Отчет о результатах самообследования специальности 030903. 65

Разработаны видеолекции по дисциплинам кафедры:

- «Антикварное и букинистическое дело» (Тараканова О.Л., 2007);

- «Технология книгораспространения» (Каменская Н.Г., 2007);

-«История книжного дела» (Куприянова Т.Г., 2007);

-«Книговедение» (Беловицкая А.А., 2007);

- «История книги» (Куприянова Т.Г., 2007);

- «Библиография» (Сухорукова Е.М., 2008).

Подготовлены электронные комплексы, учебно-методические материалы и тестовые заданий по дисциплинам специальности 030903.65 «Книгораспространение»:

- Тесты по «Технологии книгораспространения». М., МГУП, 2007. (Сертификат Министерства образования РФ) (Каменская Н.Г.8,0 п.л.);

- «Библиография. Раздел: Общая библиография» (Сухорукова Е.М., 2008);

- «Библиография. Раздел: Иностранная библиография» (Грузинова Л.Б., 2008);

- Тесты по «Истории книжного дела». М. : МГУП, 2008. (Сертификат Министерства образования РФ). (Куприянова Т.Г.7,0 п.л.);

- «Антикварное и букинистическое дело» (Тараканова О.Л., Панарина Т.В., 2010).

-Логистика. Электронный учебный модуль.- Система дистанционного бизнес-образования для малого и среднего бизнеса. М., 2008. Режим доступа:

/ursFrm.asp?actid=148 10 а.л. (Крылова М.Д.);

- Электронный учебный модуль.- Система дистанционного бизнес-образования для малого и среднего бизнеса. М., 2010. Режим доступа:

/ursFrm.asp?actid=199 10 а.л.(Крылова М.Д.).

Важнейшей частью подготовки специалиста книгораспространения является его обучение современным информационным технологиям.

На 1 курсе студенты изучают основы информатики. Закрепление полученных знаний и навыков осуществляется во время компьютерной учебной практики. В дальнейшем занятия в компьютерных классах предусмотрены по дисциплинам: «Технология разработки автоматизированных информационных систем», «Информационные технологии в книжном деле», «Технические и программные средства обеспечения книжного дела».

Большое внимание уделяется обучению студентов работе в глобальной сети Интернет. Акцент в преподавании информационных дисциплин постепенно смещается от индивидуальной работы студента на персональном компьютере к групповой работе в локальной сети, адаптации к условиям «виртуального офиса», когда работнику, кроме индивидуальных навыков, надо уметь работать в глобальной сети - принимать, отсылать, редактировать и модифицировать документы, распределенные в пространстве Интернет.

Студенты всех форм обучения имеют возможность ознакомления через Интернет с электронными версиями учебников и учебных пособий, применяемыми в учебном процессе.

Лицензионное программное обеспечение, используемое в учебном процессе:

  • Операционная система Microsoft Windows XP SP 3;

  • Microsoft Office 2007;

  • Microsoft Access 2007;

  • Microsoft Visual FoxPro 8.0;

  • Visual Studio 9 (Eng);

  • ABBYY FineReader 9.0;

  • Adobe Design Premium CS4;

  • Adobe Reader Rus 9.0;

  • Система тестирования АСТ 2000;

  • Galileo, SuperNova.

На базе филиала кафедры книжного бизнеса в ООО Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС» студенты факультета имеют возможность знакомиться с современными программными разработками по обеспечению торгово-технологического процесса, например, программным комплексом Microsoft Dynamics NAV 5.0 и прочим программным обеспечением, обеспечивающим весь технологический цикл продвижения книги от издателя к потребителю:

    • Внешний менеджер (Заказчик - Поставщик - Предложение - Заказ - Расчет);

    • Внутренний менеджер (Поставщик - Продажа - Возврат);

    • Прием товара (электронные и обычные накладные, прием через Интернет);

    • Библиография 4.16;

    • Справка;

    • Кассовые операции (Продажа)

    • Крупный, мелкий опт;

    • Интернет-торговля, интернет-маркетинг.

4.4. Планирование учебного процесса

При планировании учебного процесса разрабатывается рабочая документация, включающая:

  • линейный график учебного процесса;

  • объемы учебной нагрузки на учебный год;

  • проект штатного расписания профессорско-преподавательского состава;

  • извещения о планируемой учебной нагрузке для кафедр;

  • расписание учебных занятий.

Учебный процесс на факультете издательского дела и журналистики организуется в соответствии с линейными графиками учебного процесса для каждой формы обучения (очной, очно-заочной, заочной). Линейный график составляется деканатом на каждый последующий учебный год.

В основу линейного графика закладываются нормативные сроки реализации образовательной программы, предусмотренные ГОС ВПО по специальности 030903.65 «Книгораспространение». Они предусматривают 2 семестра в учебном году, экзаменационную сессию по окончании каждого семестра, практики и каникулы. Линейный график полностью отражает график учебного процесса для каждой учебной группы в строгом соответствии с учебным планом и ГОС ВПО.

