Сто великих мифов и легенд

Наиболее ранняядатируетсяХГУвекомдон.э Она была найдена в египетском архиве в

Телль-эль-Амарне и представляет собой учебный текст, по которому египетские

писцы обучались аккадскому языку. То, что миф использовался в качестве учебного

материала, говорит о его давнем бытовании и широкой известности.

Эрешкигаль -дочьверховногобогаАну. Ее имя означает "Хозяйка Большой Земли".

"Большой Землей" в данном случае называется царство мертвых.

Однажды небесные боги устроили пир. Эрешкигаль не могла принять в нем участия,

поскольку по незыблемому закону Вселенной верхний и нижний миры не должны

проникать один в другой. Все же боги хотели, чтобы Эрешкигаль отведала

пиршественного угощения. Они сказали ей:

"Нам к тебе не опуститься, И тебе к нам не подняться, Пришли -пусть возьмут твою

долю"

(Перевод В. Афанасьевой)

За долей Эрешкигаль отправился ее верный посланец Намтар, который обычно являлся

за душами умирающих, чтобы увести их в "Страну без возврата".

Когда Намтар вошел в небесный чертог, где пировали боги, все почтительно встали

перед ним, и лишь бог Нергал остался сидеть. Нергал, хотя и обитал на небе, был

олицетворением злых сил - палящего, губительного солнца, чумы и лихорадки.

Сохранилась запись молитвы некоего Шамашшумукина, в которой он обращается к

Нергалу с просьбой об исцелении:

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

21

"Пусть потоки рыданий моих к тебе устремятся, Ярое сердце твое да успокоят!"

Намтар, вернувшись в подземное царство, рассказал о проявленном к нему

неуважении, и Эрешкигаль, обидевшись за своего посланца, потребовала, чтобы боги

выдали ей Нергала:

"Бога, что пред послом моим не поднялся, Ко мне пришлите - я предам его смерти"

Отец Нергала, бог Эйа, горько пенял сыну:

"Отчего ты пред ним не поднялся?

Глаза мои не тебе ли мигали9

Аты отвернулся, как бы не зная,

На меня не взглянул, уставился в землю".

Нергал стал собираться в Страну без возврата, где души умерших "света не видят,

живут во мраке". Эйа, напутствуя сына, сказал ему, чтобы он не ел хлеба и не пил

вина в стране мертвых, не омывался тамошней водой и не прельщался мрачной

красотой Эрешкигаль.

Представ перед владычицей подземного царства, Нергал скрыл свое настоящее имя и

назвался Эррой. Это объясняется древним представлением о магической связи

человека с его именем. Скрыв свое настоящее имя, Нергал надеялся отвести от себя

опасность. Следуя наказу отца, он отказался от еды, питья, воды для омовения, но

когда Эрешкигаль предстала пред ним в прозрачных одеждах, "какмужжены возжелал

ее сердцем".

Шесть дней и ночей провел Нергал с Эрешкигаль, а на седьмое утро, когда богиня

еще спала, покинул ее.

Намтар попытался задержать его у выхода из царства мертвых, но Нергал сказал,

что Эрешкигаль посылает его с поручением к своему отцу Ану - и Намтар открыл

ворота.

По высокой лестнице поднялся Нергал на небо.

Эйа был счастлив увидеть сына, которого считал погибшим. Опасаясь преследования

Эрешкигаль, Эйа прибегнул к колдовству: окропил Нергала волшебной водой, отчего

красавец Нергал неузнаваемо изменился - стал косоглазым, хромым и плешивым.

Эрешкигаль, проснувшись и не найдя подле себя Нергала, принялась рыдать и рвать

на себе волосы:

"О, Эрра, сладостный супруг мой!

Я не насытилась его лаской - ушел он!"

Верный Намтар вызвался помочь своей горюющей госпоже:

т

22

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

"Я пойду и этого бога схвачу я!

К тебе да вернется, тебя да обнимет!"

Он поднялся на небо, заглянул в лицо каждому богу, но в хромом и плешивом уроде

не узнал Нергала и ни с чем вернулся к Эрешкигаль. Тогда Эрешкигаль обратилась

ксвоему отцу Ану:

"Этого бога пошли мне в супруги,

Со мной да проводит он ночи.

Если же ты бога того мне не вышлешь, (...)

Я выпущу мертвых, что живых поедают,

Мертвецы умножатся над живыми".

