Сто великих мифов и легенд

их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног,

согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность

всех вещей".

Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из

воплощений он является отцом солнечного бога Атума, таким образом гелиопольский

и мемфисский варианты мифа объединяются.

Еще одна версия мифа о сотворении мира возникла в городе Шмуну, что значит

"Город Восьми" (греки называли его Гермополь). По этой версии прародителями

всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и

Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей.

Они жили в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо, ещ(*

невидимое во тьме.

Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом.

"Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта

становится город Фивы Главное фиванское божество - богсолнца Амон стал главным

божеством всего Египта. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

Поднявший небо и утвердивший землю,

Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст

Царь, да живет он, да здравствует,

Да будет благополучен, глава всех богов

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира.

Внемрассказыва-ется, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он

создал восемь великих богов, которые в Гелиополе породили Ра и Атума, а в

Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивыитам умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной

Нут, Шуи Геб

версии, люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием

египетских слов "слезы" и "люди", по другой (очень поздней) - людей слепил из

глины на гончарном круге бог Хнум.

Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что богсоздал мир

для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму

воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он

создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать".

ОСИРИС И ИСИДА

Миф об Осирисе и Исиде - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в

египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его

"главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре

египтян".

Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние

египтяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, го-

36

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

37

Исида и Нефтида оплакивают Осириса

ворится: "Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов". Сын бога земли

Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян

обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-

под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных

инструментах, поклоняться богам.

Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост

Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он

пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По

его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому,

кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он

не был впору. Когда прищел черед Осириса и он лег в короб, сделаный по его

мерке, Сет захлопнул крыщку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и

бросили в воду.

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве

матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и

египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить

достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло

могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить

дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на

лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа.

Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

"...Тьмавокругнас, хотя Равнебесах, Небо смешалось с землей, тень легла на

землю. Сердце мое горит от злой разлуки. Сердце мое горит, потому что стеною

Отгородился ты от меня..."

По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его

переполняют слезы Исиды.

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И

случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата.

Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях

ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда,

когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о

великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной

из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных

местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В

другом - она собрала его тело воедино и сказала: "О, светлый Осирис! Собраны

твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!"

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор

у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за

процессом бальзамирования, должен был быть в маске Ануби-са - пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор

отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Осирис - это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но кроме того,

он считался богом растительности, производительных сил природы. Вхрамах,

посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его

тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной "тело Осириса"

прорастало молодыми всходами.

Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По

представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с

земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был

принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового

цикла.

Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира.

Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за фобом, не просто уподобляется

Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем

покойного ставится имя Осириса - "Осирис имярек".

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III

тыс. до н.э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах

пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченое его изложение было сделано в

начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

БОРЬБА ГОРА И СЕТА

Продолжением мифа об Осирисе и Исиде является миф о борьбе Гора и Сета,

известный в нескольких вариантах.

После смерти Осириса власть над Египтом захватил Сет. Исида бежала от его злобы

в Дельту Нила и там, среди болот, в уединении и тайне стала воспитывать своего

сына Гора.

Гор - один изсолнечныхбогов, имя егоозначает"высота", "небо". Гора изображали с

головой сокола, а его символом было солнце с распростертыми крыльями.

У

38

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Когда Гор достаточно возмужал, чтобы вступить в борьбу с Сетом за престол своего

отца, к нему из царства мертвых явился сам Осирис, чтобы научить его сражаться.

Осирис спросил Гора, какой поступок он считает самым достойным, и Гор ответил:

помочь отцу и матери, безвинно пострадавшим. Тогда Осирис спросил, кто полезней

в сражении - боевой лев или конь. Гор назвал коня, объяснив свой выбор тем, что

лев нужен для защиты, а конь - для преследования врага.

Осирис остался доволен ответами сына и благословил его на борьбу с Сетом.

Сет для египтян олицетворял зло. Он был покровителем враждебно настроенных

чужеземцев, богом грозы и испепеляющей все живое пустыни. Изображали его в

образе человека с головой осла.

