Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

Тема 5. Категории философии

Категории – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Зависимость категориального аппарата от общей мировоззренческой позиции. Категории - концептуальный каркас философии.

Аристотелевская система категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), ее системообразующее значение для античного мировоззрения.

И. Кант: категории – априорные рассудочные понятия, “чистые формы”, вмещающие конкретное содержание чувственных созерцаний. Кантовская система категорий: количество (единство, множество, цельность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, необходимость). Кантовские категории как обобщение методологических характеристик “ньютоновской” науки. Категории как аппарат конструктивно-познавательного процесса.

Философская система Гегеля как диалектика категорий. Категориальная структура абсолютного идеализма: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Методологическое значение гегелевской системы: категориальное выражение универсальных процессов развития. Материалистическая интерпретация гегелевской логики понятий (К. Маркс).

Неокантианская трактовка категорий как “функций рассудка”, сообщающих познавательному процессу бесконечную перспективу. “Поворот к языку”. Категории как “несущие конструкции” языка, определяющие характер языковой действительности. Логико-семантические методы анализа категориальных систем науки и философии. Конвенционализм: категории – основные соглашения относительно использования языка.

“Философия жизни”, экзистенциализм: категории (“экзистенциалы”) – предельные выражения субъективного отношения к действительности, формы, в которых человеческое “существование” осознает себя и свое отличие от мира.

Исторический и культурно-обусловленный характер философских категорий. Категории как “ступени” познания. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий; развитие науки и социальной практики как условие изменения философского категориального аппарата, содержания отдельных категорий. Философский и естественнонаучный смысл “онтологических” категорий (пространство, время, причинность, случайность, система, организация и самоорганизация, возможность и необходимость). Зависимость содержания этих категорий от трактовки познавательного процесса. Категория “свободы”, ее фундаментальное значение для философского мировоззрения. Конкретно-исторический смысл этой категории.

Литература к теме 5

Учебная и справочная:

[1], [3], [4], [5], [6], [9], [10], [13], [14], [15], [16]

Классические источники:

[3], [6], [13], [22], [44]

Дополнительная:

[11], [14], [17], [26], [35], [44], [47], [68], [69], [70], [71], [78]

Контрольные вопросы и задания:

1. Категории времени в философии Аристотеля и в философии Канта: сравните их мировоззренческий и методологический смыслы.

2. Философские и общенаучные категории: сравните их по степени общности.

3. Категория «свободы»: характеризует она субъективное состояние человека или имеет онтологический смысл?

4. Объясните методологическую роль философских категорий по отношению к фундаментальной науке (на материале физики, биологии, социологии или др. наук).

Тема 6. Принципы развития. Детерминизм

Философская категория развития. Развитие - универсальная характеристика существования природного мира, человека, общества, культуры. Направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Связь представлений о развитии с социальными и культурными ожиданиями и идеалами. Развитие и прогресс.

Связь идеи развития с фундаментальными онтологическими и гносеологическими категориями философии. Развитие и время. Развитие и цель. Античная культура: Космос имеет начало, но не имеет направления развития. Связь представлений о “циклическом времени” с отсутствием категории развития в системе античного мировоззрения.

Роль христианства в возникновении идеи развития. “Линейное время” и направленность мирового процесса. Трансцендентное истолкование причин и целей развития мира.

Наука нового времени: опыт указывает путь естественной истории. Формирование представлений о необратимых, направленных и закономерных изменениях сложных природных и социальных систем. Возникновение научной космологии, биологической и геологической теорий эволюции. Новая парадигма естествознания: предметом науки является развивающийся во времени мир. Трансляция идеи развития в сферу наук о человеке и обществе. Социальная и культурная история как развитие.

Философское исследование процессов развития. Диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса. Философская теория всеобщих законов развития. Универсальный механизм развития: возникновение, борьба противоположностей, разрешение противоречий как основа перехода к новому состоянию развивающейся системы. Эволюция и революция – основные формы процессов развития. Идеологическая компонента представлений об этих формах.

Мир как система систем. Развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других. Всеобщая взаимосвязь как объяснительный принцип развития.

