Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции

Содержание

стр.

Введение

3

Глава 1. Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции

7

    1. Поэтика военной прозы в отечественной литературе

7

    1. История и типология русской военной прозы

13

Глава 2. Новейшая военная проза 1980 - 1990-х: опыт литературного обозрения

24

2.1. Молодая российская военная проза в лицах

24

2.2. Аналитическое обозрение военной прозы конца ХХ века

2.2.1 Игорь Фролов. « Бортжурнал № 57 – 22 – 10»

33

2. 2. 2 Андрей Дышев. «Двухсотый»

37

2.2.3 Вячеслав Миронов. «Я был на этой войне»

41

2.2.4 Александр Тамоников. «Грозовые ворота»

51

Заключение

56

Список использованной литературы

62

Введение

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению современной военной прозы. Темалокальных войн достаточно новая для русской литературы. Крупных монографических исследований в этой области сегодня нет. В этом и заключается актуальность нашего исследования. К тому же очень интересна сама форма творческого изложения взглядов авторов на произошедшее с ними во время военных действий: в их произведениях гармонично сочетаются документальная основа с художественным вымыслом. Новизна темы, как и всей нашей работы в целом,заключается в том, что выбранные нами тексты не были подвергнуты ранее какому-либо филологическому анализу.

Объектом данного научного исследования является военная проза последних двух десятилетий ХХ века о боевых действиях в Афганистане и Чеченской республике Ичкерии. В связи с этим не будет лишней, на наш взгляд, историческая правка о войнах в северо-кавказском и ближневосточном регионах, в которых принимали участие авторы, чьи произведения подлежат анализу в нашей выпускной квалификационной работе.

Афганская война – это десятилетнее (1979 - 1989) политическое вооруженное противостояние просоветского режима Бабрака Кармаля и Мухаммеда Наджибуллы при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане с одной стороны и моджахедов Исламской партии Афганистана при политической и финансовой поддержке зарубежных стран (в том числе США, ФРГ, стран исламского мира) с другой стороны.

Вооруженный конфликт в Северо-Кавказском федеральном округе развивался в несколько этапов начиная с 1994 года, но у него очень долгая предыстория: первые столкновения русских с горцами относятся еще к XVIII столетию.Конфликт до сих пор не исчерпан, и сегодняв этом регионе неспокойно. Боевые действия велись между вооруженными силами Российской Федерации и боевиками непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия. Целью обеих сторон в этой кампании является установление контроля над территорией Чечни. Российская сторона официально именует свои действия «мерами по поддержания конституционного порядка», лидеры оппозиции борются за полный суверенитет республики.

Обе военных локальных кампании вошли в историю как жестокие и кровопролитные: в Афганистане погибло свыше 15 тысяч советских солдат, во время чеченской кампании лишилось жизни около 25 тысяч российских солдат, офицеров и милиционеров. Однако общественное мнение об этих войнах раскололось на две прямо противоположные друг другу точки зрения: героико-патриотическую, согласно которой ветераны-«афганцы» и «чеченцы» – настоящие защитники Родины, ее граждан и их интересов, и обвинительную, приверженцы которой считают ветеранов обеих кампаний преступниками, участвовавшими в геноциде афганского и чеченского народа, «захватчиками, карателями, мародерами, наркоманами»1.

Совершенно ясно, что военные впечатления и воспоминания очевидцев об этом жестоком времени не могли не проникнуть в современную отечественную словесность. Сегодня авторов молодой российской военной прозы называют «потерянным поколением», как когда-то так называли писателей-ветеранов Первой мировой войны – Э.М. Ремарка, Э. Хеменгуэя, А. Барбюса и др.

Предметом нашего научного исследования являются:

- специфика авторского восприятия войны (в том числе локальной),

- образ современного молодого человека на войне,

- классификация военной прозы и

- литературные традиции в военной прозе конца XX – начала XXI вв.

Целями нашего исследования являются изучение художественных особенностей военной прозы, выявление общего и оригинального в тенденциях и закономерностях развития русской литературы о войне.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить типологические черты в произведениях о войне;

  2. описать жанровую природу художественных текстов о войне;

  3. исследовать способы создания образа войны в литературном произведении;

  4. изучить типологию сюжетов и героев в молодой военной прозе;

  5. сопоставить традиции классических и современных авторов, писавших о войнах разных времен.

Источниковой базой являются произведения таких авторов, как Игорь Фролов, Вячеслав Миронов, Александр Тамоников, Андрей Дышев.

Теоретическую базу составляют немногочисленные научные работы разных жанров Н.С. Выговской, В.Е. Пустовой, М.П. Абашевой и Д.В. Ариостова и др.

Методологическую основу нашей выпускной квалификационной работыпредставляют биографический, психологический и сравнительно-исторический методы. Так, при помощи биографического метода мы описываем связи литературных текстов с биографиями авторов. Психологический подход позволяет лучше узнать личность творца и выявить механизмы воздействия автора на сознание своего читателя. Сравнительно-исторический метод помогает выявить типологические черты, литературные традиции в произведениях молодой военной прозы.