В одном из поздних вариантов мифа рассказывается, что Гора и Сета примирил бог

земли Геб, поделив между ними власть и сделав Сета царем Верхнего Египта, а Гора

- Нижнего. Таким образом объяснялось существование двух исторически сложившихся

областей.

Но в большинстве сказаний о Горе и Сете они ведут тяжелую и непримиримую борьбу,

окончившуюся полной победой Гора.

В первом поединке Гор потерпел поражение - Сет вырвал ему глаз. "Око Гора" -

один из важнейших символов в египетской мифологии - средоточие божественной

силы.

После долгой борьбы Гор вернул свое Око и с его помощью оживил Осириса. Но

Осирис предпочел остаться владыкой царства мертвых, с тем чтобы царем живых стал

Гор.

Сет не пожелал освободить престол, и соперники обратились к суду великих богов.

В одной из записей мифа, сделанных в период Нового царства, содержится подробный

и обстоятельный рассказ о том, как судились Гор и Сет. Вероятно, этот рассказ

был не только изложением древнего сказания, но и сатирой на современное

судопроизводство.

Хотя почти все боги были согласны, что по закону Гор должен занять престол

своего отца, они никак не могли вынести окончательного решения, и суд затянулся

на восемьдесят лет.

Вышедшая из терпения Исида обратилась к богам с гневной речью. Тогда Сет сказал:

"Я больше не появлюсь в зале суда, когда там будет Исида", и боги пере-

носятсудебное заседание на остров, приказав лодочнику "не перевозить никакой

женщины, похожей на Исиду".

Исида хитростью проникает на остров и, приняв облик обычной женщины,

рассказывает, что она была женой пастуха, что муж ее умер, и теперь некий чело-

векхочетотобратьуеесына стадо отца. Сет, не заметив ловушки, сказал: "Нельзя

отдавать стадо чужому, когда есть сын хозяина".

В египетском языке слова "стадо" и "сан, престол" звучат одинаково. Таким

образом Сет определенно вынес приговор самому себе.

Исида превратилась в коршуна, взлетела на верхушку акации и крикнула оттуда:

"Твой собственный разум тебя осудил, твои уста произнесли это. Что же еще надо?"

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

39

Однако боги опять не приняли никакого решения и, покинув остров, стали заседать

на горе. Тут уж возмутился сам Ра: "Что вы делаете, сидя здесь? Ведь вы

заставите тяжущихся окончить свою жизнь в суде?"

Некоторые варианты мифа заканчиваются тем, что по велению Ра Гор становится

царем Египта, а Сета Ра забирает с собой на небо и делает повелителем грозы. В

других вариантах сюжетразвиваетсядальше: Сет предлагает Гору различные испытания

-превратившись в гиппопотамов, три месяца просидеть под водой, проплыть по реке

на каменных ладьях, пытается опорочить Гора перед богами, поссорить его с Исидой

и т.д.

Наконец, между ними происходит решительный бой, Гор побеждает Сета и повергает

его к ногам Осириса. Светлый Осирис торжествует над темным Сетом.

Гор поражает Сета

ИСИДА СИЛЬНАЯ ЧАРАМИ

Древний Египет в представлении окрестных народов был таинственной страной магов

и колдунов.

Жизнь египтянина была полна веры в чудесное, магия играла огромную роль и в

религиозном культе, и в повседневной жизни. Служение богам сопровождалось

сложными магическими ритуалами, магические формулы обеспечивали умершим

благополучное существование за гробом, амулеты и заговоры помогали в конкретных

житейских ситуациях.

Покровительницей египетской магии была Исида. Один из ее эпитетов - "Сильная

чарами".

Исида - не только жена Осириса и мать Гора, но и самостоятельное, очень сильное

божество. Ее почитали как богиню плодородия, ветра и воды, покровительницу

мореплавания.

В одном из мифов рассказывается, как Исида "задумала стать подобной Ра в его

могуществе, завладев тайным его именем".

