Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI

Тема 2. Литература Киевской Руси

(XIXII вв).

Первым государственным объединением древнерусской народности была Киевская Русь. Ее история интересна своей богатой материальной и духовной культурой, своим оригинальным искусством и оригинальной литературой.

В «Повести временных лет», являющейся одним из первых летописных сводов, подчеркивается неслучайный характер происходивших на территории Руси событий. Летописец, например, обращаясь к прошлому, объясняет место и роль Киева, ставшего столицей государства. В летопись включена легенда о посещении в стародавние времена (в начале новой эры) апостолом Андреем Первозванным места, где был впоследствии основан Киев, об освящении им этого места и предсказании благодати на этом месте, далее идут предания об основании Киева и его основателях. Вся система преданий и легенд подчинена идее утверждения некоей целесообразности и закономерности происходивших в государстве в прошлые времена событий и их влиянии на современность автора – начало XII в. Перед древнерусским государством с самого начала его формирования встала задача: сохранить свою независимость перед иноземной экспансией. Определились уже в ранние периоды древнерусского государства и путь осуществления этого – укрепление его единства.

Одним из сильнейших факторов сплочения всех княжеств и областей Киевской Руси была литература, выступавшая во все времена как «духовный организатор мира культуры»6. Исключительная связующая роль литературы в консолидации общегосударственных усилий была обусловлена, прежде всего, широким распространением ее памятников по всей русской земле. Они несли актуализированные их современностью идеи сохранения единства государства.

Формируется жанровая система литературы, Д.С. Лихачев считает, что уже в ранний ее период число жанров доходит до ста7. Как отмечалось, памятники создавались в нелитературных сферах, поэтому представляется важным выяснение, для чего они создавались и каким практическим целям служили, а также рассмотрение обстоятельств, при которых возникали те или иные жанры.

Жанры древней литературы можно разделить на две группы: светские (исторические) и религиозные (церковные). Наиболее распространенными историческими жанрами были летопись, предание, воинская повесть, сказание; религиозными – житие, хождение, проповедь, торжественное слово. Памятники обычно включались в состав сборников. Исторические жанры представали обычно в составе летописей. Таким образом, сама летопись воспринималась как некий крупный, обобщающий жанр, религиозно-дидактические жанры – в составе церковных книг, таких как «Четьи-Минеи», «Прологи», «Златоуст» и др. Вместе с тем, произведения разных жанров объединяла ведущая патриотическая идея, художественное выражение которой, в свою очередь, говорит о единстве всей древней литературы.

Летописание на Руси. В момент становления русской литературы выдвигаются на ведущие позиции летописи. Это – «исторические произведения, в которых повествование велось по годам»8. Обычно рассказ каждого года начинался словами «в лето» - отсюда название жанра летопись. Автор летописи всегда имел определенную установку: рассказывать о реально случившихся фактах и о реальных исторических лицах.

Главным предметом летописей, таким образом, была история государства, героями – реальные личности, оставившие след в истории страны. Поэтому летописец выступает как носитель и выразитель официальной государственной идеологии, то есть авторы летописных повествований не были частными лицами. Как правило, это были либо монахи, либо служащие князей, либо посадники, авторы говорили как бы от лица древнерусского общества и от лица его правителей.

Вместе с тем, в летописях отражались, правда, весьма опосредованно воззрения самого составителя. Это проступает в принципах отбора и компоновки исторического материала, в характеристике героев, в оценках событий и действий исторических личностей. Сами правители, князья, в летописях изображались обобщенно, их деяния оценивались с позиций общегосударственных интересов и результатов. Д.С. Лихачев отмечает: «Структура человеческого образа в XII – XIII вв. была теснейшим образом связана с иерархическим устройством класса феодалов. Люди расценивались по их положению на лестнице отношений внутри феодального класса. Каждый из изображаемых людей был прежде всего представителем социального положения, своего места в феодальном обществе»9.

В летописях, как, впрочем, и в других жанрах ранней литературы, отрицательными героями были либо внешние враги, либо противники князя, которому сочувствует летописец. Отрицательная характеристика подобных персонажей также проводилась с позиций общественно-политических, а не по психологическим свойствам того или иного лица.

Несмотря на то, что летопись относится к светским жанрам литературы, тем не менее, в памятниках летописи отразилось религиозное мировоззрение средневековых авторов. Например, в «Повести временных лет» Нестор стремится осмыслить историю Руси в контексте мировой истории, которую он знает, как и всякий грамотный человек Средневековья, в библейском изложении. Также религиозный характер авторской позиции выражается в характеристике отрицательных персонажей. Врагу или человеку, совершившему неверные действия, обычно приписывались грехи, то есть проводилось обязательно религиозное толкование негативных поступков отрицательных героев.

