Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (базовый уровень)

Администрация г.Котовска Тамбовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»

г. Котовска Тамбовской области

«Утверждаю»

Директор: ____________С.Л. Попова

Приказ № 135 от 31.09.2010г.

Рассмотрена и рекомендована Методическим советом МОУ «ООШ №1» Протокол №1 от 27.08.2009г.

Рассмотрена и рекомендована Управляющим Советом МОУ «ООШ №1» Протокол №2 от 28.08.2009г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология. Общие закономерности»

для 9 класса

(базовый уровень)

на 2009 – 2013 годы

Учитель Алпацкая Н.А.

9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования от 5 марта 2004 года №1089 и авторской программы по биологии 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторов Н.И. Сонина; .Б.Захаров; С.Г.Мамонтов. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.11, полностью отражающей содержание Примерной про­граммы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов:1)Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009г. № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории тамбовской области и реализующих программы общего образования».

2) Школьное Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) муниципального образовательного учреждения, реализующего программы общего образования.

Цель курса: формирование у учащихся представлений об общих закономерностях организации живых систем., их эволюции.

Задачи курса:

освоение знаний об общебиологических закономерностях; основе рационального природопользования; сохранение окружающей среды; интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; пользоваться таблицами генетического кода, символикой генетических задач , использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии,; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми объектами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Рабочая программа для 9 класса построена на основе получения знаний о общих закономерностях развития живых организмов, эволюционном становлении живой природы, становлении процесса антропогенеза и формировании социальной среды. Знания материала 9 класса позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций живых организмов на разных уровнях живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соот­ветствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Важную роль биологическое образование играет в формировании и развитии обще-учебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, уметь составлять план, тезисы конспекта.

Формой организации образовательного процесса является урок, на котором учитель применяет различные приемы и методы организации деятельности исходя из структуры изучения материала, использует различные формы организации деятельности учащихся. Формами контроля, согласно локальному акту образовательного учреждения могут быть уроки повторения изученного материала, контрольные, проверочные работы, предусматривается проведение тестовых заданий (необходимость продиктована подготовкой учащихся на начальном этапе изучения биологии к последующей сдаче ЕГЭ).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 4 лабораторных и практических работ, предусмотренные Примерной программой. Нумера­ция лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе .В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания. В том числе в форме лабораторных работ. Схем. Немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты.

Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин; В.Б.Захаров; С.Г.Мамонтов «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основе примерной программы, опубликованной на сайте Министерства образования, на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства Образования от 25 марта 2004 года №1089 и программы автора учебника «Биология.Общие закономерности» Н.И.Сонина; В.Б.Захарова; С.Г.Мамонтова.

Введение

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Общие закономерности организации живых систем

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология- дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Общебиологические закономерности; основа рационального природопользования; сохранение окружающей среды; интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.

Связь биологических дисциплин с другими науками. Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные.

Иерархическая система организации организмов.

Учение о клетке

Элементный состав живого вещества биосферы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода ( химический состав и биологическая роль) и минеральные соли ( их вклад в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза.

Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация ( первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная). Свойства белков: денатурация, ренатурация. Функции

белков. Биологические катализаторы. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и роль биополимеров-полисахаридов. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран

и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов. ДНК- молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Транскрипция. РНК, структура и функции . Информационные, транспортные, рибосомальные РНК . Витамины: строение, источники поступления в организм.

Общие принципы клеточной организации

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка- структурно- функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: ЭПС, рибосомы, клеточный центр, митохонрии, комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип.

Деление клеток. Митоз, его фазы, биологический смысл и значение.

Прокариоты. Строение цитоплазмы и генетического аппарата бактериальной клетки. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные; аэробные и анаэробные. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни- вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой хозяином, воспроизведение.

Обмен веществ и превращение энергии

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пиноцитоз и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Формы размножения организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Основы биологии развития

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Наследственность и изменчивость

История представлений о наследственности и изменчивости

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение.Взгляды средневековых учёных на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Закономерности наследственности

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя- закон доминирования. Второй закон Менделя- закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя- закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных учёных в развитии генетики ( Н.И.Вавилов, Н.К.Кольцов, А.С. Серебровский, С.С.Четвериков, С.Н. Давиденков).

Основные формы изменчивости

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Ненаследственная ( модификационная изменчивость). Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Развитие живой природы.

Общие закономерности развития живой природы

Развитие биологии в додарвинский период. Работы Карла Линнея по систематике. Эволюционная теория

Ж.Б.Ламарка.Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Вид- эволюционная единица. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид – качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция- элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.Пути достижения биологического прогресса.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на земле. Химический, предбиологический ( теория А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

  1. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  2. Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8 9 классов

    Рабочая программа
    Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни
  3. Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для 5-х классов (базовый уровень)

    Рабочая программа
    воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
  4. Рабочая программа по учебному предмету Физика

    Рабочая программа
    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  5. Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» 1 класс

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  6. Методическое письмо Осоставлении рабочей программы к учебным предметам «биология» и«экология» Всоответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение

    Методическое письмо
    реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные
  7. Рабочая программа по учебному курсу «География. Природа России» 8 класс Базовый уровень

    Рабочая программа
    примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008г.
  8. Программы отдельных учебных предметов, курсов Общие положения

    Документ
    Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
  9. Рабочая программа по биологии. 2 ступень

    Рабочая программа
    В ней сохранены псе разделы и темы , изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня.

Другие похожие документы..