Сознание и бессознательное в структуре познания

На правах рукописи

Никитина Елена Александровна

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В СТРУКТУРЕ ПОЗНАНИЯ

Специальность: 09.00.01 – онтология и теория познания

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Д.И.Дубровский

доктор философских наук, профессор

А.П.Алексеев

доктор философских наук, профессор

А.П.Романова

Ведущая организация: Московский государственный

технический университет

гражданской авиации,

кафедра гуманитарных и

социально-политических наук

Защита диссертации состоится 19 октября 2011 года в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 501.001.37 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, кор. 4, учебный корпус № 1, Зал заседаний Ученого совета (ауд. А-518).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова в учебном корпусе № 1 по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, кор. 4, сектор «Б», 3-й этаж, комн. 300, сектор читальных залов.

Автореферат разослан «____» _____________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук Брызгалина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования и постановка проблемы

Одним из проявлений трансформации классической эпистемологии в неклассическую стало разрушение «триединства» индивида, сознания и субъекта, сопровождавшееся формированием представлений о коллективном и социальном субъектах, концептуализацией представлений о бессознательном, постановкой проблемы объективного существования знания, критикой классической концепции истинности и т.д. Одновременно развивались неклассические представления о познающем субъекте-индивиде как конкретном телесном индивиде, существующем в пространстве и времени, включенном в определенную культуру, имеющем биографию, находящимся в коммуникативных, социальных и иных отношениях с другими людьми (В.А.Лекторский). Субъект познания принадлежит природе и социуму, он деятелен и рефлексивен, отражает и конструирует мир, понимает и интерпретирует его, принимает решения, действует и достигает поставленных целей. Границы субъектной парадигмы в современной эпистемологии, открытой для взаимодействия с другими научными дисциплинами, изучающими различные аспекты познания, существенно расширились.

Вместе с тем, в последние годы внимание исследователей познания привлечено к феномену неявного, личностного знания субъекта, которое, выступая как целостный, неартикулируемый контекст явного, рационального познания, во многом не осознается субъектом познания, не поддается полной рефлексии, что и составляет проблему при его изучении.

Неявное знание присутствует в структуре самых различных видов познания: научного, художественного, повседневного и т.п. Так, многочисленные исследования научного познания свидетельствуют о том, что неявное знание, включающее личный профессиональный опыт ученого (в том числе опыт постановки и решения проблем, опыт классификации, исследования и экспериментирования), а также знание, полученное в процессе совместной, коллективной исследовательской и экспериментальной работы (знание, передающееся «из рук в руки», усвоенное при непосредственных личных контактах, общении с другими учеными) существенно влияет на эффективность и результаты научной деятельности. Высокий «удельный вес» неявных знаний в интеллектуальном ресурсе эксперта отмечают также разработчики экспертных систем, т.е. интеллектуальных компьютерных систем, призванных помочь пользователю в прикладных и исследовательских задачах, связанных с принятием решений в условиях неполной информации.

Феномен неявного знания проявляет себя также в контексте более общих тенденций развития общества знаний. Так, необходимость совершенствования и развития среды, в которой создаются, функционируют, хранятся и передаются знания, используемые в различных сферах деятельности человека, формирует комплекс задач, связанных с управлением знаниями, менеджментом качества, развитием информационного образовательного пространства и т.д.

Все чаще задачи данного типа трактуются как разработка интеллектуальных технологий, сочетающих рациональное совместное использование интеллектуального капитала (включающего, в том числе, неявное знание), и информационных технологий для обеспечения качественного функционирования тех или иных видов деятельности человека – ведь постепенно среда существования человека насыщается информационными технологиями и сложными человеко-машинными системами, требующими эффективного управления.

Сочетание мышления человека и машинных вычислений, биологической памяти человека и внешней памяти на информационных носителях, коммуникации «лицом к лицу» и коммуникации, опосредованной информационными технологиями, телесного опыта в реальной жизненной среде и среде виртуальной, человеческого и машинного зрения и т.п. стало привычным в повседневной и профессиональной информационно-технологической среде жизнедеятельности человека. Разнообразные компьютерные системы, имеющие функции памяти, навигации, принятия решений и т.п., систематически используемые человеком для поиска, обработки и хранения информации, фактически становятся частью когнитивной системы человека, превращаются во внешний компонент внутреннего мышления человека. Наблюдается тенденция формирования нового, смешанного типа человеко-машинного познавательного инструментария и комплексного типа рациональности. Каким образом в данном смешанном типе «субъекта», где многие функции рационального мышления автоматизированы, вынесены вовне и переданы информационным системам, трансформируется неявное знание, та часть человеческих знаний, которая функционирует неосознаваемым для человека способом?

Понимания скрытых, неосознаваемых механизмов познания, и, возможно, иных, более широких трактовок познания, требует и наблюдаемая в настоящее время тенденция конвергенции когнитивных и информационных технологий с нанотехнологиями и биотехнологиями, свидетельствующая о возрастании роли субъекта, «средств и операций его деятельности, ценностно-целевых структур в научном познании» (В.С.Степин) и формировании качественно иного уровня проектно-конструктивной деятельности современного человека.

