Методическое пособие для студентов Института массовых коммуникаций Санкт-Петербург

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра русского языка

Функциональные стили речи

Методическое пособие

для студентов Института массовых коммуникаций

Санкт-Петербург

2010

Составитель: к.ф.н., доцент СПбГУКиТ Т. А. Ярославцева

Рецензенты: к.ф.н., доцент Невского университета языка и культуры Т. В. Жаркова; к.ф.н., доцент, зав.кафедрой русского языка СПбГУКиТ Н. А. Розова

Методическое пособие предназначено студентам Института массовых коммуникаций для практических занятий по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование».

Рекомендовано к изданию в качестве методического пособия Методическим советом ИМК СПбГУКиТ.

Протокол № 10 от 01.07.2010.

© СПбГУКиТ, 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, изучающих стилистику русского языка и культуру речи.

Пособие содержит практические задания по функциональной стилистике, контрольные вопросы для самопроверки, списки рекомендательной литературы по каждой теме.

Практический материал основан на современных текстах, актуален для изучения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Вопросы и задания

1. Что является основой стилистики как науки? Труды какого ученого лежат в основе стилистики русского языка?

2. Как связаны между собой процессы формирования русского литературного языка и стилистики русского языка?

3. Как связаны проблемы языка и речи с формированием стилистики как науки?

4. Дайте определение стилистики как науки. Что является объектом стилистики и ее предметом?

5. Дайте определение понятий «стилистика ресурсов», «стилистика текста» и «функциональная стилистика».

6. Как связаны сферы общения и функциональные стили?

7. Дайте определение понятий «функциональный стиль», «стилеобразующий фактор».

8. Назовите доминирующие функции каждого стиля речи.

9. Расскажите о формировании стилей речи в историческом аспекте.

Задание 1. Определите стилевую принадлежность текстов. Аргументируйте свой ответ.

Текст 1

Вчера в полдень в центре города прохожие стали свидетелями необычайного происшествия: на улице вдруг появился тигр. Он спокойно пересек площадь и вошел во двор жилого дома.

Перепуганные жильцы позвонили в милицию, и к месту визита лесного гостя поспешила оперативная группа.

Но зверь забрался на высокое дерево и со страхом смотрел на людей.

Лейтенант Овчаренко полез на дерево, но тигр крепко держался за ветки. Все-таки милиционеру с помощью коллег удалось благополучно снять непрошеного гостя с дерева и доставить в зоопарк, где определили, что его возраст приблизительно три месяца. Но как тигренок попал в город, остается по-прежнему загадкой.

Текст 2

Пошла я на днях в магазин. Только вышла на улицу, вдруг вижу – идет прямо на меня огромный тигр. Я такого в зоопарке видела. Испугалась я, а он спокойно перешел улицу и пошел в наш двор.

Тут его ребята увидели. Побежали к нему с криком, а тигр – на дерево. Мальчишки со всех сторон к дереву сбежались. Вот ведь молодежь-то у нас какая – даже тигра не боятся! А один уже на дерево полез. Хорошо тут взрослые подошли, остановили его, кто-то побежал в милицию звонить.

И пяти минут не прошло, подъехал милицейский газик. Вышли трое. Один, молоденький такой, на дерево полез. А тигр сидит – не слезает. Еле-еле сняли его и в зоопарк увезли.

Народ еще долго не расходился, все спорили, как тигр здесь оказался. А потом слухи пошли, тигры, мол, из цирка убежали и по городу бродят.

Теперь он в зоопарке живет. Маленький, три месяца ему, говорят. Я с внуками ходила туда, видела. А на улице он мне огромным показался. Вот уж недаром говорят: “ У страха глаза велики!”

Текст 3

Начальнику управления внешних дел округа Коньково

майору милиции Каменеву В.С.

Настоящим докладываю, что 26 ноября с.г. в 14 часов 22 минуты в дежурную часть поступил звонок от Николаева Бориса Викторовича о том, что во дворе дома 41 по улице Новоспасской появился тигр.

С оперативной группой в составе старшего сержанта

Г.С. Никонорова и сержанта С.Е. Вербицкого я выехал по указанному адресу. По прибытии на место было установлено, что зверь находится на высоком дереве. Принятыми мерами тигр был снят с дерева и направлен в зоопарк.

Командир оперативной группы

лейтенант милиции А .М. Овчаренко

Литература:

1. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1993, стр. 7-31.

3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М., изд-во Флинта. 1997.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Вопросы и задания

1.С чем связано возникновение и развитие научного стиля речи

  1. В чем заключаются особенности научного стиля речи на ранних стадиях развития?

  2. Когда складывается научный стиль в России и с чем это связано?

  3. Охарактеризуйте деятельность М.В.Ломоносова в развитии научного стиля в России.

  4. Каковы функции современного научного стиля речи?