Страшная угроза нарушить равновесие между миром живых и миром мертвых напугала

великого Ану- Он повелел Нергалу вернуться к Эрешкигаль:

"Отныне нет ему доли в мире верхнем. Отныне доля его - в мире нижнем".

Местом культа Нергала как бога преисподней был город Кугу (современный Телль-

Ибрагим), расположенный между Тигром и Евфратом. Иногда Кугу называют саму

преисподнюю.

СОШЕСТВИЕ ИШТАР В ПРЕИСПОДНЮЮ

Жизньисмерть противопоставлены друг другу, новто же время-неразрывно связаны

между собой.

В ассиро-вавилонской мифологии Иштар-богиня плотской любви и производительных

сил всего живого - является родной сестрой повелительницы царства мертвых

Эрешкигаль.

Имя "Иштар" восходит к нарицательному обозначению богини вообще. Вероятно, в ее

образе соединилось представление о многих богинях.

Один из основных мифов об Иштар - история ее сошествия в царство мертвых.

Запись мифа сохранилась лишь фрагментарно, но недостающие части сюжета могут

быть восполнены на основе шумерского мифа о богине Инанне, которая обычно

отождествляется с Иштар.

Нергал, стоящий на поверженном враге. Оттиск печати. IIтысячелетие до н.э.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

23

Иштар (или Инанна) "к стране безысходной (...) свой дух склонила". Для чего ей

понадобилось спускаться в преисподнюю, миф не объясняет, но причины, вероятно,

были достаточно вескими, поскольку богиня осознает опасность своего путешествия

и принимает меры предосторожности-просит богов прийти к ней на помощь, если она

не вернется в течение трех дней.

Спустившись под землю, Иштар громко постучала в ворота преисподней и стала звать

сторожа:

"Сторож, сторож, открой ворота...

Открой ворота, дай мне войти,

Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,

Разломаю я дверь, замок разобью".

(Перевод В. Шилейко)

Сторож почтительно попросил Иштар подождать снаружи и побежал к своей госпоже

владычице преисподней Эрешкигаль доложить, что у ворот стоит ее сестра.

Эрешкигаль, "словно срубленный дуб лицом пожелтела, какпобитыйтрост-ник,

почернели ее губы". Ее испуг объясняется тем, что Иштар, богиня жизни, вторгаясь

в царство мертвых, могла нарушить всю гармонию Вселенной.

Тем не менее Эрешкигаль приказала сторожу впустить гостью и поступить с ней

"согласно древним законам".

Сторожраспахнул ворота перед Иштар:

"Входи, госпожа! Ликует Кугу! Дворец преисподней о тебе веселится!"

Но чтобы попасть к Эрешкигаль, Иштар пришлось пройти не через одни ворота, а

через целых семь, и у каждых ворот привратник просил ее отдать что-нибудь из ее

украшений или одежд, потому что в царстве мертвых "такие законы".

Иштар отдала венец с головы, подвески из ушей, ожерелье, запястья с рук и ног,

"щиты с грудей", пояс, набедренную повязку. Все эти вещи обладали магической

силой. Расставшись с ними, Иштар, нагая и беззащитная, предстала пред своей

грозной сестрой.

Эрешкигаль наслала на Иштар шестьдесят болезней - "на всю на нее, на все ее

тело", изаточилабогинювподземномдворце.Межтем на землебез Иштар все живое

лишилось своей производительной силы:

Бык на корову больше не скачет,

Осел ослицы больше не кроет...

Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя.

Боги решили, что пора вызволять Иштар. Они создали уродливого карлика Аснамира и

отправили его в царство мертвых. Аснамир при помощи заклинаний исцелил Иштар и

освободил ее из заточения.

24

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

ЩУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

25

Поклонение Иштар. Оттиск цилиндрической печати [тысячелетие до н.э

Но царство мертвых - это "страна без возврата". Попавший туда, будь он человек

или бог, может вернуться назад, только оставив кого-нибудь вместо себя.

Иштар избрала таким заместителем своего возлюбленного - бога Таммуза (в мифе об

Инанне он назван Думузи).

Таммуз - бог весеннего цветения - изображается в виде пастуха со свирелью в

руках. В одном из мифов рассказывается о том, что любви Иштар одновременно

добивались бог-пастух Таммуз и бог-земледелец Энкимду-и Иштар предпочла Таммуза.

В этом мифе, вероятно, отразилось противопоставление земледелия скотоводству,

характерное для древних цивилизаций.

