Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», магистерская программа 050402 м социологическое образование

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт ФСГО

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

ПРОГРАММА

вступительных испытаний для поступающих в магистратуру

по направлению 050400 «Социально-экономическое образование»,

магистерская программа 050402 М – Социологическое образование

степень (квалификация) –магистр социально-экономического образования

Екатеринбург

2010

Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, включающих в себя процедуру междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование», презентацию темы магистерской диссертации и учет научной активности будущего магистранта

Программа экзамена «Социально-экономическое образование»

Раздел I. Общая социология

  1. Объект и предмет социологии. Дискуссия о предмете социологии

Понятие объекта и предмета науки. Представление об объекте и предмете в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм). Проблема объекта и предмета в микросоциологических теориях (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм). Определение объекта и предмета в неклассической социологии на рубеже XX-XXI вв. (Э. Гидденс, Н. Смелзер, П. Штомпка и др.). Основные подходы к определению объекта и предмета в истории отечественной социологии (П.А. Сорокин, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти, русский марксизм). Дискуссия об объекте и предмете социологии в современной отечественной социологии (Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, Г.Е. Зборовский).

  1. Общество как социокультурная система

Понятие общества в истории социологии. Существенные черты общества. Устойчивость и упорядоченность социальных отношений, общезначимые цели, дифференциация и взаимодействие частей, длительность существования, самодостаточность. Основы целостности общества.

Понятие социальной системы. Основные черты системы: структура, сложность, упорядоченность, равновесие, адаптация, саморегуляция. Социальная и социетальная система. Система и подсистемы. Система и окружающая среда.

Проблема сохранения и самовоспроизводства сложных социальных систем. Общество как высший тип органической социальной системы.

Специфика современной России как социальной системы. Основные противоречия современного российского общества. Социетальный кризис в современном российском обществе и пути выхода из него.

  1. Социальные институты и организации

Понятие социального института. Анализ социальных институтов в социологии. Признаки социального института. Функции социальных институтов. Дисфункции. Явные и латентные функции.

Возникновение и изменение институтов Роли и нормы институционального поведения. