Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

Тема 8. Проблема истины

Истина – категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Взаимосвязь категории «истина» с общей категориальной структурой философского мировоззрения. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира.

Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам. Проблема «соответствия» в «корреспондентной» концепции истины: чему именно и как именно соответствуют знания в действительности? Проблема критерия истины: как проверяется соответствие знания действительному положению вещей? Проблема обоснования критерия истины (парадокс «регресс в обосновании»). Семантические парадоксы, связанные с классической концепцией истины.

Христианство: истина - свет и благодать. Истина откровения. Проблема веры и разума. Иерархия истин. Бытие в истине - идеал святости и благочестия. Схоластические исследования логики дедуктивного доказательства как поиски гармонии веры и разума. Теория «двойственной истины». Средневековая мистика: истина познается в экстатическом созерцании. От средневекового номинализма к опытной науке нового времени.

Проблема истины в философии нового времени. Иерархия критериев истины: очевидность чувственных данных, логическая корректность, рациональная интуиция. Понимание истины как завершенного и неизменного знания. Р. Декарт: истина - ясность и очевидность знания, основанного на «врожденных» идеях разума. Г. Лейбниц о истинах факта и логических истинах. И. Кант: зависимость истины от априорных форм созерцания и рассудка, критерий истины - согласованность мышления с самим собой. Г. Гегель: истина - характеристика процесса развития знания.

Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) об объективности и конкретности истины; истина как «адекватное» отображение действительности в развивающемся знании. Диалектика абсолютного и относительного в понимании истины. Культурно-историческая практика - критерий истины.

Изменение культурной ценности и содержания понятия истины в связи с общим кризисом рационализма, специализацией и секуляризацией познавательных процессов. Соответствие знания и бытия лишается изначально- сакрального и онтологического смысла и превращается в недостижимый идеал, который именно из-за своей недостижимости теряет ценность. Трактовка истины как личного переживания субъекта. М. Хайдеггер: сущность истины - свобода. Позитивизм: истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом индивида. Конвенционализм: истинность - продукт базисных соглашений о смысле используемых понятий. «Критический рационализм» - научное знание имеет гипотетический характер, вопрос об «окончательной» истинности суждений не имеет научного смысла. Истина как условие «правильной коммуникации», социального консенсуса (Ю. Хабермас).

Попытки реставрации абсолютной духовной ценности истины. Истина - одна из высших и вечных ценностей культуры, обладающая неизменным значением, регулятивный идеал и горизонт познания (неокантианство, Ф.Брентано, философы Львовско-Варшавской школы). Истина - синоним гармонии мира и человека, синоним совершенства, к которому должен быть направлен жизненный путь человека. Современный трансцендентализм: истина определяется рамочными условиями опыта, сформулированными фундаментальной объяснительной теорией.

Методологическое значение различных концепций истины. «Когерентная» концепция: истина как согласованность и непротиворечивость знания. Прагматическая концепция: истина как полезность. Применимость логико-семантических методов к определению понятия «истина» (А. Тарский). Истинность как характеристика отдельных высказываний и как свойство теоретических систем. Истина как основание выбора теории.

Понятие истины в философских дискуссиях вокруг рациональной реконструкции истории науки. Попытки элиминации этого понятия (А. Айер: «истина - псевдопредикат»). Т. Кун, П. Фейерабенд: переход от одной «парадигмы» к другой совершается по психологическим и социально-психологическим причинам, а не по логическим критериям; движущая сила развития науки - не стремление к истине, а успех в конкурентной борьбе различных парадигм. Релятивизм в понимании целей и ориентиров научного развития. Сведение проблемы истины к вопросу о свойствах знаковых систем. Постмодернистская критика понятия истины (Ж. Деррида, Р. Рорти).

Истина как норма. Проблема социальных и культурных предпосылок легализации определенных типов оправдания и обоснования рассуждений. Историческая относительность норм. Зависимость норм от наиболее успешных форм познания. Наука диктует свои нормы и ценности до тех пор, пока ее результаты оказывают наибольшее воздействие на культуру. Культурная маргинализация науки влечет изменение норм, которым подчинены социальные ориентации, в том числе ориентация на истинность знания.