Соответственно, возникает ряд вопросов: как формируется и функционирует неявное знание? Какой должна быть эффективная методология исследования неявного знания?

Существует немало оснований полагать, что качества «осознаваемости» или «неосознаваемости» относятся к организации процесса познания: именно в динамике сознания и бессознательного формируются основные структуры субъекта познания и познавательная сфера, в том числе неявное знание. В частности, в результате интенсивного развития нейронаук накоплен массив экспериментальных данных, способных оказать влияние на направление философских исследований познания, требующих философской интерпретации и включения в эпистемологический дискурс.

Вместе с тем, соотносительные, «парные» понятия «сознание» и «бессознательное» не имеют в настоящее время общепринятого эпистемологического статуса и места в системе категорий и понятий эпистемологии. Существующие трактовки соотношения сознания и бессознательного как уровней познания не объясняют всей феноменологии сознания и бессознательного, а понимание их как форм познания не соответствует процессуальному характеру познания.

Более того, в последние десятилетия в отечественной философии возник определенный «провал» в философских исследованиях бессознательного. В этой связи придание бессознательному статуса эпистемологического понятия хотя и не вызывает принципиальных возражений, но, тем не менее, требует дополнительного обоснования, в отличие от психологии, где бессознательное имеет статус научного понятия. Последний крупный коллективный труд обобщающего междисциплинарного характера «Бессознательное: природа, функции, методы исследования» был издан в СССР более четверти века назад. В аналитических статьях по итогам конференции отмечалось, что, несмотря на обширный феноменологический материал, свидетельствующий об участии бессознательного в познании, а также многообразные исследования в психологии и смежных дисциплинах (психофизиологии, психиатрии и т.д.), систематизация данных материалов затруднена по ряду причин методологического характера, в том числе из-за существенных различий в исходных концептуальных установках, большого числа подходов и точек зрения, недостаточной дифференциации философской (гносеологической) и психологической трактовок бессознательного (Д.И.Дубровский).

В современной эпистемологии, как представляется, существуют более благоприятные методологические условия для решения данной проблемы, связанные с растущей дифференциацией эпистемологического знания, и отчетливой тенденцией формирования нескольких крупных направлений эпистемологии.

Степень научной разработанности проблемы

Научную литературу по проблематике исследования можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют отечественные и зарубежные монографические исследования. В данной группе необходимо отметить, прежде всего, работы академика РАН В.А.Лекторского, посвященные историческим этапам развития эпистемологии, современным тенденциям и перспективам развития эпистемологии. Различные аспекты современной эпистемологии развиваются в трудах Л.А.Микешиной, И.Т.Касавина, А.Л.Никифорова, В.В.Миронова, А.Ф.Грязнова, И.П.Меркулова, Е.Н. Князевой, Н.С.Автономовой, Б.И.Пружинина, И.Ю.Алексеевой, Н.С.Юлиной, А.В.Кезина, Е.В.Мамчур и др.

Интенсивно развиваются социально-гуманитарные исследования познания. Изучение социальных аспектов познания, социокультурный анализ познания, философский анализ истории познания в социокультурном контексте осуществляется в работах В.А.Лекторского, Н.В.Мотрошиловой, Б.Г.Юдина, В.А.Степина, И.Т.Фролова, Э.В.Ильенкова, В.С.Библера, Н.К.Кузнецовой, Е.В.Мамчур, М.К.Мамардашвили, А.П.Огурцова, И.Т.Касавина, Б.И.Липского, З.А.Сокулер и др. Экзистенциально-антропологические и коммуникативные аспекты познания рассматриваюся в работах Л.А.Микешиной, Б.В.Маркова, В.В.Васильева, Ф.И.Гиренка, А.А Костиковой и др.

Коммуникативные и герменевтические аспекты познания рассматриваются в работах Р.Рорти, Г.Гадамера, Ю.Хабермаса, Г.Апеля, М.Фуко, В.Г.Кузнецова, Ф.Гваттари, Н.Лумана и др. Коммуникативная трактовка познания позволяет выявить внутреннюю диалогичность познания (В.С.Библер, Р.Харре, М.Бахтин и др.)

Проблема активности субъекта познания, творческого участия человека в конструировании своего жизненного мира исследуется в конструктивизме, в работах П.Вацлавика, Э. фон Глазерсфельда, Х. фон Ферстера и др.

Проблематику социальной эпистемологии в России успешно разрабатывают Л.С.Косарева, Л.А.Маркова, Л.А.Микешина, Н.М.Смирнова, З.А.Сокулер, Е.Г.Трубина, В.Г.Федотова, А.П.Огурцов, М.К.Петров, В.С.Степин, В.П.Филатов и др. В отечественной философии науки исследуются сложные взаимосвязи и зависимости между развитием эпистемологической проблематики (научная рациональность и т.п.) и сменой этапов развития науки: от классической науки к неклассической и постнеклассической науке (В.С.Степин, П.П.Гайденко, А.Л.Никифоров и др.). Методологические аспекты социального познания рассматриваются также в работах В.С.Швырева, Э.Г.Юдина, Б.Г.Юдина и др. Историческая обусловленность знания анализируется в трудах Л.А.Марковой, И.С.Тимофеева и др. За рубежом социальная эпистемология концептуально оформилась в 70-90-е гг. XX века в трудах Д.Блура, Э.Голдмана, С.Фуллера и др. Конструктивистская программа развивается в социологии знания П.Бергера и Т.Лукмана, в этнометодологии Г.Гарфинкеля, ставшей основой для этнографии науки (К.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар).