Нуждается в пояснении средневековая концепция человека, основанная на религиозных воззрениях. По преставлениям древних, душа человека – арена борьбы бога с дьяволом. Положительный герой в произведении обычно предстает как носитель высших нравственных свойств человека, усвоенных из религиозных учений. Действия отрицательного героя авторы объясняли как результат действия на человека дьявола. Таким образом, религиозная система воззрений автора прямо или косвенно отражалась в принципах изображения героев как в летописях, так и в произведениях других жанров.

«Повесть временных лет» - один из ранних летописных сводов Древней Руси, был создан в начале XII в. Известны три редакции памятника: I редакция относится к 1113 г., составителем ее был монах Киево-Печерского монастыря Нестор; II редакция была составлена игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром, в ней подчеркнута роль в истории Владимира Мономаха, ставшего к тому времени киевским князем; III редакция, считается, также была создана в Выдубецком монастыре, автор ее неизвестен.

Полное название памятника звучит так: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». Заглавие содержит формулировку задачи, стоящей перед летописцем: выяснить вопрос о происхождении русского государства, рассказать о его центре, Киеве, о его правителях. Надо заметить, что сам замысел написания истории народа и государства говорит о высоком уровне развития сознания образованных людей того времени. Руководящей идеей произведения стала высоко патриотическая идея о самостоятельности русского государства, ее независимости от Византии и от других развитых в то время европейских государств.

Поставленную задачу летописец стремится решать масштабно: он связывает историю русского государства с мировой историей, в этом отчетливо проступают принципы стиля монументального историзма. «Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний – расстояний пространственных, временных (исторических), иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное «панорамное зрение». Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты», - пишет Д.С. Лихачев, определяя характерность монументального стиля10. Таким образом, благодаря широкому историческому контексту, повествование летописца обретает крупномасштабность, поставленные автором проблемы воспринимаются как государственно и общественно значимые.

Как всякий средневековый человек, Нестор знал всемирную историю в библейском изложении, поэтому в начале его повествования большое место отведено пересказам известных ветхозаветных сюжетов: о разделении земли после потопа между сыновьями Ноя – Симом, Хамом, Иафетом, о происшедших от них племенах. Происхождение европейских народов, в числе которых были и славяне, Нестор ведет от Иафета, рассказывает о расселении славянских племен по берегам Дуная и Днепра, демонстрируя при этом познания в географии. В этой части рассказа важна сама идея летописца об общих корнях всех европейских народов. Отсюда делается вывод: все потомки одного праотца равны между собой, поэтому должно быть мирным их сосуществование.

История человечества в трактовке Нестора не беспредельна во времени, она имеет начало и конец – ее ход измерен от Сотворения мира до Страшного суда.

При составлении «Повести временных лет» летописец использовал устные и письменные источники: предания, легенды, устные рассказы, библейские предания, записанные монастырские истории, воинские и исторические повести, возникшие независимо от летописей. Уже в начале XII в. летопись превращается в некий синтетический, обобщающий жанр, включающий в себя другие фольклорные и литературные жанры. Именно благодаря объемной форме и универсализму содержания летопись позволяла авторам утверждать идеи общегосударственной важности.

Датированное, т. е. собственно погодное повествование начинается с 852 года (с 6360 г. от Сотворения мира)11: «С лета 6360 начению Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля». Речь идет о византийском царе Михаиле, начавшем свое царствование в то время, когда стало известно о русском государстве. Далее идут так называемые пустые годы, т. е. годы, которые не были связаны, по мнению летописца, со значительными событиями: «В лето 6361.»; «В лето 6362.». Эти записи интересны с точки зрения оформления: начав вести погодную запись, летописец последовательно придерживается единых принципов оформления, даже «пустые годы» он считает нужным включать в повествование, так как они маркируют хронологичность повествования.

Структурно в «Повести временных лет» выделяются две части: первую часть составляет рассказ о дохристианских временах, вторую – от 988 г. до начала XII в. Таким образом, принятие русскими христианства в глазах летописца выглядит как событие эпохальное, благодаря чему Русь приобщилась к более высокому уровню цивилизации: был освоен алфавит, получила распространение письменность. В глазах летописца язычество было низким уровнем развития по сравнению с христианством. Стоит вспомнить, что предание о царьградской победе Олега завершается очень выразительно: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными» (курсив наш – М.К.). С точки зрения летописца, язычники не имели права называть своего князя «вещим», т. е. мудрым, всеведующим, наделенным способностью к пророчеству, так как этими свойствами мог обладать только христианин.