Существует ли историческая закономерность? Фундаментальная альтернатива: развитие общества имеет “естественно-исторический”, закономерный характер; история общества подчинена развитию идей, критическая сила разума способна менять направление и цели истории. “Исторический материализм” К. Маркса. К. Поппер: “критический рационализм” несовместим с “историцизмом”.

Понятие саморазвития. Особенности развития процессов познания, систем знания, идеальных и ценностных форм. А. Уайтхед о “приключениях идей”. Развитие науки как парадигма рационального развития. Ч. Пирс: наука – “самокорректирующийся” процесс; критерии развития в науке. Кумулятивные и дискумулятивные модели развития науки. Существует ли прогресс в науке? Реалистические, инструменталистские и прагматистские критерии прогресса в науке.

Процессы развития в культуре. Структурно-функциональный подход к развивающимся культурным системам. Динамика культуры. Проблемы коммуникации между культурами с разными темпами и характером развития. “Осевое время” культуры. Культурные катаклизмы и перевороты. Культура и цивилизация: диалектика взаимозависимости. Философские концепции культурно-исторического развития: теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), “идеальных типов” (М.Вебер) и др. Применимо ли понятие развития к искусству?

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимозависимости и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Связь представлений о развитии природных и социальных систем с принципом детерминизма. Универсальный характер причинно-следственных связей. Своеобразие причинно-следственных связей в различных природных сферах, зависимость их выражения от принятых концептуальных “каркасов”. Жесткие (однозначно-детерминированные) и вероятностные (статистические) причинно-следственные зависимости. Логические методы анализа причинно-следственных отношений.

Естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики. Необходимость “широкого” понимания принципа детерминизма. Детерминизм и культурно-историческая деятельность. Критика фатализма.

Литература к теме 6

Учебная и справочная:

[1], [3], [4], [6], [7], [8], [10], [11], [14]

Классические источники:

[9], [28], [35], [41], [54]

Дополнительная:

[11], [15], [16], [34], [35], [52], [54], [58], [66], [67], [70], [78], [80]

Контрольные вопросы и задания:

1. Одни философы говорят о «развитии» человеческого знания, другие предпочитают говорить о его «росте». В чем различие этих взглядов?

2. Применима ли категория «развитие» к «миру в целом»?

3. Человек своей деятельностью участвует во многих значимых процессах на Земле. Означает ли это, что человеческая деятельность является фактором развития этих процессов?

4. Развитие и прогресс. Сравните эти понятия. Возможно ли «регрессивное развитие»?

5. История и детерминизм. Как связаны эти понятия?

Тема 7. Субъект и объект познания. Проблема объективности знания

Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. Античность: источник знания заключен в объекте (вещи), субъект пассивно воспринимает воздействия объекта и судит об объекте по этим воздействиям. Адекватность знания зависит от качества воспроизведения субъектом свойств объекта; «бытие по истине» раскрывается умом, чувства запечатлевают лишь неполное, частичное «бытие по мнению». Средние века: истина мира открыта вере, разумное познание - расшифровка символов, в которых выражено провидение и Божественный замысел. Активность субъекта – в подвиге веры, обладание истиной – Божий дар, благодать. Дилемма гносеологии нового времени: субъект – природная система, испытывающая воздействия объектов и формирующая знание на основании этих воздействий; субъект – автономная субстанция, структура которой определяет собой характер и содержание знания об объекте. Декарт – основоположник «философии субъекта».

Немецкий классический идеализм: трансцендентальный субъект как активный (конструирующий) участник познавательного отношения. Условия истинности знания заключены в трансцендентальном субъекте (Кант), объект является продуктом свободного творчества трансцендентального субъекта (Фихте); единство практически-преобразовательной и познавательной деятельности субъекта (Гегель). К. Маркс: субъект – человек, овладевший миром культуры: орудиями труда, формами языка, логикой мышления, нравственными и эстетическими нормами; субъект формируется в процессах творческой активности, объекты выступают в формах человеческой деятельности.