Ответственность за подготовку рабочих учебных планов в Университете возложена на деканаты и выпускающие кафедры, которые разрабатывают эти планы с учетом требований соответствующего ГОС ВПО. Деканаты, выпускающие кафедры разрабатывают учебные планы с учетом требований соответствующего образовательного стандарта. После проверки планов в учебном отделе и согласования их с проректором по учебной работе планы утверждаются ректором университета. Подготовка рабочих учебных планов на последующий учебный год завершается за полгода до начала занятий по этим планам.

Учебные занятия для студентов очной формы обучения организуются преимущественно в первой половине дня. Академический час в университете принят равным 45 минутам, что соответствует установленным нормативным требованиям. Занятия ведутся по сдвоенным академическим часам (парам). Между каждым часом учебных занятий в паре принят 5-минутный перерыв. Между парами установлены 10-минутные перерывы. Перерыв между второй и третьей парами составляет 50 минут.

Расписание учебных занятий составляется по всем курсам специальности на соответствующий семестр. В расписании указываются номера учебных групп, учебные дисциплины, виды занятий, дата, время и место их проведения, фамилии преподавателей, ведущих занятия.

Отличительными особенностями функционирующей в Университете подсистемы планирования учебного процесса являются: комплексная автоматизация, централизованное планирование в сочетании с учетом индивидуальных пожеланий кафедр и преподавателей.

Корректировка учебных планов и учебной нагрузки кафедры осуществляется на основе представлений заведующих кафедрами и согласования изменений в установленном порядке. С учетом поступившей информации автоматизированным способом рассчитывается проект учебной нагрузки по каждой кафедре. Эти проекты распечатываются и передаются на кафедры. Следующим этапом планирования учебного процесса является детализация нагрузки индивидуально каждому преподавателю.

После формирования сводных данных об учебной нагрузке каждой кафедры информация поступает в департамент финансовой политики для подготовки штатного расписания профессорско-преподавательского состава Университета и отдельных кафедр. Расчет проектов штатных расписаний и ежемесячных фондов заработной платы ППС кафедр, факультетов осуществляется в соответствии с утвержденным порядком.После корректировки и согласования утвержденные штатные расписания вводятся в действие. Штатное расписание является основанием для объявления конкурса на вакантные места (если таковые появляются) и решения других необходимых кадровых вопросов по ППС.

Следующим этапом планирования учебного процесса является формирование расписания учебных занятий для всех групп студентов Университета. Для реализации этой процедуры используется следующая информация:

  • сводные данные об учебной нагрузке кафедр;

  • утвержденное штатное расписание;

  • сведения о состоянии аудиторного фонда;

  • графики учебного процесса.

Составление расписания занятий производится автоматизированным способом. В результате формируются документы:

  • расписание учебных занятий группы;

  • расписание занятий преподавателя;

  • расписание занятий в каждой учебной аудитории.

Таким образом, расписание учебных занятий обеспечивает порядок, системность и последовательность проведения учебных занятий в течение семестра. Исполнение расписания контролируется департаментом управления образовательным процессом, деканатом факультета издательского дела и журналистики с целью выявления возникающих нештатных ситуаций либо отклонений от плана для последующей разработки корректирующих мероприятий.

Проведенный анализ свидетельствует о надлежащем уровне организации учебного процесса, что позволяет вести подготовку в полном соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 030903.65 «Книгораспространение».

4.5. Организация практик

Студенты, обучающиеся по специальности 030903.65 «Книгораспространение», проходят компьютерную, производственную и преддипломную практику.

Компьютерная практика предусмотрена для студентов 1 курса обучения, предполагает выполнение студентами работ, связанных с подготовкой электронных презентаций или электронного издания на основе представленных кафедрами исходных материалов в виде текстовых фрагментов, графиков, рисунков с указанием особенностей их воспроизведения.

В течение отчетного периода (2007-2011 гг.) студенты, обучающиеся по специальности 030903.65 «Книгораспространение», проходили производственную и преддипломную практику, организуемую в рамках интегрированного обучения в различных издательских и книготорговых предприятиях Москвы и Московской области. Основными площадками, выбранными для прохождения практик, были: Российская книжная палата, отделы распространения и маркетинговые подразделения издательств «Айрис-Пресс», «Мастер», Издательская группа «АСТ», ЗАО «Издательский дом Мещерякова», «Издательский дом «Красная звезда», Издательская группа «Азбука-Аттикус» и др. Многие книготорговые организации предоставляют студентам возможность для прохождения практики и заключают с ними трудовые договоры или приглашают их на работу на постоянной основе. Такая практика осуществляется в ООО «АСТ», Торговая фирма «Академкнига», Группа компаний «ИНФРА-М», ООО «Библио-Глобус», ГУП ОЦ «МДК», ООО «Торговый Дом книги «Москва», ООО «Дом книги «Медведково», магазины «Лас-Книгас» и «Литера», ООО «Народная открытка», сеть магазинов «Буква», Антикварный салон «Стиль», Аукционный дом «Гелос», ООО Книжный клуб «Книговек» и др.

