Доклад подготовительного комитета по разработке

SAICM/PREPCOM.1/7

Стратегический подход к международному регулированию
химических веществ
(СПМРХВ)

Distr. SAICM/PREPCOM.1/7
GENERAL 19 November 2003

RUSSIAN

Original: ENGLISH

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПО РАЗРАБОТКЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ

РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Первая сессия

Бангкок, 9-13 ноября 2003 года

ДОКЛАД ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО РАЗРАБОТКЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Введение

1. На своей седьмой специальной сессии, проходившей в феврале 2002 года, Совет управляющих Программы Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) принял решение SS.VII/3, в котором он постановил, что существует необходимость в дальнейшей разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ), и одобрил Байскую декларацию и Приоритетные направления действий на период после 2000 года Межправительственного форума по химической безопасности (МФХБ) в качестве основы для этого подхода. В этом решении к ЮНЕП была обращена просьба работать в консультации и сотрудничестве с правительствами и организациями, участвующими в Межорганизационной программе по рациональному регулированию химических веществ (МПРРХВ), МФХБ и другими заинтересованными сторонами.

2. Инициатива СПМРХВ была одобрена на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (Йоханнесбургский саммит) в сентябре 2002 года. Такое одобрение было получено в контексте Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне, в котором определена цель, заключающаяся в том, чтобы к 2020 году химические вещества использовались и производились способами, обеспечивающими сведение к минимуму значительных неблагоприятных последствий для здоровья человека и состояния окружающей среды. В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге определена также цель завершить работу над СПМРХВ в 2005 году.

3. В ответ на доклад о ходе работы Совет управляющих ЮНЕП на своей двадцать второй очередной сессии в феврале 2003 года принял последующее решение 22/4 IV по СПМРХВ. Он одобрил концепцию осуществления процесса консультаций открытого состава в форме подготовительных совещаний, ведущих к созыву итоговой международной конференции. Было подтверждено приглашение к активному сотрудничеству со стороны широкого круга заинтересованных сторон. В этом решении была признана необходимость в открытом, транспарентном и комплексном процессе для разработки СПМРХВ. В решении 22/4 IV содержится также призыв к ЮНЕП подготовить компиляцию возможных проектов элементов СПМРХВ, а также предложение правительствам, соответствующим международным организациям и другим субъектам содействовать подготовке этой компиляции.

4. Всемирная ассамблея здравоохранения в мае 2003 года и Международная конференция труда в июне 2003 года официально высказались в поддержку процесса СПМРХВ и призвали Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Международную организацию труда (МОТ), соответственно, внести вклад в этот процесс.

5. СПМРХВ обсуждался на четвертой сессии МФХБ (Форум IV), проходившей в Бангкоке с 1 по 7 ноября 2003 года. В рамках своего вклада в процесс СПМРХВ Форум разработал документ "для начала размышлений", включая рассмотрение пробелов в Байской декларации и Приоритетных направлениях действий на период после 2000 года и их осуществлении. Этот документ (SAICM/PREPCOM.1/INF/3) был препровожден Подготовительному комитету по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ на его первой сессии. Полный перечень документов, представленных Подготовительному комитету на его первой сессии, приведен в приложении VIII к настоящему докладу.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕССИИ

А. Открытие сессии

6. Первая сессия Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ была проведена в Центре конференций Организации Объединенных Наций в Бангкоке с 9 по 13 ноября 2003 года.

7. Сессию открыл министр природных ресурсов и окружающей среды Таиланда г-н Прапат Паньячатракса в 09 ч. 00 м., в воскресенье, 9 ноября 2003 года.

8. На открытии сессии выступили Исполнительный секретарь Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Организации Объединенных Наций г‑н Ким Хак-Су, Директор-исполнитель ЮНЕП г‑н Клаус Тёпфер, Председатель МПРРХВ г‑н Золтан Чизер и Председатель МФХБ г‑н Сувит Вибулполпрасерт.

9. Г‑н Паньячатракса приветствовал участников сессии от имени правительства и народа Таиланда. Он отметил, что неуклонно расширяющиеся масштабы использования химических веществ в сельском хозяйстве, промышленности, домашних хозяйствах и других секторах привели к возникновению серьезных проблем для здоровья человека и состояния окружающей среды. Поэтому эта сессия представляет собой важный шаг к эффективному сотрудничеству между всеми секторами общества, проявляющими интерес к химической безопасности, в деле налаживания нового партнерства между заинтересованными сторонами, направленного на обеспечение безопасного производства и использования химических веществ на глобальном уровне способами, не наносящими ущерба окружающей среде.