Проблема применимости истинностной оценки к действиям и их результатам за пределами науки. Истинность повседневного опыта, традиции, истина в искусстве, в морали. Философские дискуссии ХХ века об истине как составная часть поисков перспективы культуры.

Литература к теме 8

Учебная и справочная:

[1], [2], [4], [6], [8], [9], [11], [13], [14], [16]

Классические источники:

[36], [53], [2], [40], [20]

Дополнительная:

[28], [33], [46], [65], [66], [73], [74], [77], [78], [80], [82]

Контрольные вопросы и задания:

1. Классическая теория истины (Аристотель) утверждает, что истина знания состоит в его соответствии с реальностью. Что означает это «соответствие» и как оно может быть установлено?

2. Р. Декарт был уверен, что «ясность» и «очевидность» являются несомненными признаками истины. Какую мировоззренческую позицию выражает такая уверенность?

3. Согласно К. Попперу, ученый в своих исследованиях стремится к истине, но с достоверностью обнаруживает только свои заблуждения. Что же побуждает ученого стремиться к недостижимому?

4. Прагматизм утверждает, что понятие «истины» методологически бессодержательно и должно быть замещено понятием «полезности». К каким мировоззренческим и методологическим следствиям приводит такое замещение?

Тема 9. Рациональность познания и деятельности

Проблема рациональности: что такое разумность, каковы ее существенные определения? К каким родам и видам бытия приложимы эти определения? «Логоцентрическая» парадигма европейской философии от античности до классического рационализма.

Рациональность и логика. Невозможность редукции рациональности к логичности. Рациональность (действий, способов поведения, рассуждений) как целесообразность, эффективность, экономия средств для достижения цели, гармоничность и согласованность, объяснимость на основе причинно-следственных связей, систематичность, успешная предсказуемость. Идеал рациональности как совпадение с Абсолютным Разумом (Аристотель, Гегель).

Несовпадение «реальной» и «идеальной» рациональностей. Выбор существенных характеристик рациональности как основание для исторической типологии рациональности (античная рациональность, средневековая рациональность, научная рациональность нового времени, неклассическая и пост-неклассическая рациональности ХХ века и др.).

Рассудок и разум (Кант, Гегель). Оценка рассудочной рациональности по определенным критериям (законы логики и математики, правила и образцы действия, каузальные схемы объяснения, принципы систематики, фундаментальные научные законы и др.). Разумная рациональность - способность оценки и отбора критериев, их обсуждения и критики, ее связь с интеллектуальной интуицией, творческим воображением, конструированием. Разумная рациональность как основание критической рефлексии над рассудочной рациональностью.

Понятие научной рациональности. Проблема демаркации между наукой и метафизикой. Попытки определить сферу научной рациональности при помощи жестких критериев («критериальный подход»). Конфликт этого подхода с историей науки. Плюралистическая трактовка научной рациональности: каждая фундаментальная научная «парадигма» сама определяет собственные критерии рациональности.

«Формальная рациональность» (М. Вебер). «Рациональность» как особый конструкт, выполняющий методологическую роль. Модели рациональности, основанные на понятиях согласованности, эмпирической адекватности, простоты, роста эмпирического содержания. Рациональность как «интерсубъективность» или обеспечение продуктивной интеллектуальной и практической коммуникации. Многообразие форм «интерсубъективности».

«Критико-рефлексивный» подход к определению рациональности. Проблема рационального изменения критериев рациональности. Идея дополнительности как базисный методологический принцип теории рациональности.

Литература к теме 9

Учебная и справочная:

[1], [4], [6], [8], [9], [11], [12], [15], [16]

Классические источники:

[1], [2], [13], [15], [17], [22], [39], [40], [55]

Дополнительная:

[1], [27], [40], [41], [45], [46], [54], [57], [61], [63], [64], [73], [80], [81], [82], [84]

Контрольные вопросы и задания:

1. Рациональность некоторой системы знаний можно определить, применив к ней определенные критерии рациональности (например, правила логики). А как определить рациональность самих этих критериев?

2. Возможна ли рациональная критика того, что само по себе не является рациональным (например, шизофренического бреда)?

3. Можно ли считать рациональным такое действие, которое способствует достижению нерациональной цели?

4. Как отличить рациональность мифа от рациональности науки?