Следует отметить, что многие выпускники факультета по сей день продолжают успешно работать в организациях, в которых проходили практику и приобретали компетенции и практические навыки по распространению издательской продукции.

Перед началом производственной практики Университет заключает с предприятиями и организациями договоры о прохождении студентами производственной и преддипломной практики. Перед приходом на установленное место практики все студенты получают задания и перечень вопросов, подлежащих изучению, которые в процессе практики уточняются и конкретизируются. В ходе прохождения практики преподаватель осуществляет постоянный контроль за работой студента на предприятии либо в виде посещения производственной площадки, либо при личной беседе со студентом-практикантом. Преподаватели также поддерживают постоянный контакт с руководителями практики, назначенными на предприятиях, а в случае необходимости – с руководством предприятия.

Следует отметить большое значение руководства практикантами и наставничества на рабочих площадках, что способствует приобретению студентами профессиональных навыков и их реализации на практике.

Редкие случаи поиска новых мест для прохождения практики обычно связаны либо с закрытием предприятия, либо и с сокращениями сотрудников, которые нередко происходят в период финансово-экономических кризисов. В качестве примера можно назвать закрытие интернет-магазина ООО «Хит-зона», где проходил практику студент МГУП А. Волков.

В соответствии с программой прохождения практики студенты регулярно ведут дневник, в котором регистрируются разнообразные работы, выполняемые ими в пределах должностных инструкций имеющихся на каждом предприятии. Как правило, выполнение работ подтверждается подписью руководителей соответствующих подразделений по месту прохождения практики. В завершение периода прохождения практических занятий проводится защита отчетов студентов, в процессе которой обсуждаются итоги его деятельности с учетом характеристики, полученной студентом на предприятии. По итогам защиты выставляется соответствующая оценка.

В целом работа студентов на отраслевых производствах в период интегрированного обучения получает высокую оценку со стороны специалистов. Отмечается высокий уровень теоретических знаний и профессиональная мотивация студентов, что свидетельствует о получении практикантами необходимых общекультурных и профессиональных компетенций. К сожалению, этого нельзя сказать о карьерном росте. Лишь некоторые практиканты были приглашены на постоянную работу сразу после защиты выпускной квалификационной работы и получили повышение в должности после проведения соответствующей аттестации.

Анализ проведения производственной и преддипломной практик позволил сделать следующие выводы:

- включение производственной практики в схему интегрированного обучения позволяет ускорить приобретение студентами профессиональных навыков и понимания современного состояния книжного рынка, специфики организации различных предприятий распространения издательской продукции, а также получение возможности трудоустройства по специальности после окончания университета. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые студенты уже во время прохождения производственной практики в форме интегрированного обучения были отмечены за хорошую работу на предприятиях грамотами и призами. Например, в 2010-2011 гг. студенты 4 курса дневного отделения Новосартова Н.О. и Анохина В.Н. были признаны лучшими продавцами-консультантами сетевого магазина «Буква» на Щукинской. Студентка Солнцева Т. была награждена грамотой как лучший продавец магазина «Букбастер». Лучшими менеджерами отделов реализации стали студенты Горизонтова М.Г., работающая в «Книжном клубе «Книговек», и Сафронов А.А., проходивший практику в издательстве «Галарт».

- организация производственных практик на предприятиях книжного бизнеса позволяет Университету поддерживать тесную связь с отраслью, а преподавателям – руководителям практики обогащать читаемые дисциплины конкретными реалиями развития книжного бизнеса в условиях непростой экономической ситуации.

- студенты 5-го курса, как правило, продолжают работать на тех предприятиях, где проходили практику ранее, на 4-м курсе. Это позволяет им закрепить полученные умения и навыки, а также иллюстрирует их востребованность и высокие адаптивные способности. Смена места практики может быть связана с необходимостью сбора и изучения материала для написания выпускной квалификационной работы или перспективами последующего карьерного роста.

Программы практик разработаны в полном объеме. Программы практик и уровень организации последних соответствуют требованиям ГОС ВПО по специальности 030903.65 «Книгораспространение».

  1. Отчет о результатах самообследования специальности 030903. 65 (1)

    Содержательный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030903.65 «Книгораспространение»
  2. Отчет о результатах самообследования специальности 230203

    Содержательный отчет
    Специальность 230203.65 – «Информационные технологии в дизайне» открыта в МГУП в 2006/2007 учебном году приказом №45/01-06 от 25.03.2006 г. На основании действующей лицензии А № 258675, утвержденных Госстандартов и требований к обязательному
  3. Отчет о результатах самообследования специальности 230204

    Содержательный отчет
    Специальность 230204.65 – «Информационные технологии в медиаиндустрии» открыта в МГУП в 2006/2007 учебном году приказом №45/01-06 от 25.03.2006 г. На основании действующей лицензии А № 258675, утвержденных Госстандартов и требований
  4. Федеральное государ ственное бюджетное об р аз о в ате льноеу чр е ждениевы сше г о пр офесс ио н а льн о гообразовани я

    Документ
    В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества высшего образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения на базе национальной системы аккредитации

Другие похожие документы..