Критика трансцендентализма. Разрыв между трансцендентальным субъектом (чистой структурой сознания, обеспечивающей всеобщность и необходимость знания) и эмпирическим субъектом, не обладающим этими характеристиками. Иррационалистические и волюнтаристские трактовки субъекта (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Поворот философии к эмпирическому субъекту с его «жизненным миром» (Э. Гуссерль), социально-культурные предпосылки этого поворота. Экзистенциалистские и персоналистские трактовки субъективности. Позитивистские модели субъекта; гипертрофия субъективности. Замена объективности интерсубъективностью (общностью значений элементов знания для любого субъекта).

Социоцентристские модели субъекта познания. Идея детерминированности познавательных действий субъекта коллективными установками и господствующими догмами. От социологии знания к социологии науки и психологии научного открытия (Э. Дюркгейм, М. Шелер, Т. Кун). «Коллективный субъект» – реальное действующее лицо науки (Л. Флек).

Постмодернизм и «смерть субъекта». Субъект как результат функционирования социальных и культурных структур, «культурная фикция». «Децентрация» структуры (Ж. Деррида). Прагматическая модель субъективности (Р. Рорти).

Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект. Деятельность субъекта - условие, благодаря которому реальность выступает объектом познания.

Концепция онтологической относительности: мир как совокупность объектов всегда дан лишь через ту или иную языковую систему (У. Куайн). Логико-методологические проблемы, связанные с переходами от одной языковой (концептуальной) системы к другой (неполная детерминированность перевода, тезис о «несоизмеримости»). Объективность знания как инвариант его различных представлений в теоретических научных системах. Различение предмета и объекта знания. Онтологический и гносеологический статус идеальных, теоретических, абстрактных объектов. Движение познания – реконструирование объектов, создание и воссоздание действительности знания в контексте социально-культурной практики. Объективность знания как ценность культуры.

Литература к теме 7

Учебная и справочная:

[1], [2], [3], [4], [6], [9], [10], [14], [16]

Классические источники:

[7], [10], [11], [17], [20], [27], [45], [46], [55], [56]

Дополнительная:

[23], [24], [34], [37], [43], [52], [54], [57], [58], [59], [62], [65], [66], [76], [77], [80], [81]

Контрольные вопросы и задания:

1. Сравните понятия «трансцендентальный субъект» и «сущность человека».

2. К. Ясперс сказал, что «человек не делится на разум без остатка». С какой философской позицией спорит немецкий экзистенциалист?

3. Сравните понятия «объективность знания» и «интерсубъективность знания». В чем мировоззренческое и методологическое различие этих понятий?

4. Наука оперирует «идеальными объектами», которые не имеют реальных «референтов» (идеальный газ, материальная точка и т.п.). Не подрывает ли это претензий науки на объективное знание?

5. Ж. Бодрийар говорит о том, что современный человек «симулирует» свою подлинность, поскольку никакой подлинности у человека нет. В чем же смысл такой «симуляции»?

  1. Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра (1)

    Программа дисциплины
    Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием современной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально-теоретическом осмыслении.
  2. Программа дисциплины История немецкой классической философии для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра (3)

    Программа дисциплины
    Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и реферирование основных произведений и фрагментов; дискуссии по основным систематическим проблемам, обсуждающихся в работах изучаемых философов, контрольные работы на знание
  3. Программа дисциплины Теория личности в современной психологии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия», изучающих дисциплину «Теория личности в современной психологии».
  4. Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е (1)

    Программа дисциплины
    Спецкурс представляет собой введение в дисциплину История и философия науки (HPS), и, в более узком ракурсе, в ее подрубрику – историю и философию научного эксперимента.
  5. Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е (2)

    Программа дисциплины
  6. Программа дисциплины Логическая семиотика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Программа дисциплины
    оценка философского значения и границ метода формализации, знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий,
  7. Программа дисциплины Социология культуры для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».
  8. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г (1)

    Программа дисциплины
    «Веды» как текст и как вечность. Семантика «великого речения» в Адвайта-Веданте. «Индийская силлогистика» как семиотическая деятельность: Готама и Дигнага.
  9. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г (2)

    Программа дисциплины
    Место логической семантики в системе когнитивных наук. Логическая семантика и когнитивная психология. Лингвистическая и логическая семантика. Теория значения и теория референции.

Другие похожие документы..