10. Он отметил далее, что ряд мер и планов в соответствии с главой 19 Повестки дня на XXI век был инициирован и успешно осуществляется в рамках программных областей, однако в таких областях, как согласование деятельности по классификации и маркировке химических веществ и предупреждение незаконной международной торговли токсичными и опасными продуктами, никаких действий еще предпринято не было. Он выразил уверенность в том, что совместными усилиями участники смогут своевременно определить общую структуру, организацию и содержание итоговых документов СПМРХВ для их рассмотрения на следующей сессии Подготовительного комитета.

11. В своем вступительном слове г‑н Ким Хак-Су назвал сессию первым важным шагом в процессе, кульминацией которого станет проведение международной конференции по регулированию химических веществ в 2006 году. Он отметил, что, хотя химические вещества находят самое разнообразное применение в экономике, в последние годы все шире признаются их негативные последствия для здоровья людей и окружающей среды, обусловленные их стойким характером. Отметив предпринимаемые в настоящее время значительные усилия по содействию повышению химической безопасности за счет использования национальных и международных механизмов, он вместе с тем указал на необходимость отвести проблематике регулирования химических веществ и химической безопасности центральное место в процессах устойчивого развития для эффективной борьбы с негативными последствиями их применения. ЭСКАТО играет активную роль в этих усилиях, часть которых осуществляется в сотрудничестве с ЮНЕП.

12. ЭСКАТО также предпринимает ряд инициатив в области подготовки кадров в целях укрепления национального потенциала для эффективного осуществления различных многосторонних природоохранных соглашений. Он добавил, что ЭСКАТО будет рассматривать проблематику химических веществ под углом зрения устойчивого потребления и производства.

13. Г-н Клаус Тёпфер выразил признательность правительству Таиланда за его согласие выступить устроителем нынешней сессии и приветствовал состоящий из 10 членов межорганизационный руководящий комитет, содействующий процессу СПМРХВ, подчеркнув, насколько важное значение это имеет для того, чтобы СПМРХВ стал действительно многосекторальной инициативой. Он призвал участников совместными усилиями выработать комплексный подход, отражающий интересы всех секторов, и обеспечить, чтобы в конце этого процесса выработанный стратегический подход был взят на вооружение руководящими органами всех соответствующих организаций. Он отметил, что СПМРХВ дает возможность составить своего рода "дорожную карту" для достижения цели на 2020 год в области безопасного производства и использования химических веществ, поставленной в Плане выполнения решений Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге. Он отметил, что одним из признаков успеха явится мобилизация более значительных ресурсов, направленных на совершенствование регулирования химических веществ, и высказал предположение о том, что решение заключается в более рациональной интеграции вопросов о химических веществах в более широкую повестку дня, касающуюся устойчивого развития как на уровне национального планирования, так и в смысле более серьезного привлечения международных финансовых учреждений, учреждений, занимающихся оказанием содействия развитию, и химической промышленности.

14. Г‑н Тёпфер отметил, что Совет управляющих ЮНЕП предложил приурочить международную конференцию по регулированию химических веществ к его собственной специальной сессии и Глобальному форуму по окружающей среде на уровне министров в начале 2006 года. Затем он выразил признательность правительствам Германии, Канады, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Швейцарии и Швеции, а также Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) за финансовую помощь, оказанную ими Подготовительному комитету, и призвал другие заинтересованные стороны взять на себя часть финансового бремени, связанного с проведением как нынешней, так и будущих сессий.

15. Г‑н Золтан Чизер отметил, что МПРРХВ оказала помощь в процессе СПМРХВ, участвуя в работе руководящего комитета СПМРХВ. Он отметил, что все более широкое использование химических веществ не только меняет жизнь к лучшему, но и из-за неосмотрительных действий создает более серьезную угрозу для людей и окружающей среды. В этой связи он призвал участников отнестись к разрабатываемому СПМРХВ как к гибкому механизму, объединяющему национальные и международные усилия и задействующему максимально широкий круг заинтересованных сторон с целью наладить эффективные партнерские связи для достижения прогресса. При разработке основы для принятия решений в политической и нормативной сферах важно опираться на обширный свод уже существующих международных соглашений.

