Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

/doc/spdoc/0106.shtml

"Права человека и модернизация российского образования"

Специальный доклад


Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Введение

В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования. Целью настоящего доклада является предоставление гражданам Российской Федерации обобщенной информации о существующей системе образования, этапах, перспективах и альтернативах ее реформирования, а органам государственной власти - рекомендаций Уполномоченного, подготовленных на основе анализа поступающих к нему обращений граждан, экспертных оценок, данных статистики и публикаций в средствах массовой информации.

Повышение доступности и эффективности образования является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития России в ХХI веке. Зрелая демократия, общественная стабильность, высокое качество экономического роста в стране, ее инвестиционная привлекательность и обороноспособность в конечном счете немыслимы без передовой и подлинно общенародной системы образования, финансируемой в приоритетном порядке и развивающейся темпами, опережающими другие сферы жизнедеятельности.

Следует особо подчеркнуть, что современное образование должно способствовать формированию мировоззренческой устойчивости личности и общества на основе гуманизма и толерантности, а также стать действенным средством профилактики экстремизма.

Особую роль модернизация системы образования призвана сыграть в нашей стране, волею исторических обстоятельств оказавшейся в сложном социально-экономическом положении. При этом важно понимать, что у сегодняшней России существует не только острая потребность, но и в какой-то мере уникальная возможность совершить качественный прорыв в сфере образования. Причина в том, что, с одной стороны, беспрецедентно благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей при наличии должной политической воли позволяет изыскать для этого необходимые средства, а с другой - методы, традиции и профессиональные ресурсы, накопленные в системе образования в предшествующие периоды еще не полностью исчерпаны. Ясно, что от справедливо критикуемых недостатков советской системы образования необходимо решительно избавляться. Однако не попытаться использовать ее позитивный потенциал на благо новой России было бы неосмотрительно и нерационально.

Модернизация и улучшение материально-технической и методологической базы, обеспечение доступа к сети Интернет, создание новых университетских комплексов, учреждение индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов, повышение заработной платы преподавателей, введение дополнительных денежных поощрений, обеспечение непрерывности образования - это далеко не полный перечень задач, поставленных Президентом Российской Федерации и требующих реализации в ближайшие годы.

Правовая база российской системы образования

В 90-е годы прошлого века система образования в стране претерпела большие изменения. Были провозглашены новые принципы: приоритета человека, его прав и свобод, демократизации, гуманизации образования, его непрерывности и вариативности, уважения и учета региональных и национальных особенностей обучения, широкой автономии образовательных учреждений.

При этом особое внимание уделялось соответствию новой системы образования нормам основополагающих международных документов - Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, определяющих такие условия полного осуществления права на образование, как:

  • обязательность и бесплатность начального образования;

  • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;

  • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать их религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеждениями;

  • направленность образования на полное развитие личности и ее достоинства, уважение к правам человека, взаимопонимание, терпимость и дружбу между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Положения Конституции Российской Федерации в части, касающейся права на образование, а также законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" соответствуют лучшим мировым стандартам. Именно они отражают масштаб и глубину осуществляемых преобразований.

Так, статья 43 Конституции Российской Федерации посвящена реализации права граждан на образование. Часть 1 статьи провозглашает право каждого на получение образования. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным. При этом основное общее образование обязательно (ч. 2, 4 ст. 43). В соответствии с этой же статьей ответственность за получение детьми обязательного образования ложится на родителей или лиц, их заменяющих. Часть 3 статьи 43 Конституции гарантирует на конкурсной основе бесплатное получение высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях. Часть 5 той же статьи устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Гарантии гражданам при реализации права на образование конкретизированы в статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", в которой установлено что:

  • для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период учебы;

  • лицам с отклонениями в развитии, государство создает условия не только для получения образования, но и для коррекции существующих у них отклонений и последующей социальной адаптации;

  • государство оказывает содействие в получении образования тем, кто обладает неординарными способностями, в частности, посредством предоставления им специальных государственных стипендий, в том числе, для обучения за рубежом.

Обучение на каждом уровне оканчивается итоговой аттестацией и при успешном ее прохождении выдачей документа о соответствующем образовании или квалификации. Лицам, не завершившим образование, выдается справка установленного образца.

Можно констатировать, что современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Основные причины такого положения общеизвестны: это неудовлетворительное финансирование системы образования, а также неотработанность механизма реализации законодательных норм.

Российская система образования сегодня: преимущества и недостатки

Традиционно на протяжении многих лет российское образование не без оснований гордилось такими качествами, как фундаментальность, универсальность, бесплатность и доступность. До сих пор российские специалисты в ряде важных областей представляют повышенный интерес для зарубежных работодателей, в Россию продолжают приезжать иностранные граждане в целях получения образования.

В то же время экономическая и социальная нестабильность последних лет существования СССР, а в еще большей степени потрясения начального этапа российских реформ, сопровождавшиеся резким сокращением бюджетного финансирования системы образования, безусловно, сказались на ее состоянии.