В первой части «Повести» обращает на себя внимание цикл легенд и преданий о Киеве: предание об определении апостолом Андреем места будущей столицы государства и о его пророчествах относительно этого города, предание об основании Киева и его основателях. Всем ходом повествования Нестор подчеркивает неслучайный характер произошедшего в истории и Киева, и государства в целом.

Предание об основании Киева интересно тем, что содержит своеобразный ключ к пониманию политических воззрений летописца. В глазах Нестора имеет важное политическое значение происхождение Кия и его братьев – из племени полян, этим подчеркивается славянское происхождение великокняжеской власти на Руси. В последующем после этого рассказе автор настаивает на мысли, что Кий не был перевозчиком, т.е. не был простолюдином, который своим трудом был вынужден добывать средства к жизни. В подтверждение не демократического, а княжеского происхождения основателя столицы приводится рассказ о поездке его в Царьград и почестях, оказанных ему царьградским царем. Чисто топонимическая легенда, будучи включенной в композицию обширного повествовательного произведения о происхождении Руси, оказалась наполненной политическим содержанием: она призвана возвысить Киевскую Русь, ее столицу, ее правителей.

В свою очередь, как бы в параллель к выше рассмотренному преданию выступает широко известная легенда о «призвании» варягов – трех братьев из племени Русь. Легенда была взята Нестором из новгородских летописей, включение в «Повесть», пожалуй, преследовало политическую цель: в условиях начавшейся усобицы XII в. важно было подчеркнуть происхождение русских князей от одного предка и тем самым осудить братоубийственные распри, ведущие к ослаблению государства перед иноземным захватом,

В рассказах о дохристианских временах русской истории привлекают внимание предания о киевских князьях: о победном походе Олега Вещего на Царьград, о его смерти от любимого коня; об убийстве древлянами Игоря и о мести им княгини Ольги за смерть своего мужа; о походе их сына Святослава на Царьград.

По преимуществу в этих рассказах о прошлом выступают актуальные внешнеполитические проблемы. Обращает на себя внимание то, что в рассказах о давней истории внимание летописца обращено по преимуществу к двум политическим, религиозным и культурным центрам – к Киеву и Царьграду, т.е. в летописи отчетливо выступает параллель: «Русь –Византия». Интересно, что уже в первой датированной записи отражена эта параллель. Из многообразного материала летописец выбирает факты, говорящие о связях с Византией: Кий ездил в Царьград, Олег ходил с войском на Царьград и одержал победу, Святослав совершил поход на Царьград. Автор постоянно соотносит два центра, по-видимому, с тем, чтобы подчеркнуть их равность в политическом диалоге, независимость Киева от всесильного соседа, партнера и оппонента.

Чем ближе движется повествование к современности автора, тем менее она легендарная и тем больше внимания летописец сосредоточивает на внутриполитических проблемах, обусловленных прежде всего взаимоотошениями князей между собой. Как известно, после смерти Владимира-Крестителя начинается борьба между его сыновьями за киевский престол, с одной стороны, и распри между удельными князьями за владение той или иной областью, с другой.

Центральной становится идея необходимости единения государства перед угрозой иноземного захвата. В этой части внимание летописца обращено к фигурам князей, направлявших усилия на миротворческую деятельность, таковыми выступают Ярослав Мудрый, его внук Владимир Мономах. Они изображены как просветители, патриоты, идеальные правители. Как замечает Е.Н. Купреянова, великокняжеская власть на Руси в это время выступает как фактор государственного единства12. Наряду с рассказом о плодотворной деятельности названных князей выступает в этой части повесть «Об ослеплении Василька Теребовльского», в которой проводится прямое осуждение инициаторов княжеских усобиц. Конкретно-историческое содержание второй части не противоречит в основном легендарной первой части, так как в обеих частях летописец руководствуется общегосударственными и общенародными задачами. Этот ориентир важен, так как обеспечивает целостность повествованию.

Русская агиография. Широкое распространение на Руси получила агиография (в переводе с греческого языка слово агиография буквально означает описание святых, т.е. жизнеописание святых). Среди жанров агиографической литературы особой популярностью пользовались житие и хождение (хожение), получившие широкое распространение в первый же период древнерусской литературы. На появление русских агиографических сочинений определенное влияние оказали византийские первоисточники.

Содержанием жития было жизнеописание святого, т. е. человека, канонизированного церковью. В образе героя жития воплощался этический идеал христианства. Святым становился человек, преодолевший земные страсти, одержавший победу духа над грешной плотью, это был идеальный христианин, воспринимающийся обществом и церковью как верный последователь Иисуса Христа. Ввиду воспитательного воздействия на верующих житийная литература активно распространялась на Руси.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История русской литературы: XI-XVII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.

Другие похожие документы..