Своеобразие романтического метода, композиции и стиля рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Всвоих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как

3


Своеобразие романтического метода, композиции и стиля рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель-романтик. Романтизм предполагает утверж­дение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей исключи­тельные требования. Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и не принимают его идеалов. Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с ми­ром природы. Такими мы видим и романтических героев в рассказе Горького «Старуха Изергиль».

Большую роль играет в этом произведении и романтический пейзаж, который основан на ярких красках, выражающий неукротимую мощь стихии, ее красоту и исключи­тельность. На фоне романтического пейзажа изображена и старуха Изергиль. Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — может реализовать старуха Изергиль — главная ге­роиня рассказа. Ее сознание и характер с их подчас таинственными противоречиями становится главным предметом изображения. И кажется, что ради этой героини рассказ и написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героиню во всей сложности и противоре­чивости ее характера. Писатель дает ей право говорить о самой себе, свободно высказывать свои взгляды. Легенды, рассказанные Иезергиль, обладая несомненной художест­венной самостоятельностью, тем не менее служат в первую очередь средством раскрытия образа главно­й героини, именем которой и названо произведение.

В рассказанной ею легенде выражены представления об идеальном и антиидеаль­ном в человеке, т. е. представлены романтический идеал и антиидеал. Повествуя о Данко и Ларре, , Изергиль говорит скорее о себе. Эта легенда нужна автору для того, чтобы Изергиль в наиболее доступной для нее форме могла выразить свои собственные взгля­ды на жизнь.

Компо­зиция повествования в рассказе «Старуха Изергиль», це­ликом подчинена одной цели: наиболее полно пока­зать образ главной героини. Заставляя ее рассказывать легенды своего народа, автор представляет систему ценностей, понимание об идеальном и антиидеальном в человеческом характере, показывает, какие черты личности, с точки зрения героини, достойны уважения или презрения. Романтическая легенда является важней­шим средством создания образа главной героини.

Создавая образ главной героини, Горький композиционными средст­вами дает ей возможность представить и романтиче­ский идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведен­ный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических по­люса повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя сама Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о ее соб­ственной жизни, которое и составляет идеологиче­ский центр повествования. Безусловно осуждая инди­видуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собствен­ная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертво­вания. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, была целиком посвящена любви — героиня абсолют­но в этом уверена. Но читатель сразу обращает внима­ние на то, с какой легкостью забывала она свою преж­нюю любовь ради новой, как просто оставляла она не­когда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть.

Во всем — в портрете, в авторских комментари­ях — мы видим иную точку зрения на героиню. Ее портрет сразу же выявляет очень значимое эстетическое противоречие. О прекрасной чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка или молодая, полная сил женщина. Перед нами же глубокая старуха, в ее портрете наро­чито нагнетаются антиэстетические черты.

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивиду­алиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним, но взгляд автобиографического героя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты. Черты видятся повествователю в древней старухе Изергиль. Все в этом образе напоминает повествователю Ларру — в первую очередь, разумеется, ее индивиду­ализм, доведенный до крайности, почти сближаю­щийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни. Так с помощью портрета автор достигает сближения двух образов – Изергиль и легендарного Ларры.

Таким образом, принципиальная дистанция между позицией героини и повествователя формирует идеологический центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

  1. 800 современных сочинений для 5-11

    Документ
    800 современных сочинений по русской и мировой С 65 литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону: "Издательство БАРО-ПРЕСС", 2003 - 896 с.
  2. Ответы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс

    Экзаменационные билеты
    Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение (письмо от 10.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (59)

    Учебно-методический комплекс
    Д История русской литературы ХХ века. Серебряный век.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.Н. Кошелева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  4. Марьина О. Б., Попова Н. А. Отличник егэ. Литература. Решение сложных заданий / фипи

    Литература
    Издание содержит полную информацию о ЕГЭ по литературе. В пособие включены задания различного уровня сложности по всем разделам курса, проверяемым ЕГЭ по литературе, дан список произведений для итогового экзаменационного контроля,
  5. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников

    Учебное пособие
    Рукопись учебного пособия получила грант по итогам конкурса «Общее гуманитарное образование», проведенного Министерством образования России совместно с Российско-американским фондом «Культурная инициатива» в 1993 г.
  6. Программа по курсу составлена: к ф. н., ст преподавателем Макрушиной И. В

    Программа
    Конец XIX – начало XX века (1890 – 1917) сложный, переломный и необычайно насыщенный этап в истории общественной и художественной жизни России, в том числе в истории русской литературы.
  7. Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

    Документ
    1. Время написания «Слова» . Задачи автора. Открыто в 1792 году графом Мусиным- Пушкиным. Опубликовано в 1800 г. Переводы Я. Пожарского, П. Буткова, Н.
  8. Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу информационно-педагогический модуль

    Документ
    В отечественной педагогической литературе особый вклад в разработку проблемного обучения внесли М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.
  9. Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс

    Урок
    Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

Другие похожие документы..