Узнав, что должен безвременно сойти в царство мертвых, Таммуз пытается избегнуть

такой участи. Он бежит в чужие края, превращается то в газель, то в ящерицу. Но

посланцы Иштар настигают его.

Тогда сестра Таммуза, богиня виноградной лозы Гештиманна, вызывается сойти в

преисподнюю вместо брата. Иштар решает: "полгода - Таммуз, полгода-его сестра".

Таким образом, Таммуз становится так называемым "умирающим и воскрешающим

богом", уход которого в царство мертвых и возвращение на землю знаменует смену

времен года.

Во время священного праздника - начала нового года - в Месопотамии вплоть до X

века нашей эры разыгрывалась мистерия, изображающая историю Иштар и Таммуза.

Возможно, сохранившийся текст мифа о сошествии Иштар в преисподнюю является

записью такой мистерии Запись заканчивается радостной песней участников

праздника:

"В дни Таммуза играйте на лазоревой флейте, На порфирном тимпане с ним мне

играйте, С ним мне играйте, певцы и певицы .."

СКАЗАНИЕ О ГИАЬГАМЕШЕ

Глиняные таблички, на которых были сделаны наиболее ранние записи народных

сказаний о Гильгамеше, относятся к середине III тысячелетия до н.э.

Есть основания предполагать, что Гильгамеш был реальной исторической личностью.

Его имя сохранилось в списке древнейших царей Шумера. Реальный Гильгамеш правил

в городе Уруке в конце XXVII - начале XXVI века до н.э Сказания называют

Гильгамеша сыном урукского царя Лугальбанды и богини Нин-сун. Это утверждение не

так фантастично, как может показаться, поскольку в древнем Шумере существовал

обычай вступления царя в "священный брак" со жрицей, считавшейся живым

воплощением богини, которой она служила.

Имя "Гильгамеш" предположительно означает "предок-герой". Существует несколько

вариантов записи эпоса о Гильгамеше. Наиболее полной и интересной является так

называемая "ниневийская версия", написанная ассирийской клинописью на аккадском

языке для ниневийской библиотеки царя Ашурбанипала. Эта запись была сделана в

VII веке до н э., но, по утверждению переписчика, представляет

собойточнуюкопиюсболеедревнегооригинала.Потрадиции, автором этого оригинала

считают урукского заклинателя Синлике-уннинни, жившего в конце II тысячелетия до

н.э.

Ниневийская версия поэмы о Гильгамеше носит название "О все видавшем". Это одно

из самых замечательных произведений древневосточной литературы.

Разрозненныелегендыисказания приведены здеськстройному сюжетному единству,

характеры героев даны в психологическом развитии, и все повествование проникнуто

философскими размышлениями о жизни, смерти и смысле человеческого существования.

В начале поэмы Гильгамеш - юный и легкомысленный правитель. Не зная, куда девать

свою силу, он жестоко угнетает подданных, а сам предается разгулу.

Доведенные до отчаяния жители Урука обратились с мольбой к богам, чтобы они

создали Гильгамешу достойного противника.

Богиня Аруру слепила из глины могучего получеловека-полузверя по имени Энкиду.

Энкиду был наделен звериной быстротой и ловкостью, у него были длинные волосы, а

тело покрыто шерстью.

До поры до времени Энкиду ничего не знал о мире людей, жил в лесу, питаясь

травой, и дикие звери считали его своим.

Однажды Гильгамешу приснился сон, будто с неба упал тяжелый камень, которому

поклонились все жители Урука, а сам Гильгамеш полюбил его, словно живое

существо, и принес своей матери.

Мать Гильгамеша, мудрая богиня Нинсун, так истолковала сон: Гильгамеш обретет

могучего друга, которого будет любить, как родного брата.

Вскоре к Гильгамешу пришел охотник с жалобой, что в лесу появился дикий человек,

который пугаетохотниковиуводитунихдобычу, засыпает ловчие ямыи освобождает

зверей из силков.

Гильгамеш посоветовал охотнику выманить дикого человека излесаспомо-щью женщины.

26

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Охотник нанял в городе красивую блудницу по имени Шамхат и отправился с нею в

лес.

Блудница соблазнила Энкиду и увела его в Урук. Там он отведал человеческой пищи

- хлеба и вина - и тем самым приобщился к миру людей, утратив свою звериную

сущность.

Смирился Энкиду, - ему, как прежде, не бегать! Но стал он умней, разуменьем

глубже.