Тема 10. Познание и творчество

Проблема возникновения нового знания. Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла. Понимание как наделение смыслом. Понимание как совместное творение смысла в процессах творческой коммуникации. Система личностных смыслов и творчество. Сознание, подсознание, бессознательное в творчестве. Гуманизм и творчество.

Эвристика как комплексная проблема теории познания. Единство логико-методологических, психологических, историко-культурных методов исследования эвристических процессов.

Литература к теме 10

Учебная и справочная:

[3], [4], [6], [10], [15], [16]

Классические источники:

[5], [6], [11], [20], [24], [26], [29], [43], [44], [46]

Дополнительная:

[2], [4], [5], [8], [10], [18], [29], [30], [32], [46], [56], [58], [81], [75], [77], [79]

Контрольные вопросы и задания:

1. Является ли решение «головоломок» творческим процессом?

2. Рациональность и интуиция. Совместимы ли эти понятия?

3. Чтобы понять тексты, принадлежащие прошедшей эпохе, необходимо понимать эту эпоху, которую нельзя понять, не понимая ее тексты. Как разорвать этот «герменевтический круг»?

Учебная и справочная литература ко всему курсу

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. М.,1998.

2. Зыбайлов Л. К., Шапинский В. А. Постмодернизм. Учебное пособие.

3. Канке В.А. Основы философии. М., 2002.

4. Губин В. А., Сидорина Т. Ю. и др.. Философия. Учебник. М., 2003.

5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. I-VIII. М., 1963-1998.

6. Новая философская энциклопедия. М., 2001.

7. Основы современной философии. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999.

8. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 1997.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. М.,1997.

10. Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург. 1996

11. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996.

12. Философия и методология науки. Под ред. В. И. Купцова. М., 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. М, 1998.

14. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999.

15. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 1998.

16. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для ВУЗов. - Части 1-3. Сост. Микешина Л.А.

Классические источники

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

2. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998.

3. Аристотель. Категории. М., 1934.

4. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976.

5. Бергсон А. Творческая эволюция. М., СПб., 1914.

6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

7. Бердяев Н. А. Я и мир объектов // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 230-363.

8. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2-х т. Т. 2. - М., 1972.

9. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

10. Виндельбанд В. История философии. Киев. 1997.

11. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.

12. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

13. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

14. Гегель Г. Ф. В. Лекции по истории философии. Кн. 1-3. СПб., 1993.

15. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

16. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

17. Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт., т. 1. М., 1989.

18. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1994.

19. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб., 1998.

20. Деррида Ж. Носитель истины // Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999. С. 645-788.

21. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах // Хрестоматия по зарубежной философии конца 19 - начала 20 столетий. М., 1995.

22. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. М., 1964.

23. Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М., 1982. С. 125-163.

24. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

25. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А. Ф. Бытие, имя, космос. М.,1993. С.61-612.

26. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.,1995.

27. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

28. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 13. С. 5-9.

29. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М., 1990. С.47-156.

30. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

31. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

32. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000. С. 322-407.

33. Платон. Тимей // Платон. Соч. Т. 3 (1). - М., 1971.

34. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983.

35. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

36. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

37. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1993.

38. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

39. Соловьёв Вл. С. Философские начал цельного знания // Сочинения. В 2-х тт. М., 1988. Т. 2.

40. Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С.19-173

41. Уайтхед А. Приключения идей // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.,1990. С.389-702.

42. Франк С.Л. Введение в философию. СПб., 1993.

43. Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. СПб., 1995.

44. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

45. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

46. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

47. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

48. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

49. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993. № 8.

50. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

51. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

52. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.

53. Хайдеггер М. О сущности истины // Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 1997. С. 331-319.

54. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 20.

55. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинения. - В 2-х тт. - М., 1965.

56. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

Дополнительная литература

1. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

2. Альтернативные миры знания. СПб., 2000.

3. Бабушкин А. У. О природе философского знания. М., 1967.

4. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.

5. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М., 1993.

6. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

7. Библер В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // Вопросы философии,1995, № 1.

8. Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

9. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. М., 1997.

10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

11. Бунге М. Причинность. М., 1962.

12. Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.

13. Визгин В. П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996.

14. Время и бытие человека. М., 1991.

15. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2001.

16. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX веков. М., 1999.

17. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

18. Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. М., 1987.

19. Доброхотов А. А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

20. Зандкюлер Г.-Й. Действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. М., 1996.