16. Он призвал участников обсудить, в качестве важной и неотъемлемой части СПМРХВ, меры, которые способствовали бы освоению оптимальных методов производства, распределения, реализации, использования и удаления химических веществ и продуктов, необходимых для достижения целей в области развития, или требовали бы освоения таких методов в обязательном порядке. Он также призвал участников изучить возможность включения в эту инициативу мер, делающих упор на совместной социальной ответственности, подчеркнув, что, стремясь достичь поставленной на Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге цели рационального регулирования химических веществ к 2020 году, необходимо разработать подходы, которые позволили бы повсеместно уменьшить риски для здоровья людей и окружающей среды, а не просто перенести эти риски на тех, кто менее всего способен что-либо с ними сделать.

17. В своем вступительном заявлении г-н Сувит Вибулпопрасерт особо подчеркнул важное значение расширения возможностей граждан и активного вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс СПМРХВ. В данном случае речь идет обо всех тех, кто имеет отношение к полному жизненному циклу химических веществ: о тех, кто занят в осуществлении научных исследований, а также тех, кто разрабатывает химические вещества; о тех, кто производит, продает и распространяет химические вещества; о тех, кто проводит работу в интересах защиты окружающей среды; а также о тех, кто применял химические вещества и стал жертвой токсичных химических веществ. Кроме того, существует необходимость в поощрении всех заинтересованных сторон к активному участию в каждом шаге этого процесса, начиная с первоначальной "мозговой атаки", через этапы разработки процедур и механизмов, до этапов проведения обстоятельных переговоров, осуществления, контроля и оценки.

18. В заключение он особо подчеркнул важное значение радикального подхода к выработке усилий по спасению Земли, а также необходимость в определении приоритетности мер в интересах коллективной и интенсивной работы по этим вопросам, позволяющих добиться максимальных результатов и затрагивающих наиболее уязвимые группы, в частности детей. Затем, посредством музыкальной видеопрезентации, он разъяснил важное значение распространения этой информации и, с помощью такого распространения, мотивации людей из всех сфер жизни общества к изменению своего мышления и поведения.

В.  Участники

19. В работе сессии приняли участие представители следующих стран: Австралии, Австрии, Анголы, Антигуа и Барбуды, Аргентины, Армении, Багамских Островов, Бангладеш, Барбадоса, Беларуси, Бельгии, Бенина, Болгарии, Боливии, Ботсваны, Бразилии, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутана, Венгрии, Венесуэлы, Вьетнама, Габона, Гаити, Гамбии, Ганы, Гватемалы, Гвинеи, Гвинеи‑Бисау, Германии, Гондураса, Грузии, Дании, Демократической Республики Конго, Джибути, Доминиканской Республики, Египта, Замбии, Зимбабве, Израиля, Индии, Индонезии, Иордании, Ирана (Исламской Республики), Исландии, Испании, Италии, Йемена, Камеруна, Канады, Кении, Кирибати, Китая, Конго, Коста-Рики, Кот-д'Ивуара, Кубы, Кувейта, Ливана, Литвы, Маврикия, Мавритании, Мадагаскара, Малави, Малайзии, Мали, Мальдивских Островов, Марокко, Мексики, Мозамбика, Мьянмы, Намибии, Непала, Нигера, Нигерии, Нидерландов, Ниуэ, Новой Зеландии, Норвегии, Объединенной Республики Танзания, Пакистана, Панамы, Папуа-Новой Гвинеи, Парагвая, Перу, Польши, Республики Корея, Республики Молдова, Российской Федерации, Руанды, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленда, Сенегала, Сент-Люсии, Сербии и Черногории, Сирийской Арабской Республики, Словении, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Судана, Суринама, Сьерра‑Леоне, Таиланда, Тонга, Тринидада и Тобаго, Уганды, Узбекистана, Уругвая, Фиджи, Филиппин, Финляндии, Франции, Хорватии, Центральноафриканской Республики, Чада, Чешской Республики, Чили, Швейцарии, Швеции, Эквадора, Экваториальной Гвинеи, Эритреи, Эстонии, Эфиопии, Южной Африки, Ямайки, Японии. (Всего - 127).

20. Были представлены следующие органы Организации Объединенных Наций, специализированные учреждения и секретариаты конвенций: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Фонд глобальной окружающей среды (ФГОС), Международная организация труда (МОТ), секретариат по озону, секретариат Базельской конвенции, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР), Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО). (Всего - 13).