Структура работы традиционна: она включает введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список использованной нами при разработке темы литературы.

Во Введении обуславливается выбор темы, ее актуальность, научная новизна; устанавливается предмет и объект исследования; определяются цели, задачи, методы работы с художественными текстами.

Первая глава является теоретической. Она посвящена истории развития и формирования военной прозы в русской литературе. Глава разделена на два параграфа: в первом параграфе определяется понятие военной прозы, дается ее типология, классифицируются основные темы, мотивы и жанры произведений о войне. Во втором параграфе рассматривается история русской военной прозы, начиная с летописания Древней Руси и заканчивая произведениями о Великой Отечественной войне. Здесь описываются литературные традиции следующих авторов:

- Ф.Н. Глинки и А.А. Бестужева, авторов мемуаров и художественных произведений об Отечественной войне 1812 года,

- Л.Н. Толстого, который рассказал нам о событиях двух крымских кампаний 1853 – 1856-го годов и 1877 - 1878 годов,

- И.Э. Бабеля и М.А. Шолохова, полярно представивших события Первой мировой войны и гражданской войны в России,

- Б. Васильева, В. Быкова, В. Астафьева, летописцев событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Вторая глава так же представлена двумя параграфами. В первом параграфе дается обзор молодой военной прозы и характеризуются наиболее яркие представители данного направления. Второй параграф содержит анализ и интерпретацию повестей и романов И. Фролова, («Бортжурнал 57 – 22 -10») В. Миронова («Я был на этой войне»), А. Дышева («Двухсотый»), А. Тамоникова («Солдаты необъявленной войны», «Грозовые ворота»)

В Заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.

Список использованной литературы включает 40 наименований источников.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы можно использовать при подготовке к внеклассным урокам и мероприятиям по русской литературе в школе, ссузе и вузе. Кроме того, мы надеемся внести свой небольшой вклад в литературоведческую науку, посвятив исследование такой мало изученной на сегодняшний день теме.

Глава 1.Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции

1.1 Поэтика военной прозы в отечественной литературе

Перед тем как вплотную подойти к нашейработе мы должны ответить на вопрос: а что же такое «военная проза»?

Определения военной прозы мы не нашли ни в словарях литературоведческих терминов, ни в литературных энциклопедиях, ни в учебных пособиях. На первый взгляд кажется, что это понятие прозрачное, а потому не нуждается в атрибуции. Тем не менее его можно трактовать по-разному: как прозу, созданную в военное время, так и как прозу о войне, написанную, когда залпы орудий уже отгремели. Это во-первых.

Во-вторых, необходимо ответить на вопрос: что такое «проза»? Это достаточно широкое понятие. Традиционно прозу мы противопоставляем стихам или лирике, однако «проза» и «эпос» отнюдь не синонимичные категории. Однако, в нашем случае военная проза – это не просто тип художественной речи, это совокупность художественных эпических произведений и публицистических текстов о войне.

В-третьих, возникает вопрос об авторе. Художественные произведения о войне обычно пишут люди, побывавшие в зоне боевых действий, непосредственные участники военного конфликта, т.е. ветераны, или тыловики, перенесшие на себе все тяготы военного времени. Авторы пытаются показать войну именно такой, какой она была на самом деле на передовой и в тылу, какой они ее проживали и переживали. К сожалению, историки зачастую искажают реальные события в угоду тому или иному режиму, той или иной конфликтующей стороне. Например, американцы во многих своих учебниках утверждают, что именно благодаря США мир одержал победу над фашистским режимом. Одним из правдивых свидетельств остаются художественные и публицистические тексты. Конечно, сюжеты рассказов, повестей и даже романов бывают вымышленными, они не являются детальным воспроизведением происходивших с автором или его героями событий. Однако, военная проза – это прежде всего произведения, отражающие мировоззрение того или иного человека, его взгляд на описываемые события. Военная проза субъективна и это свойство делает ее уникальной. Если документальные материалы рассказывают нам о том, ЧТО происходило, художественная военная проза повествует о том, КАК это происходило. Таким образом, произведение на военную тематику – это всегда анализ происходящих событий, характеров участвующих в них, это всегда взгляд автора «внутрь» самого себя. Писатель размышляет о причинах этой войны, задумывается о смысле жизни и ее законах. Свои мысли он включает в монологи, диалоги, размышления своих персонажей.

Но писатель не всегда бывает очевидцем того, что происходит на войне. Так, Л.Н. Толстой не был героем Отечественной войны 1812 года или предшествовавших ей столкновений русских и французов в 1805-1807 годах. Л.Н. Толстой родился много позже этого эпохального в российской и мировой истории события – в 1828 году. В романе-эпопее «Война и мир» классик анализирует исторические факты уже с точки зрения наследника эпохи.

