Учебное пособие для вузов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

А.Я. БРОДЕЦКИЙ

ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ

АЗБУКА МОЛЧАНИЯ

Рекомендовано Международной педагогической академией качестве учебного пособия для творческих учебных заведений, факультетов педагогики и психологии

Аннотация

В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных частиц-знаков, ко­торые он сводит в единую систему-алфавит; раскрывается поэтапное формирование этой системы как по мере развития ребенка, так и в рус­ле культурно-исторического процесса.

Пособие предназначено для студентов творческих и педагогических учебных заведений; будет интересно широкому кругу читателей: дея­телям различных видов искусства, психологам и педагогам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Вступление

О невербальном языке

Что такое топонома и топономика

Первая часть. ТОПОНОМИКА В ЖИЗНИ

Глава 1. Психологическая вертикаль

Первое знакомство с психологическим пространством

Вертикальное мироощущение

Начало формирования внутреннего пространства

Некоторые итоги

Вертикаль в речи

Постоянная составляющая вертикали

Вертикальная «пристройка

Глава 2. Психологическая сагитталь

Сагитталь — координата независимости

Закон эмоционального притяжения

Достижение

Сагиттальный обзор

Сагитталь в речи

Некоторые итоги

Вертикально-сагиттальная плоскость

Глава 3. Психологическая горизонталь

Горизонтальная асимметрия

Горизонталь — координата выбора и сравнительного анализа

Правое и левое как активное и пассивное

Координационные конфликты

Постоянная составляющая горизонтали

Горизонталь в речи

Некоторые итоги

Глава 4. Эгональ

Эгональ как пространственный подтекст

О внимании

О взгляде

Глава 5. Трехмерное психологическое пространство

Сопряжение внутреннего пространства с внешним

Точка зрения

Вторая часть. ТОПОНОМИКА В ИСКУССТВЕ

Глава 6. Модальность психологического пространства

Периметр

Масштаб

Ракурс

Глава 7. Топономика как художественный прием

Н.Тарабукин о смысловом значении диагоналей

Топонома как знак ролевой функции

Глава 8. Структура художественного пространства

О миза.. сценическом действии

Мизансценическая сетка

Мизансценическое действие — основа коллективной импровизации

О цвете

Глава 9. Практическая топономика

Заключение

Литература

Приложение

предисловие

Работа А.Я. Бродецкого имеет двойное предназначение (эта двой­ственность в самом ее названии) и может быть отнесена к пока еще неширокому кругу учебных пособий в области пограничных видов деятельности. Говоря о науке, изучающей язык тeлa, ДЖ.ФЭСТ1 пи­шет: «Специалистов в этой области так мало, что их можно пе­ресчитать по пальцам». Это действительно так, и одно это уже долж­но пробудить интерес читателей к лежащей перед ними книге.

«Азбука молчания» — это своего рода мост из азбуки визуального искусства в прикладную пcихoлoгию, особенно применительно к творческой деятельности. Нельзя не согласиться с B.Лeви, который справедливо считает, что топонимику Бродецкого будут изучать как изучают например, З.Фрейда и Л.Выготского».

«Азбука молчания» отражая современную тенденцию сближения гуманитарных наук и искусства, способна принести несомненную пользу как художникам, актерам, режиссерам, иcкyccтвoвeдaм, так и педагогам, практикующим психологам. Скорее литературный, чем научный стиль изложения делает этот книгу доступной для самого широкого круга читателей.

В данном учебном пособии выявлена единая знаковая система большинства визуальных и речевых коммуникативных процессов, изучению которых посвящают себя физиология и психология, социо-логия и лингвистика, информатика и искусствоведение. Этот труд является убедительным примером методики того, как opгaничнo, на­пример, лингвист может выйти на знание психологических аспектов общения, а психолог — на знакомство с профессией театрального ре­жиссера. Художник найдет здесь проявленные в законах пространственной композиции возрастные особенности развития человека и т.д. При этом важно отметить, что подобные выходы на пограничные области гуманитарных знаний, благодаря методу, предложенному АЯ. Бродецким, происходят самым естественным путем.

