Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Кафедра русского языка и литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI -XVIII ВЕКОВ

для студентов 1 курса БР ДО

Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

Обсужден и утвержден доцент

На заседании кафедры Кагарманова М.Ш.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.

Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-2 Государственный стандарт.

3. Введение.

4. Пояснительная записка.

5. Цель и задачи учебного курса.

6. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

8. Техническое обеспечение дисциплины.

9. Объем и сроки учебного курса.

10. Рабочая программа.

11.Практические занятия

12. Методические рекомендации к изучению научных исследований.

13.Литература.

14. Темы для самостоятельного изучения.

15. Тексты для обязательного чтения.

16.Методические рекомендации преподавателям.

  1. Методические рекомендации студентам.

  2. Вопросы для самоконтроля.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические комплексы составлены на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА–М, 2002.

Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования // Российская газета. 13 апреля, 2000.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.

Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.

Закона Российской Федерации о языках народов РФ. Русская речь. 1992. № 2);

Временного государственного образовательного стандарта: Общее и среднее образование.

Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996

Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей самой дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.

Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.

Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов, предназначенных для обязательного чтения, списки научных исследований, вопросы для экзаменов.

Представлены подробные планы практических занятий, списки учебников, учебных пособий, хрестоматий, критических статей, научных трудов, а также перечень экзаменационных вопросов с тем, чтобы сориентировать внимание студентов на основные положения в материале каждого раздела.

Воспитательная задача курса:

огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.

Межпредметные связи:

Учебный курс по истории русской литературы тесно связан с такими разделами литературной науки, как литературная критика, теория литературы, а также со смежными гуманитарными дисциплинами: отечественной историей, философией, культурологией, эстетикой, психологией.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С древнерусской литературы начинается многовековой путь русской литературы, с нее начинается и знакомство студентов с историей русской литературы. В преподавании курса надо иметь в виду преемственность в развитии литературы, показывать истоки многих явлений новой русской литературы (с которой первокурсники знакомы по школе) в раннем периоде ее становления, это позволит сократить дистанцию между материалом и опытом первокурсников. Важно определить такой подход к материалу, когда учитывается специфика древнерусской литературы, обусловленная ее стилевым развитием, жанровой системой, характером мировоззрения древнерусского человека и прочими факторами.

Целью в преподавании курса является показ процесса становления и развития древнерусской литературы и русской литературы XVIII в. в плане возрастания и расширения в ней художественности, формирования в литературе жанров и дальнейшего их преобразования. На практических занятиях студенты будут обучаться навыкам первоначального литературоведческого анализа текстов, а также навыкам самостоятельного чтения произведения и освоения исследовательской литературы. На практических занятиях предполагается рассмотрение наиболее значительных памятников древнерусской литературы и литературы XVIII в.. На индивидуальных занятиях будут закреплены навыки, выработанные на практических занятиях – в процессе собеседования по прочитанным текстам и по конспектам исследований.

В основу предлагаемой программы положена типовая программа по древнерусской литературе, разработанная В.В. Кусковым и А.А. Лауткиным ( М.: Изд-во МГУ, 1995), а также программа, составленная на кафедре русской и зарубежной литературы СГПА профессором В.А. Бегловым (1997- 2007 гг.) и доцентом кафедры русского языка и литературы СГПА Кагармановой М.Ш.(2001 – 2008 гг.), опубликовавшей ряд учебно-методических работ по данным периодам истории русской литературы. См. Кагарманова М.Ш. Методические рекомендации к изучению курса «История русской литературы XVIII века» (Стерлитамак, 2000); Кагарманова М.Ш. История русской литературы XVIII века (Стерлитамак, 2003); Кагарманова М.Ш. История русской литературы XI – XVIII веков (Уфа, 2008).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

XI – XVIII ВЕКОВ

Целью преподавания истории русской литературы является раскрытие эстетической ценности классики, с тем чтобы студенты восприняли русский литературный процесс как целостное явление духовной жизни нации, воплощенное в памятниках и произведениях классической литературы XI – XVIII веков.

