Сто великих мифов и легенд

Со всей страны созвал Гильгамеш лучших мастеров и приказал им сделать статую

Энкиду: тело - из золота, лицо - из алебастра, волосы - из лазурита.

28

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

1

С почестями похоронив Энкиду, Гильгамеш облачился в рубище и бежал в пустыню.

Его терзала не только печаль по умершему другу, но и мысль о собственной

смертности, которую он только теперь осознал:

"И я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, Смерти страшусь и

бегу в пустыню..."

Гильгамеш решил разыскать мудрого Утнапишти, единственного бессмертного среди

людей, и узнать у него тайну бессмертия.

Много дней шел Гильгамеш и наконец дошел до высоких гор, вершины которых

подпирали небо, а основания уходили в преисподнюю. Здесь кончался мир людей и

начинался неведомый путь, по которому солнце на рассвете всходило на небо, а на

закате уходило во тьму.

Этот путьохраняли люди-скорпионы. Они попыталисьзадержатьГильгамеша: "Никогда,

Гильгамеш, не бывало дороги, Не ходил никто еще ходом горным... Темнота густа,

не видно света".

Но Гильгамеш ответил:

"Ив жару и в стужу, в темноте и во мраке, Во вздохах и плаче - вперед пойду я!"

Он устремился во тьму и, пройдя через нее, вышел к свету иного мира. Он увидел

чудесный сад, где листья на деревьях были из лазурита, а плоды - из сердолика.

За садом простиралось бескрайнее море - море Смерти, а на его берегу, на крутом

обрыве жила хозяйка богов Сидури.

Узнав, что Гильгамеш хочет найти бессмертие, Сидури не одобрила его намерения:

"Гильгамеш! Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты. Боги, когда

создавали человека, Смерть они определили человеку".

Далее она пытается убедить Гильгамеша, что он должен радоваться жизни, пока жив:

"Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник справляй ежедневно... Гляди, как дитя

твою руку держит, Своими объятьями радуй подругу- Только в этом дело человека".

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

29

Но Гильгамеш отказался вернуться в мир людей и продолжал свой путь. Переплыв

через темные воды, он предстал перед бессмертным Утнапишти, обитавшим на другом

берегу моря Смерти.

Утнапишти также, как и Сидури, говорит Гильгамешу, что боги определили человеку

жизнь и смерть и повелели "жить живому". Мудрый старец упрекает Гильгамеша за

то, что он пренебрег долгом правителя и покинул свой народ:

"Обрати лицо свое, Гильгамеш, ктвоимлюдям. Почему их правитель рубище носит?"

Затем следует вставной эпизод: Утнапишти рассказываете том, что во время

Великого потопа именно он построил ковчег, спас свою семью и по паре всех зве-

рейиптиц, не дав угаснуть жизни на земле. За это боги наградили его бессмертием.

Сказание о Великом потопе не связано с эпосом о Гильгамеше и было включено в

повествование лишь затем, чтобы подчеркнуть мысль о том, что только за

исключительный, небывалый в прошлом и невозможный в будущем подвиг человек

смогобрести бессмертие, что это - единственный случай.

Гильгамеш впадает в отчаяние:

"Что же делать, Унапишти, куда пойду я?..

В моих покоях смерть обитает,

И куда взор я ни брошу - смерть повсюду!"

Желая утешить Гильгамеша, Утнапишти рассказал ему, что на дне моря Смерти растет

цветок, возвращающий молодость. Добывший его хоть и не обретет бессмертия, но

все же удлинит свою жизнь.

Гильгамешпривязалкногам два тяжелых камня, нырнул на дно моря и сорвал чудесный

цветок.

С драгоценной добычей Гильгамеш благополучно достиг мира людей.

Он остановился у озера, чтобы омыться земной водой, но тут из норы выползла змея

и похитила чудесный цветок. Змея сбросила старую кожу и обрела новую молодость,

а Гильгамеш ни с чем вернулся в родной город.