21. Знание за пределами науки. М., 1998.

22. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чём говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии, 1991, № 12.

23. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

24. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

25. Каменский З.А. Философия как наука: классическая традиция и современные споры. М., 1995.

26. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983.

27. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. Критический очерк. М., 1989

28. Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки, 1990, № 8.

29. Касавин И. Т. Миграция, креативность, текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.

30. Касавин И. Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.

31. Кессиди Ф. Х. От мифа к Логосу. М., 1979.

32. Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.

33. Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000.

34. Кун Т. Структура научных революций. М., 1979.

35. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.

36. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999.

37. Лекторский В. А. Субъект, объект познание. М., 1980.

38. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии: пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии, 1995, № 1.

39. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1989.

40. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994 (изд. 2-е, испр.).

41. Микешина Л.А., Опёнков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

42. Миронов В.В. О понимании философии как мудрости // Философские науки, 1986, № 6.

43. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. Изд. 2-е, М., 1976.

44. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М., 1991.

45. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. Историко-теоретический очерк. М., 1985.

46. Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., 1998.

47. Неретина С. С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб., 2000.

48. Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М., 2001.

49. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

50. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки, М., 1988

51. Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.

52. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2001.

53. Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.

54. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

55. Порус В. Н. Чарлз Пирс и современная «философия науки» // Вопросы философии, 1982, № 3.

56. Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С.256-277.

57. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М., 1999.

58. Порус В. Н. Конец субъекта или пост-религиозная культура? // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 93-113.

59. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

60. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

61. Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986

62. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

63. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.

64. Рациональность на перепутье. Кн. 1-2, М., 1999.

65. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996.

66. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

67. Современный детерминизм и наука. Новосибирск, 1975.

68. Степин В.С. О прогностической природе философского знания (Философия и наука) // Вопросы философии, 1986, № 4.

69. Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976.

70. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.

71. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

72. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

73. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

74. Уемов А.И. Истина и пути её познания. М., 1975.

75. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994.

76. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

77. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М.,1999.

78. Хакинг Я. Представление и вмешательство. Начальные вопросы философии естественных наук. М.,1998.

79. Художественное и научное творчество. Л., 1972.

80. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

81. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

82. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

83. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

84. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии, 1992, № 6

85. Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века. М., 1978.

Темы рефератов и курсовых работ

1. Философия и наука: история и перспективы

2. Рациональность как тема теории познания

3. Методологическая функция философии

4. Принцип детерминизма и проблема методологического единства естественных и социальных наук

5. Культурная ценность научного познания

6. Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой.

7. Философский рационализм: классика и современность

8. Исторические типы рациональности

9. Наука и вненаучные формы мышления

10. Проблема понимания

11. Категория «цель» в философии и методологии науки

12. Рациональность и логика

13. Философская и научная картины мира

14. Постмодернизм и проблема субъекта

  1. Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра (1)

    Программа дисциплины
    Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием современной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально-теоретическом осмыслении.
  2. Программа дисциплины История немецкой классической философии для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра (3)

    Программа дисциплины
    Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и реферирование основных произведений и фрагментов; дискуссии по основным систематическим проблемам, обсуждающихся в работах изучаемых философов, контрольные работы на знание
  3. Программа дисциплины Теория личности в современной психологии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия», изучающих дисциплину «Теория личности в современной психологии».
  4. Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е (1)

    Программа дисциплины
    Спецкурс представляет собой введение в дисциплину История и философия науки (HPS), и, в более узком ракурсе, в ее подрубрику – историю и философию научного эксперимента.
  5. Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е (2)

    Программа дисциплины
  6. Программа дисциплины Логическая семиотика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Программа дисциплины
    оценка философского значения и границ метода формализации, знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий,
  7. Программа дисциплины Социология культуры для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».
  8. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г (1)

    Программа дисциплины
    «Веды» как текст и как вечность. Семантика «великого речения» в Адвайта-Веданте. «Индийская силлогистика» как семиотическая деятельность: Готама и Дигнага.
  9. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г (2)

    Программа дисциплины
    Место логической семантики в системе когнитивных наук. Логическая семантика и когнитивная психология. Лингвистическая и логическая семантика. Теория значения и теория референции.

Другие похожие документы..