Фактически предоставленная самой себе, старая система образования начала разрушаться задолго до того, как государство всерьез задумалось о создании новой. Как следствие этого, присущие советской системе образования недостатки проявились в переходный период особенно остро.

Снижались качество и популярность образования, как основного общего, так и высшего по многим специальностям, считавшимся прежде "элитными". Одновременно возрастал своего рода "инфляционный" спрос на образование по модным "рыночным" специальностям. Спрос стимулировал предложение образовательных услуг нередко весьма низкого качества, а также рост их "теневой" стоимости. Размывались образовательные стандарты, "на скорую руку" писались зачастую весьма конъюнктурные учебники-однодневки по общественным дисциплинам. Старели преподавательские кадры, опытные преподаватели были вынуждены взваливать на себя запредельные нагрузки или совсем уходить из профессии. Таким образом, российская система образования надолго застряла в переходном периоде и оказалась не вполне готова к наметившемуся во второй половине 90-х годов повсеместному возрождению привлекательности образования как основы жизненного успеха. В настоящее время качество образовательных услуг является не столько низким, сколько чрезвычайно неровным. Система образования не отстроена должным образом, преобразования разрозненны и осуществляются с постоянным запаздыванием. В государстве и обществе по-прежнему отсутствует единое представление о том, какой должна быть новая система образования. Сфера образовательных услуг остается коррумпированной и непрозрачной.

Главной проблемой российского образования является его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на данную сферу. Если в 2000 году расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8 процента ВВП, то в 2005 году они увеличились практически до 4 процентов. Между тем в развитых странах на образовательную сферу выделяется не менее 5,3-5,5 процента, а в Японии, Южной Корее и Китае - 15-25 процентов ВВП.

Можно констатировать, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, не всегда высокой квалификации преподавателей, неудовлетворительного, а порой и просто низкого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений. В сложившейся ситуации преподаватели имеют, существующий уже более 10 лет, совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. Уже осуществленное в 2005 году повышение заработной платы на 20 процентов и даже запланированное к 2008 году ее повышение в два раза не представляется достаточным. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

В настоящий момент средний возраст работников системы образования составляет 40,1 года, хотя российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов. Молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы. В вузах ситуация еще более сложная. Структура профессорско-преподавательского состава значительно сдвинута в сторону старшего, а нередко и преклонного возраста.

В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом.

Вызывает озабоченность и степень износа основных фондов учебных учреждений, которая превышает 37 процентов, коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2 процента в год.

Очевидно, что до сих пор государство не определилось в вопросе о степени своего участия в развитии системы образования. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. Эта тенденция вступает во все более заметное противоречие как с Конституцией Российской Федерации, так и с фундаментальными интересами российского общества.

Серьезное опасение с точки зрения обеспечения качества получаемого образования вызывает и такая "особенность" современного российского образовательного процесса, как коррупция. Поборы и злоупотребления утвердились на всех уровнях российской образовательной иерархии, являясь уродливой изнанкой базового недофинансирования. Нередко они носят латентный характер. Родителей школьников и студентов настойчиво призывают к оказанию посильной материальной помощи учебному заведению. Широко практикуются также и переэкзаменовки на коммерческой основе. Подобного рода практика не только подрывает доверие к отечественному образовательному сообществу, но и выступает непреодолимым препятствием для соглашения с ведущими европейскими странами о взаимной конвертации дипломов государственного образца. В настоящее время за рубежом котируются дипломы лишь около десяти российских высших учебных заведений.

Для того чтобы переломить ситуацию, требуются последовательные жесткие и бескомпромиссные меры административного и дисциплинарного характера. Установленные коррупционеры и взяточники должны подвергаться уголовному преследованию. Особое внимание следует при этом уделить элитным школам и университетам, где коррупция принимает зачастую особенно широкий размах, а взятки исчисляются тысячами и десятками тысяч долларов. Ясно, однако, что проблему коррупции в системе образования не решить одними только мерами устрашения или даже энергичной кампанией нетерпимости к этому социальному злу. Вся система образования должна быть перестроена таким образом, чтобы по возможности исключить или хотя бы минимизировать условия для существования "теневого" рынка образовательных услуг. В связи с этим искоренение коррупции в системе образования можно рассматривать как одну из задач ее модернизации. Только так можно реально защитить конституционное право граждан России на образование.

В этом же контексте можно рассматривать перспективу введения в образовательных учреждениях всех уровней института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Сейчас такие Уполномоченные действуют в некоторых вузах, в частности в МГИМО(У), в ряде школ Москвы и других регионов. При масштабном введении этого института, Уполномоченный мог бы выступать посредником в случае разрешения конфликтных, спорных ситуаций, возникающих между учащимися, их родителями, преподавателями и администрацией. Вместе с тем это был бы дополнительный способ общественного контроля над учебными заведениями, их деятельностью, непосредственно процессом обучения.

  1. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
  2. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Экология и нарушение прав человека 5 сентября 2002 года

    Доклад
    Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания
  6. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    Доклад
    Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  9. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу

Другие похожие документы..