Но когда он увидел могучие стены Урука, возведенные некогда по его приказанию,

душа его преисполнилась гордости.

Конец поэмы с трудом поддается толкованию, но большинство исследователей склонны

видеть здесьопти-мистическую мысль о том, что истинное бессмертие человека - в

его делах, совершенных в течение жизни.

Гильгамеш с побежденным львом. Рельеф на воротах дворца Саргона II. VIIIв. до

н.э.

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

31

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. фараон Мина объединил под своей властью

египетские земли и создал Египетское государство - одно из древнейших государств

в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.

Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину

окружали высокие горы, азанимилежалибескрайние, мертвые пустыни. Как и все

древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых

египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его называли Хапи.

Слава тебе, Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет.

Нет таких житниц, чтоб вместили твоидары,

Никому не дано повелевать твоим сердцем.

Так пели египтяне в одном из своих гимнов. Египет делился на области - номы, и

первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так

вФивахпоклонялисьбогусолнцаАмону, его жене -богине небаМутиих сыну - богу луны

Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта - создателя мира, богиню войны Сохмет и их

сына-бога растительности Нефертума.

Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский

пантеон. Местные бога со сходными функциями превратились в разные ипостаси

одного и того же бога. Поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений

и имен.

Во главе пантеона встал солнечный богХепри-Атум-Ра. "Хепри" - означает

"возникающий сам собой". С ним отождествляется юное, утреннее солнце. Символ

Хепри - жук-скарабей. Египтяне считали, что скарабей размножается сам по себе,

то есть наделен божественной созидательной силой. Хепри часто изображали со

скарабеем вместо головы. Ра - зрелый муж - символизировал солнце полуденное, а

старец Атум, что значит "совершенный" - солнце вечернее.

Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как

создателя мира, источниктеплаисвета, покровителя людей.

Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь,

богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит наземле,

разбираетжалобы, отдаетраспоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота.

Вечером он пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной

реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром вновь взошло на

небе солнце.

Небесная река - не единственный образ неба в египетской мифологии. Небо

представляли также в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами.

В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с

коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья.

Греки считали ее египетской Афродитой.

Еще одно воплощение неба в египетской мифологии - богиня Нут. В "Текстах

пирамид" - магических надписях на стенах гробниц фараонов - о Нут говорится так:

"Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею

красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими

руками". Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и

опирающейся на пальцы рук и ног.

Супругом Нутбыл богземли Геб, аихдетьми - Осирис, Сет, Исидаи Нефти-да, ставшие

героями наиболее значительного из египетских мифов.

Очень почитаем был бог Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его

изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.

Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Богмерт-вых Анубис

изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт-

покровительница женщин и детей, помогающая при родах-в образе беременной самки

гиппопотама, бог водной пучины Себек-с головой крокодила итд.

Кулътживотных-самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам.

Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и

в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.

Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным

воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми

признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа

становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на

протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале

сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на

нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и

торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были

похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.

Почиталась также богиня Ба-стет в образе кошки. Каждая кошка считалась

воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде

всего спасали кошку. Когда кошка Умирала, хозяева погружались в траур, а

убийство кошки, даже

Небо в образе коровы. Древнеегипетское изображение

1

32

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

33

Амон-Ра

невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской

цивилизации, когда Еги-петнаходилсяподвластьюРима,"одинримлянинубил i кошку, и

сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни

общий страх, I внушаемый Римом, не могли освободить от мести че-1 ловека, хотя

он и совершил это нечаянно". В египетских захоронениях нередко встречаются мумии

кошек. I Огромное место в египетской мифологии принад-| лежит представлениям о

загробном мире.

Египтяне верили, что загробная жизнь - это пря-] мое продолжение и подобие жизни

земной, что умер-1 шие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внима-1 нии со

стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается кумершему отцу:

"Отец мой, по- i дымись со своего левого бока и повернись на правый к 1 этой

свежей воде, кэтомутепломухлебу, которыеятебе f принес".