Египтяне считали, что имя человека является такой же важной и неотъемлемой

частью его личности, какдуша и тело. Паломники, записывавшие свои имена на

стенах храмов, употребляли особую формулу, дабы обезопасить себя от вреда,

который можно им причинить, причинив вред их имени: "Что до того, кто сотрет это

имя, да будет Пта его врагом, и да будет Сохмет преследовать его жен, а Таурт -

его детей".

Часто настоящее имя хранилось в тайне, а в обиходе использовалось прозвище.

40

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

И вот Исида, чтобы обрести власть над великим Ра, решила узнать его тайное,

истинное имя.

Из земли она вылепила змея с ядовитыми зубами и положила его на пути Ра.

Поскольку змей был сотворен силою чар, Ра не увидел его, а только почувствовал,

как вонзились в его тело ядовитые зубы. "И яд охватил его тело, подобно тому,

как Нил заливает всю страну во время разлива".

Ра закричал сопровождавшим его богам: "Подойдите ко мне, ибо хочу я поведать о

том, что случилось со мной. Меня ужалило нечто смертоносное, о чем знает мое

сердце, но чего не видят мои глаза, и не может ухватить моя рука. Сердце мое

полно пылающего огня, тело мое разрывает боль. Пусть придут ко мне мои дети -

боги, владеющие чародейными речами и умеющие произносить их". Боги приблизились

к великому Ра и стали творить заклинания, но боль не отпускала бога.

Наконец, появилась Исида, и "было в устах ее дыхание жизни, ибо слова, реченные

ею, уничтожают болезнь".

Исида сказала: "О, мой божественный отец! Назови мне свое имя, и ты будешь жив".

Ра начинает перечислять свои иносказательные имена: "Я - создатель неба и земли.

Я - создатель вод. Я - отверзающий свои очи и создающий свет. Я - закрывающий

свои очи и сотворяющий мрак. Я - Хепри утром, Ра в полдень, Атум вечером".

Но боль по-прежнему терзала великого бога, и Исида сказала: "Среди слов, которые

ты говорил мне, не было твоего имени. Открой мне его, и яд выйдет из твоего

тела, ибо будет жить тот, чье имя произнесено".

Тогда Ра назвал свое тайное имя (в записи мифа оно, конечно, не приводится), и

Исида произнесла заклинание: "Уходи яд, выйди из Ра. Я делаю так, чтобы

яд упал на землю, ибо он побежден. Великий бог отдал свое имя. Да будет жить Ра,

и да погибнет яд! Пусть погибнет яд, и будет жить Ра!"

Ра исцелился, а Исида, завладев его истинным именем, обрела великую силу и

власть.

Этот миф известен по записи на папирусе времен Нового царства. Причем запись

была сделана в чисто утилитарных целях: заклинание, произнесенное Исидой,

рекомендовалось использовать от укусов змей и скорпионов. Заключительная

приписка содержит конкретные указания: заклинание следует произнести вслух или

написать на куске льняного полотна и повесить на шею, а можно запись, сделанную

краской, растворить в воде и дать выпить укушенному.

Исида, Великая Владычица Неба со скорпионом на голове

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

41

Египтяне верили в действенность этого заклинания, поскольку Исида считалась

повелительницей змей и скорпионов. Известны изображения богини со скорпионом на

голове, а в одном из текстов, написанных от лица самой Исиды, так описывается ее

выход: "И вышла я в вечернюю пору. И вышли вслед за мною семь скорпионов, дабы

защитить меня своими жалами: Тефен и Бефен были позади меня, Местет и Местетеф -

под моими носилками, Петет, Четет и Матет освобождали мне путь".

Происхождение мифа об Исиде, сильной чарами, вероятно, очень древнее, поскольку

Исида в нем еще не обрела своего классического облика кроткой жены и матери, а

  1. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Сто великих мифов и легенд (3)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  6. Сто великих мореплавателей

    Документ
    Почему божественных9 Наверное, потому, что там было так много всего, о чем только мечтал человек, - там били винные ручьи и росли деревья с молодильными плодами, путников ублажали прекрасные дивы, все были свободны и счастливы и у
  7. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  8. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  9. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"

Другие похожие документы..