Тема войны - вечная. Практически во всех национальных литературах она одновременно исток и русло эпической поэзии: у древних греков – гомерова «Илиада», у французов – средневековая «Песнь о Роланде», у испанцев – «Песнь о Сиде» и т.п. Тема войны сложная, так как все литературные памятники позволяют судить о ней как о богатом мотивно-тематическом комплексе. Важнейшими и самыми распространенными, на наш взгляд, подтемами (тематическими мотивами) являются такие, как:

1. Человек на войне. Авторы показывают поведение человека на войне, его душевное состояние, борьбу этого человека с самим собой и окружающими его людьми, его отношение к происходящим событиям. Важным фактором является и то, за что человек проливает свою кровь, т.е. значение, смысл его жертвы. Ветераны Великой Отечественной войны, понимали что они защищают свою Родину и свой народ от беспощадного врага - немецких оккупантов. Например, летчику - истребителю Алексею Маресьеву ампутировали обе ноги, на это он вернулся в небо и совершил много геройских вылетов. Его подвиг был описан в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».(1946) Подобный поступок не мог совершить человек, воевавший на Чеченской войне. Так, герой Вячеслава Миронова из романа «Я был на этой войне» что он может стать инвалидом на этой бессмысленной войне и что после этого он станет никому не нужным калекой, которому государство будет выплачивать издевательскую пенсию в 300 рублей. И единственный выход избавления от грядущих мучений он видит в одном - взорвать себя гранатой.

2. Эховойны. Писатели ставят вопрос: может ли сформировавшийся в условиях войны человек адаптироваться к мирной жизни? Здесь, пожалуй, будет уместно вспомнить и опыт так называемого «потерянного поколения» после Первой мировой войны, и распространенный в современной медицине и общедоступный термин «афганский синдром», означающий неспособность вернувшегося с войны человека найти свое место в этом мире: молодой человек «падает» на самое «дно», попадает в маргинальную среду, становится профессиональным убийцей. Вот и герой романа «Двухсотый» Андрея Дышева, Валерий Герасимов, вернувшись с войны, чувствует себя абсолютно чужим в этом мире: близкие люди его не понимают, повсюду он чувствует опасность, в каждом проходящем мимо человеке он ищет врага.

3. Подвиг во имя жизни на земле.

Герои произведений о Великой Отечественной войне, вполне осознавали, что они проливают кровь во имя будущего на этой земле, во имя жизни своих родных и близких, во имя еще неродившихся детей, во имя свободы и процветания людей, населяющих нашу планету. Они боролись практически с абсолютным злом - нацистским режимом, провозгласившим превосходство арийской расы над другими народами

4. Мотив освободительной или противоположный ему мотив бессмысленной войны.

  1. Русская литература ХХ начала ХХI века

    Литература
    Когда мы называем художника слова гениальным, то редко задумываемся над тем, какой проверке на прочность подвергаем его наследие, сами того не желая. Согласно общепринятому положению, творчество гения многогранно и необъятно.
  2. История русской литературы в четырех томах том второй От сентиментализма к романтизму и реализму

    Документ
    Настоящий том посвящен русской литературе первой половины XIX в. (1800–1855). Заглавие тома «От сентиментализма к романтизму и реализму» отвечает методологии и историко-литературной концепции его авторов.
  3. Древнерусская литература. Литература XVIII века История русской литературы в 4-х томах

    Документ
    Предметом первого тома является древнерусская литература и литература XVIII в. Здесь освещается своеобразие исторического пути русской литературы X – первой четверти XVIII в.
  4. Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (1)

    Программа
    Авторы-сост.: Желтова Наталия Юрьевна, доктор филологических наук профессор – «Часть первая. История русской литературы конца XIX – начала ХХ веков», «Часть третья.
  5. Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (2)

    Программа
    1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Филологические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства
  6. Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (3)

    Программа
    В центре программы — проблемы истории русской литературы, которые рассматриваются в трех главных разделах: а) История древнерусской литературы, б) История русской литературы XVIII века, в) История русской литературы XIX века, г) История
  7. Литературная артель «Ступени»

    Документ
    Сергей Фаустов родился в 1948 году в Вологде. Здесь закончил школу и Северо-Западный Заочный политехнический институт, ставший затем Вологодским политехническим, где и работает более двадцати лет сначала на кафедре “Теоретической и
  8. Творчество американских писателей второй половины ХХ века в контексте южной литературной традиции (На материале произведений К. Макккаллерс, У. (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «7» октября 2010 на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению в Московском государственном областном университете (105055 Москва, ул.
  9. Творчество американских писателей второй половины ХХ века в контексте южной литературной традиции (На материале произведений К. Макккаллерс, У. (2)

    Автореферат диссертации
    Литература США представляет собой сравнительно молодую, но сложную и многообразную область мировой культуры. Находясь в русле западной модели цивилизации, американская литература за последние два столетия превратилась из явления малозаметного

Другие похожие документы..