В последние десятилетия тема научной рациональности стала одной из самых актуальных в философии науки. Она обсуждается и в зарубежной философии науки (П. Фейерабенд, Г. Ленк, К. Хюбнер и др.), и в отечественной (В.С. Степин, Б.С. Грязнов, Н.С. Автономова, Б.И. Пружинин, Л.А. Микешина, А.Л. Никифоров, С.А.Лебедев, В.Г.Борзенков, В.Г.Кузнецов, И.Т. Касавин, З.А. Сокулер, В.Н. Порус, В.С. Швырев и др.).

Проблематику натуралистического направления эпистемологии исследуют Дж.Серл, К.Лоренц, Д.Кэмпбелл, Р.Ридль, Г.Фоллмер, К.Поппер, С.Тулмин и др. В отечественной философии необходимо отметить работы И.П.Меркулова, Е.Н.Князевой, А.В.Кезина, И.В.Герасимовой, И.А.Бесковой и др.

Развитие информационного подхода к познанию связано с формированием атрибутивной концепции информации (А.Д.Урсул, И.Б.Новиков, Л.Б.Баженов и др.) и функциональной концепции информации (П.В.Копнин, А.М.Коршунов, В.С.Тюхтин, Б.С.Украинцев, Д.И.Дубровский и др.), которые сформировались в отечественной философии в 70-80-х годах XX в. Вопросы информационной эпистемологии рассматривалась в работах А.И.Ракитова, О.Е.Баксанского и др. Проблемы эволюционного моделирования мышления и поведения человека исследуется в работах В.Г.Редько, М.Г.Гаазе-Рапопорт, Д.А.Поспелова, М.Л.Цетлина и др.

Существенный вклад в развитие когнитивной науки внесли работы В.А.Лекторского, Д.И.Дубровского, В.К.Финна, В.П.Зинченко, И.Ю.Алексеевой, Л.А.Микешиной, Н.С.Юлиной, Е.Н.Князевой и др. посвященные исследованию соотношения эпистемологии и когнитивной науки, эпистемологическим, методологическим и логическим проблемам моделирования интеллекта, исследованию проблемы «сознание-мозг», субъективной реальности, компьютерному представлению знания и др.

Различным аспектам проблемы сознания и бессознательного посвящены работы Н.С.Автономовой, Д.И.Дубровского, Ф.Т.Михайлова, А.Г.Спиркина, Н.С.Юлиной, А.М.Руткевича, А.Ф.Зотова, В.В.Васильева, А.В.Иванова, И.А.Герасимовой, И.А.Бесковой, Ф.В.Бассина и др., а также зарубежных исследователей, таких как П.Тагард, Дж. Фодор, Дж.Поллок, Д.Деннет, Д.Чалмерс, Дж.Поллок, Н.Блок, М.Боден, П.Черчланд, Дж.Серл, Х.Патнэм, С.Прист, Б.Маклафлин и др. Панорама школ и направлений в философии сознания содержится в обобщающих работах С.Блэкмор, Г.Ханта, П.Мозера, И.Равенскрофта, Д.Роуза и др. Квантовая теория сознания рассматривается в работах Р.Пенроуза, А.Шимани, Н.Картрайта, А.Е.Антипенко и др.

  1. «Сознание и бессознательное»

    Реферат
    Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия.
  2. Программа дисциплины «сознание личности» для направления 030300. 68- «Психология» Подготовки магистра

    Программа дисциплины
    Междисциплинарный подход к проблеме сознания личности. Причины растущего интереса различных наук к исследованию явлений сознания. Исторический, философский, психофизиологический, психоэволюционный, биосоциальный и методологический
  3. Программа учебной дисциплины «Философия ( онтология и теория познания )» по специальности 020200 ( политологи, вечерне

    Программа
    Усвоение студентом ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе его подготовка к восприятию других философских дисциплин. Формирование у студентов навыков самостоятельного мышления (элементы анализа, оценки) и
  4. Программа учебной дисциплины «Философия (онтология и теория познания )» по специальности 020600 ( культурологи

    Программа
    Усвоение студентом ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе его подготовка к восприятию других философских дисциплин. Формирование у студентов навыков самостоятельного мышления (элементы анализа, оценки) и
  5. Идея в структуре познания и деятельности

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 года в « » часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.06. при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, г.
  6. Сознание является традиционно одной из фундаментальных философских категорий, не только филофских, но и социологии, психологии, которые часто противостоят понят

    Документ
  7. «Познание. Психика человека»

    Урок
    Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования. Сознательными называют такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и
  8. Структура и типы отношения женщины к себе в аспекте телесности

    Автореферат диссертации
    Диссертационного совета Д 212.048.03 при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д.
  9. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации.

Другие похожие документы..