21. Были представлены следующие межправительственные организации: Азиатско-европейский центр экотехнологий, Совет Европейского союза, Европейская комиссия (ЕК), Межправительственный форум по химической безопасности (МФХБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совместная программа стран Южной Азии в области охраны окружающей среды (САКЕП). (Всего - 6).

22. Были представлены следующие неправительственные и другие организации: Повестка дня Танзании, Международное сообщество Бахаи, Центр международного права окружающей среды (ЦМПОС), "Кроп лайф интернэшнл" (КЛИ), Фонд санитарии окружающей среды (ФСОС), Инициатива фермеров в целях устойчивого экологического обеспечения и демократии (ФИЛД), Глобальный союз за альтернативы сжиганию (ГАИА), "Гринпис интернэшнл", Международный секретариат по химическим веществам (МСХВ), Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Международный совет ассоциаций химической промышленности (МСАХП), Международный совет по вопросам горнодобывающей промышленности и металлов (ИКММ), Международная сеть за ликвидацию СОЗ (ИПЕН), Международное общество врачей за окружающую среду (ИСДЕ), Международный союз ассоциаций работников в сфере продовольствия, сельского хозяйства и связанных областях (ИУФ), Международный союз чистой и прикладной химии (ИУПАК), Международный союз токсикологии (МСТ), Сеть действий в отношении пестицидов (ПАН), Группа за безопасность окружающей среды (ГБОС), Женщины Европы за общее будущее (ЖЕОБ), Всемирная сеть передачи информации, Всемирный фонд природы (ВФП). (Всего - 22).

  1. Доклад второй сессии Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ

    Доклад
    1. На своей седьмой специальной сессии, проходившей в феврале 2002 года, Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) принял решение SS.
  2. Доклад Специального комитета по разработке конвенции против транснациональной организованной преступности (2)

    Доклад
    1. По рекомендации Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Экономического и Социального Совета (резолюция 1998/14 Совета от 28 июля 1998 года) Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 53/ от 9 декабря 1998 года, в которой она
  3. Доклад Специального комитета по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности (1)

    Доклад
    Примечания для толкования, предназначенные для включения в официальные отчеты (подготовительные материалы) о ходе переговоров по Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Протоколам к ней
  4. Доклад Специального комитета по разработке конвенции против транснациональной организованной преступности о работе его первой-одиннадцатой сессий

    Доклад
    1. Специальный комитет по разработке конвенции против транснациональной организованной преступности был учрежден Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 53/ от 9 декабря 1998 года.
  5. Доклад председателя Комитета по транспорту А. К. Абдулхакова «Об итогах работы городского пассажирского транспорта за 2009 год»

    Доклад
    Транспортную отрасль без преувеличения называют локомотивом экономики. Министр транспорта России Игорь Евгеньевич Левитин назвал транспорт барометром экономики государства: по грузообороту и пассажиропотоку можно ориентироваться, что
  6. Доклад Международной конференции по регулированию химических веществ о работе ее первой сессии

    Доклад
    1. Первая сессия Международной конференции по регулированию химических веществ была открыта в 10 ч. 15 м. в субботу, 4 февраля 2006 года. Сессия явилась кульминацией процесса переговоров, проведенных между правительствами, межправительственными
  7. Доклад Международной конференции по регулированию химических веществ о работе ее второй сессии, Женева, 11 15 мая 2009 года

    Доклад
    Секретариат имеет честь распространить в приложении к настоящей записке доклад Международной конференции по регулированию химических веществ о работе ее второй сессии, состоявшейся в Женеве 11-15 мая 2009 года, для информации участников.
  8. Доклад Межправительственного комитета по Картахенскому протоколу по биобезопасности о работе его первого совещания

    Доклад
    Первое совещание Межправительственного комитета по Картахенскому протоколу по биобезопасности проводилось в Монпелье (Франция) с 11 по 15 декабря 2 года по любезному приглашению Правительства Франции и при дополнительной финансовой
  9. Доклад Межправительственного комитета по Картахенскому протоколу по биобезопасности (2)

    Доклад
    Первое совещание Межправительственного комитета по Картахенскому протоколу по биобезопасности проводилось в Монпелье (Франция) с 11 по 15 декабря 2 года по любезному приглашению Правительства Франции и при дополнительной финансовой

Другие похожие документы..