В части изучения знаковых систем внеречевого общения А.Я. Бродецкий — преемник С.М.Волконского, МАЧехова, С.М.Эйзенштей­на. Все, кто занимается «искусством для глаз» найдут в ней алфавит пластической выразительности, зрительно-образного решения спек­такля, кинофильма, композиционных построений в изобразительном искусстве. В основе работы А.Я.Бродецкого лежат исследования раз­личных ученых. В рецензии на его книгу кандидат педагогических наук, доцент МГПУ М.КБурлакова пишет: «Автор очень удачно использу­ет определение движения, данное И.М.Сеченовым, а именно, что все раз­нообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению, включая мышечное движение мускулатуры лица, описание которых дал Ч.Дарвин. Так, можно сказать, что теория А.Я.Бродецкого, вместе с тем, является пря­мым продолжением идей И.М.Сеченова и Ч.Дарвина».

Работа А.Я.Бродецкого вызывает несомненный интерес целым рядом гипотез, большинство из которых достаточно убедительно подтверждаются автором. Среди выдвинутых им предположений особое внимание привлекают:

— теория последовательности формирования психологических координат по мере развития ребенка как стереотипного синтактичес­кого ассоциативного комплекса;

— теория закрепления данного комплекса в истории цивилиза­ции как стереотипная семантика координат психологического про­странства;

— теория сочетания объективности таких координат с субъек­тивной прагматикой выбора визуального местоположения в них себя и объекта.

Анализ, проведенный автором, показывает, что действительно, при названных им условиях можно выделить «элементарную час­тицу» психологического пространства, пока еще не получившую сво­его терминологического оформления. А.Я.Бродецкий присвоил ей имя «топонома», которое может закрепиться в научной литературе.

Теория А.Я.Бродецкого во многом — это теория практики. Так, например, она дает возможность использовать ее в процессе обучения для целей художественно-творческого поведения актера в пространственных точках и как пластического эквивалента его ду­ховности. Здесь уместно вспомнить мысль известного психолога М.К.Мамардашвили о том, что прерванное движение может поро­дить нездоровье и что «точка упорядочивает движение в простран­ственном богатстве души человека, приобретающей в точке истин­ность душевного состояния». В этом смысле точка оздоровительна, а в то же время всякое прерванное движение, нарушение пластичес­кого прикрепления к точке болезненно.

Несомненно, положения работы АЯ.Бродецкого могут лечь в ос­нову разработки новых психологических тестов. Она может стать и основой нетрадиционного тренинга для тех, кто готовится не только диагностировать, но и приобрести действенное средство оздоровле­ния психики, его духовной наполненности, создающей целостностное (геш-тальт) пластически непрерывное движение. Надо думать, что таким пространственно-координационным тренингом нужно учить не только актера, ибо указанный психопрофилактический смысл всей методоло­гии А.Я.Бродецкого направлен на здоровую креативность, валеологи-ческую созидательность психических процессов и состояния человека.

Овладение теорией А.Я.Бродецкого может принести очевидную пользу педагогам различных уровней (от детского сада до препода­вателей вузов). При этом возможно эффективнее осуществлять раз­вивающую практику дошкольников, точнее выстраивать визуаль­ную партитуру поведения преподавателя и учеников (студентов) и их общение. Раздел «Топономика в искусстве» может быть весьма полезен педагогам дополнительного школьного образования в та­ких дисциплинах, как изобразительное искусство, драматический театр, танцевальное искусство и пантомима.

В разделе «Эгональ», отмечая некоторое противоречие между внешним поведением человека и истинной векторностью его душев­ной устремленности, А.Я.Бродецкий проливает дополнительный свет на еще мало изученный процесс невербального мышления.

В книге приведен широкий спектр высказываний С.М.Волкон­ского, М.А.Чехова, С.М.Эйзенштейна, Н.Тарабукина, позволяющий увидеть весь процесс становления отечественной школы изучения внеречевого общения.

Особо следует отметить данные А.Я.Бродецким определения та­ким понятиям, как «импровизация» и «экспромт», дефиниций ко­торых до сих пор действительно не существует. Поэтому читателя наверняка заинтересует раздел книги, посвященный актуальной се­годня проблеме коллективной импровизации, а также, рассмотрен­ная автором, ее основа — внеречевое общение.

Думается, что «Азбука молчания» А.Я.Бродецкого как самостоя­тельная дисциплина найдет свое продолжение в работах ее буду­щих сторонников.

Доктор медицинских наук, академик Международной педагогической академии, профессор РАТИ-ГИТИС А.Л.Гройсман

Посвящается моему брату Павлу

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..