В отличие от многих народов, у древних египтян |

не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а | по-

родственному заботились о них.

Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение! тела

умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать по-1

койников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.

По представлениям древних египтян, человеккроме тела - Сах, обладал еще! душой -

Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем -1 Рен. Все эти

проявления человеческой сущности могли иметь достаточно само-1 стоятельные

функции. Так, в одном из памятников древне-1 египетской литературы, человек,

разочаровавшийся в жиз-| ни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом,

I не желающим отправляться в царство мертвых.

Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая на-1 зывается "Сехет иару", что

значит - "поле камыша", и жил I там в довольстве и безмятежности, его живые

родственники 1 должны были совершать определенные магические обряды. I Стены

египетских гробниц покрывали росписями, на кото- j рьгх умерший был изображен

среди повседневнойжизни: на I рыбнойловле, вкругу семьи, наблюдающим за

сооружением кровати с балдахином и т.д. Благодаря магическим тек-} стам все это

должно было превратиться в загробном мире в | реальность и создать для человека

привычную обстановку.

Чудесное "поле камыша" давало небывалые урожаи, но, i как и реальное поле,

нуждалось в обработке. Чтобы умерше-1 мунепришлосьсамому заниматься

сельскохозяйственными /7/йд работами,вгробницуемуклали"ушебти" -

небольшиеста-j

Тот

Анубис

Бастет

туэтки, над которыми произносили заклинание: "Если причислят умершего к

работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил

песок, - "Вот мы!", - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши,

коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина

своего".

Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание

- предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих

в Чертоге Истины. "Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются

его поступки рядом с ним, как его имущество", - говорится в одном из

древнеегипетских текстов.

В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он

клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о

моральных нормах египтян - "Я не совершал несправедливостей против людей; я не

был жесток кживотным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял

рыдать"; и о религиозных предписаниях - "Я не богохульствовал, я не гасил

горящего на алтаре огня"; и о правилах общежития - "Я не вредил слуге в глазах

его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не

устанавливал заслонов для отведения воды".

Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую -

птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог

говорить со своим сердцем: "Сердце мое, которое я получил от своей матери, не

обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со

мной".

Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и

чистое сердце было легче пера, злое и лживое -тяжелее камня. Праведник обретал

вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом

льва и головой крокодила.

Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона.

Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех

последующих фараонов - их живыми воплощениями.

Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом

Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной - засевал

первую борозду, осенью - сжинал первый сноп.

34

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

35

После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. "Он улетает от

вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу".

Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы - пирамиды. "Глаз

не в состоянии охватить их, мысльотказывается воспринять", - писал французский

египтолог Э.Ф. Жомар

Магические тексты на стенах гробниц фараонов - основной источник наших знаний о

верованиях, обрядах и мифологии египтян.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

"Вода поднялась и достигла утесов пустыни, как при сотворении мира", - говорится

в одном из древнеегипетских текстов, описывающих разлив Нила.

Первобытный хаос - Нун, представлялся египтянам бескрайним водным пространством,

погруженным во тьму.

И вот из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли

первобытную тьму. Затем он создал холм, такой высокий, что вершина его поднялась

над водой. Так появилась первая суша. Из дыхания бога возник его сын Шу -

воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и

богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и

Исиду, Сета и Нефтиду.

Такой вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит

"Город столбов". (Греки называли его по-другому: Гелиополь-"Город Солнца".)

Священный столб-обелиск был принадлежностью солнечного культа. Каждое утро

первые солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе

Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма,

созданного солнечным богом.

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе бог-

творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав

все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в

  1. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Сто великих мифов и легенд (3)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  6. Сто великих мореплавателей

    Документ
    Почему божественных9 Наверное, потому, что там было так много всего, о чем только мечтал человек, - там били винные ручьи и росли деревья с молодильными плодами, путников ублажали прекрасные дивы, все были свободны и счастливы и у
  7. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  8. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  9. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"

Другие похожие документы..