(Перевод И. Дьяконова)

Через некоторое время Энкиду встретил Гильгамеша. Между ними произошла схватка,

но ни один не смог одолеть другого. Они признали, что силы их равны - и

побратались. Гильгамеш отвел Энкиду к своей матери Нинсун, и та благословила

обоих как своих сыновей.

Несмотря на столь благоприятный поворот своей судьбы, Энкиду "огорчился, сел и

заплакал". Акогда Гильгамеш спросил его о причине такой печали, ответил:

"Вопли, друг мой, разрывают мне горло: Безделасижу, пропадает сила".

Тогда Гильгамеш предложил вдвоем отправиться в Ливанские горы, покрытые кедровым

лесом, и уничтожить обитающее там чудовище Хумбабу.

Энкиду испугался. В своей прежней, лесной, жизни он подходил кжилищу Хумбабы и

знал, что "ураган - его голос, уста его - пламя, смерть-дыханье". Кроме того,

бог Энлиль наделил Хумбабу способностью, по своему желанию, любого лишить

храбрости.

Энкиду стал отговаривать друга от безнадежного предприятия. К нему

присоединились мудрецы Урука. Они говорили Гильгамешу:

"Зачем пожелал ты -свершить такое? Неравен бой в жилище Хумбабы!"

А мать Гильгамеша, мудрая Нинсун, воскликнула, обращаясь кбогу солнца:

"Зачем ты мне дал в сыновья Гильгамеша И вложил ему в грудь беспокойное сердце?"

Но Гильгамеш уже принял решение. Он сказал Энкиду:

"Я пойду перед тобою, а ты кричи мне:

"Иди, не бойся!"

Если паду я - оставлю имя;

Гильгамеш принял бой со свирепым Хумбабой!"

Тогда Энкиду поклялся, что будет сражаться вместе с Гильгамешем, и побратимы

отправились в путь.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

27

I

Затри дня они проделали путь шести недель и достигли леса, где обитал Хум-баба.

Чудовище явилось перед ними в окружении "семи сияний", и эти магические сияния

вселили в героев неодолимый страх. Но тут сам бог солнца Шамаш пришел на помощь

Гильгамешу и Энкиду. Мужество вернулось к героям, они одолели Хумбабу, сразили

семь сияний, вырубили волшебные кедры, в которых заключались остатки злой силы,

и выкорчевали пни.

После тяжелой работы Гильгамеш искупался в ручье, с "грязным он разлучился,

чистым он облачился", и его красоту заметила богиня Иштар. Она спустилась с неба

и предложила Гильгамешу себя в жены. Но он отказался ввиду скверной репутации

богини*

"Какую славу тебе возносят? Давай перечислю, с кем ты блудила!"

Некоторые историки видят в конфликте Гильгамеша и Иштар отражение реально

существовавшего конфликта царской и жреческой власти.

Оскорбленная богиня попросила своего отца, бога Ану, создать исполинского быка,

который уничтожил бы дерзкого Гильгамеша. Бык появился. НоГильгамеш с помощью

Энкиду победил и это чудовище, и герои со славой возвратились в Урук.

Ночью Энкиду увидел во сне Совет богов. Боги гневалисьзато, что Гильгамеш и

Энкиду убили Хумбабу, находившегося под покровительством Энлиля, и быка,

созданного Ану, и спорили о том, должны ли понести наказание оба героя или

только один из них. В конце концов боги решили.

"Пусть умрет Энкиду,

Но Гильгамеш умереть не должен".

Энкиду рассказал свой сон Гильгамешу - и оба они опечалились. Гильгамеш

попытался умилостивить богов жертвами, пообещал украсить золотом их кумиры, но

боги ответили:

"Не трать, о царь, на кумиры злата, Слова, что сказано, богне изменит..."

По воле богов Энкиду заболел и умер. Гильгамеш горько оплакивал друга:

"Я об Энкиду, своем друге, плачу, Словно плакальщица, горько рыдаю . (

Друг мой любимый стал землею1

Энкиду, друг мой любимый, стал землею!"

  1. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Сто великих мифов и легенд (3)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  6. Сто великих мореплавателей

    Документ
    Почему божественных9 Наверное, потому, что там было так много всего, о чем только мечтал человек, - там били винные ручьи и росли деревья с молодильными плодами, путников ублажали прекрасные дивы, все были свободны и счастливы и у
  7. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  8. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  9. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"

Другие похожие документы..