  5. Каковы внеязыковые особенности научного стиля речи?

  6. Как отражаются внеязыковые особенности научного стиля речи в лингвистических характеристиках?

  7. Каковы лексические особенности НСР?.

  8. Каковы морфологические особенности НСР?

  9. Каковы синтаксические особенности НСР?

  10. Каковы жанровые разновидности НСР?

Задание 1. Выделите научную лексику (общенаучную и специальную) в следующих текстах и определите, к каким научным сферам относятся тексты.

Текст 1

Типичное развитие кучево-дождевых облаков и выпадение из них осадков связано с мощными проявлениями атмосферного электричества, а именно с многократными электрическими разрядами в облаках или между облаками и землей. Такие разряды называют молниями, а сопровождающие их звуки – громом. Весь процесс, часто сопровождаемый еще и кратковременными усилениями ветра – шквалами, называется грозой.

Продолжительность грозы в каждом отдельном месте обычно невелика: от нескольких минут до нескольких часов. Число молний при сильной грозе измеряется десятками в 1 мин. Как правило, гроза сопровождается ливневыми осадками, иногда градом.

Грозы распространены повсеместно, причем, в тропиках они бывают круглый год. Например, в Индонезии на острове Ява, который занимает первое место в мире по количеству гроз, 167 дней в году сверкают молнии. В субтропических широтах, где преобладает высокое давление, гроз гораздо меньше: над сушей 20 – 50 дней в году, над морем 5 – 20 дней. В умеренных широтах 10 – 30 дней с грозами над сушей и 5-10 дней над морем. В полярных широтах грозы – уже единичное явление. Такое убывание гроз от низких широт к высоким понятно. Для осуществления грозы требуется не только большая неустойчивость стратификации и сильная конвекция, но и большая водность облаков; а водность облаков убывает с широтой вследствие убывания температуры.

Текст 2

Вся история человеческого общества – это взаимоотношения человека и природы. Многие тысячелетия природа остается первоосновой материальных благ. Длительное время человек не оказывал значительного негативного влияния на природу, хотя и использовал ее во все возрастающем объеме.

С развитием общественного производства все более возрастает влияние человека на природу и использование ее ресурсов. Это влияние носит двоякий характер. С одной стороны, оно является положительным для окружающей природной среды, улучшая и совершенствуя ее, с другой – ведет к ее ухудшению, деградации и разрушению. Примером положительного воздействия служит орошение засушливых земель и превращение их из бесплодных в плодородные, лесопосадки в пустынных районах, обводнение безводных территорий, выведение культурных и высококультурных видов растений пород животных и т.д.

Отрицательное воздействие проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении водоемов и атмосферного воздуха, эрозии плодородных земель и др. В общественное производство вовлекаются все новые и новые природные ресурсы, объем потребления их непрерывно увеличивается.

Текст 3

Первая, и одна из главных функций рынка, – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Механизм формирования цен – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-нибудь товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги.

Текст 4

Фактор адресата в текстах современной рекламы

Разные тексты характеризуются направленностью на разных адресатов: адресат художественных текстов – любой читатель, зритель; адресат научного текста ограничен конкретной сферой ментальности. Обязательная адресованность является признаком императивных речевых актов и “императивных” текстов, и прежде всего текстов рекламы. Адресат побуждения может быть конкретным единичным (Спой, светик, не стыдись!), или конкретным множественным (Друзья, робеть не надо!)

В рекламных текстах фактор адресата приобретает особую значимость, поскольку основной задачей рекламного текста является “превращение” адресата из просто читателя в исполнителя.

Перлокутивный эффект рекламного текста зависит от того, насколько точно автор текста представляет психологию своего адресата, в какой мере экспрессия рекламного текста соответствует жизненному облику потенциального клиента, его потребностям и вкусу. Все эти речевые действия осуществляются при помощи особых синтаксических средств – побудительных предложений. Однако побудительные предложения в рекламных текстах не непосредственные цели рекламодателя: современная реклама использует повелительное наклонение не для прямого побуждения к действию, а для аргументации – не Покупайте камины, а Почувствуйте настоящее тепло в доме! Реклама предпочитает не прямые побуждения, а советы, обнаруживающие заинтересованность адресанта в улучшении жизни адресата. Побудительные речевые акты (как прямые, так и косвенные) обнаруживают понимание адресантом человеческих “слабостей” адресата.

Текст 5

Среди штампов, играющих заметную роль в процессе мифологизации окружающей действительности, к числу наиболее активных в телевизионном дискурсе принадлежат ситуация под контролем, взять ситуацию по контроль, контролировать ситуацию, выйти из-под контроля и подобные.

В соответствии с семантическими оттенками, возникающими у сочетания контролировать ситуацию и подобных ему, в зависимости от контекстуального окружения, можно(конечно, довольно условно) сгруппировать наиболее типичные случаи его употребления.

