. В отличие от лингвистики, психолингвистика относится к языку, прежде всего, как к феномену психики,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине (84)

    Учебно-методический комплекс
    С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, по­мочь ребенку преодолеть страх перед огромным

Другие похожие документы..