Основные задачи учебной дисциплины:

  • представить студентам многовековой путь русской литературы как процесс ее обогащения художественными возможностями;

  • теоретически обосновать специфичность развития русской литературы в каждую историко-культурную эпоху;

  • обучить студентов навыкам самостоятельного анализа произведений русской литературы и исследовательского подхода к явлениям литературы;

  • сформировать у студентов умения самостоятельно добывать научную информацию и применять ее в практике анализа литературы; выработать у студентов базовые литературоведческие категории и понятия;

  • немаловажной задачей преподавания истории русской литературы на башкирско-русском отделении является приближение материала к опыту студента, выпускника башкирской, по преимуществу, сельской школы; для ее реализации прежде всего надо использовать разнонаправленные комментарии – искусствоведческие, исторические, культурологические, религиозные; необходимы и параллели из башкирской литературы и культуры, призванные высветить специфику русской литературы и культуры в целом, показать студентам, что русская и башкирская литература и культура являются частью общечеловеческого духовного достояния.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Организация изучения историко-литературных дисциплин, предусматривающая прежде всего соотношение лекционного материала и тем практических занятий, а также тем, выносимых на самостоятельное изучение, определяется следующими моментами: 1)объемом часов, заложенным в учебном плане; 2)типовыми программами; 3) программами, составленными на кафедрах русской и зарубежной литературы, отечественной литературы и методики СГПИ (1997 г.).

Разделение материала по периодам обусловлено как логикой самого литературного процесса в России, так и учебным планом по данной специальности. Каждый из этапов в пути литературы представлен в программе специально, в соответствии с распределением материала по семестрам или по учебному году.

Конкретные виды и формы работы зависят от условий обучения в Стерлитамакской педакадемии, таких как, прежде всего обеспеченность текстами, учебниками и учебными пособиями, научной литературой, справочными источниками.

Работа преподавателей историко-литературных дисциплин строится таким образом, чтобы сформировать у студента-филолога с самого начала его обучения положительную установку на материал и будущую специальность – учителя-словесника. Этому подчинены все виды работы, которые направлены на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к литературе, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания.

В процессе изучения историко-литературного курса преподаватель может использовать различные типы лекций: информационные, проблемные, лекции - визуализа­ции, лекции-диалоги. С помощью таких лекций задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения студентами содержа­ния лекционного материала, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения, усиливается процесс форми­рования профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Семинарские занятия призва­ны обеспечить развитие творческого профессионального мышле­ния, познавательной мотивации и профессионального использова­ния знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний для будущего филолога — это свободное владение языком литературоведческой науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, оп­ределениями, знание как фактов рассматриваемого произведения, так и научных концепций. Студенты должны научиться анализировать художественные произведения, выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками поста­новки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказатель­ства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстра­ции достигнутого уровня теоретической подготовки. Другие част­ные цели и задачи, которые ставит преподаватель перед семинар­скими занятиями: повторение и закрепление знаний, кон­троль, оценивание - все должно быть подчинено этой главной цели.

Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов. Се­минар связан со всеми видами учебной работы, и, прежде всего, с лекционным преподаванием и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самоподготовки студентов.

По большинству учебных дисциплин семинарские занятия целесообразно проводить в форме обсуждения основополагающих проблем художественного творчества, при этом предусматриваются дискуссии, организуемые и руководимые преподавателем. На семинаре отрабатываются важ­нейшие темы и разделы учебной программы. Широкое распростра­нение получают занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений, а также обсуждение рефератов или докладов, подготовленных студентами. Как правило, темы докладов и рефератов определя­ются преподавателями с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности студентов. Студентам предо­ставляется право самим выдвигать на семинарские занятия инте­ресующие их темы.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, так как специфика литературы как учебной дисциплины требует максимальной самостоятельности от изучающего. Поэтому преподаватели не ограничиваются лишь указанием тем, выносимых для самостоятельного изучения, а с первых курсов обучают навыкам самостоятельного освоения материала. Этому подчинены такие виды работы, как собеседования по прочитанным текстам, проведение групповых консультаций по конспектированию научной литературы и критических статей, проведение собеседований по конспектам для выявления уровня освоения материала.

Эффективными в плане организации самостоятельного освоения материала студентами и индивидуализации обучения являются формы работы, предусматривающие вовлечение студентов в деятельность преподавателя. На первых этапах можно практиковать включение в лекцию преподавателя небольших выступлений студентов по локальным вопросам лекционной темы. В дальнейшем, в среднем звене и на старших курсах, можно практиковать игровые приемы на семинарских и практических занятиях, когда заранее подготовившийся студент проводит фрагмент занятия, выступая при этом «дублером» преподавателя. На этом же этапе обучения практикуются занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений. Подобные формы работы предусмотрены в планировании практических занятий по ряду историко-литературных курсов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения истории русской литературы студенты-заочники должны знать и усвоить:

  • базовые литературоведческие категории и понятия;

  • факты литературного процесса в России;

  • методологию литературоведческих учений;

  • разные методы, виды и приемы литературоведческого анализа.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История русской литературы: XI-XVII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.

Другие похожие документы..