К первой группе относятся высказывания, содержащие информацию о попытке действия, направленного на преодоление какого-либо негативного явления (стихийного бедствия, социального потрясения и т. п.). Так, о мерах китайских властей по ликвидации последствий наводнения, возникшего из-за прорыва дамбы, сообщается: «Ситуация на Янцзы все более выходит из-под контроля, хотя борьба со стихией не прекращается».

Задание 2. Прочитайте тексты. Определите соотношениеабстрактной и конкретной лексики.

Текст 1

Мерзлая зона, или многолетняя криолитозона, представляет собой длительно существующую, прерывистую по периферии и сплошную в центре слоевидную верхнюю часть земной коры, содержащую лед в виде массы, цементирующей отдельные минеральные составляющие горных пород и крупных монолитных тел типа линз, жил, пластов и скоплений в различных по форме и размеру полостях.

В физическом смысле криолитозона является результатом устойчивого охлаждения рассматриваемой части земной коры до температуры ниже 0 С, что обусловливается группой факторов как экзогенного (климат, водный режим, влажность и пр.), так и эндогенного (глубинное тело, деформации, поля напряжений и пр.) характера. Контуры криолитозоны, меняющиеся в пространстве и во времени, ограничиваются геоизотермой 0 С. Максимальная мощность многолетнемерзлых пород превышает 3 км (Антарктида), в северном полушарии – 1,5 км (Таймыр, Северная Земля, Гренландия).

Текст 2

Философы делят логическую аргументацию на два больших и существенно различающихся класса: аргументы индуктивной и дедуктивной структуры.

Заманчивой кажется нам мысль о соответствующем делении рассматриваемой проблемы: объект-гипотеза формируется путем логической индукции, а организация языковой символики отражает логическую дедукцию. Дело в том, что различие между индукцией и дедукцией является чрезвычайно существенным для дальнейшего изучения связей между восприятием и мышлением.

Задание 3. Охарактеризуйте текст с точки зрения использования в нем именных и глагольных форм. Какой род и какие падежные формы используются чаще всего? Выявите, какие формы времени и лицо глаголов преобладают.

Для продления сроков жизни человека и управления его функциональными состояниями предлагается использовать магнитные, электрические, электромагнитные и гравитационные волны и поля. Это предложение исходит из научно обоснованного понимания того, что рождение и развитие человека происходит в условиях вполне определенной матрицы силовых полей гравитационных, электромагнитных, электрических и прочих волн и их постоянных составляющих. Старение же организма является следствием расхождения телесной субстанции человека с вышеуказанной матрицей, составляющие которой изменяются по мере эволюции геогелио и других планетарных систем. С этой точки зрения создание искусственной, но постоянной матрицы способствовало бы значительному продлению человеческой жизни, особенно если такая матрица будет создана в условиях Космоса, а не Земли, на которой трудно избавиться от присущих ей аномалий. Поэтому экономически целесообразнее ориентироваться на Космос, а не на Землю. Вот почему в программах освоения космоса следует предусмотреть реализацию космической геронтологии.

  1. Методическое пособие для студентов Института массовых коммуникаций Санкт-Петербург (1)

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие предназначено студентам Института массовых коммуникаций для практических занятий по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование».
  2. Методическое пособие для студентов специальности (направления) "Журналистика"

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие включает рекомендации по написанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Журналистика».
  3. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Санкт-Петербург 2009 (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие дисциплины «Маркетинг» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.08.2009) и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский
  4. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов факультета массовых коммуникаций специальности 030602 «Связи с общественностью» Санкт-Петербург 2010

    Методические указания
    Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов факультета массовых коммуникаций специальности 030602 «Связи с общественностью» – СПб: СПбГУКиТ, 2010, - с.
  5. Методическое пособие для студентов Казань 2005

    Информационно-методическое пособие
    Работа над курсовыми и дипломными сочинениями требует не только глубоких теоретико-методологических знаний, владения современными методами исторической науки, но и правильного оформления текста научного исследования.
  6. Методическое пособие для студентов дистанционной формы обучения экономических специальностей

    Информационно-методическое пособие
    Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей.
  7. Методические пособие для студентов среднего профессионального образования специальности: 080113

    Документ
    Труд страхового агента – это весьма уважаемый среди профессионалов, нелегкий и высококвалифицированный труд. Каждый страховщик знает, насколько велик вклад страховых агентов в процветание любой страховой компании.
  8. Методическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004

    Информационно-методическое пособие
    Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение»
  9. Учебно методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»

    Информационно-методическое пособие
    В пособии использованы материалы и публикации белорусских исследователей арт – менеджмента Аксютика Н.И., Беляковой О.И., Веренич М.И., Жолобовой В.В.

Другие похожие документы..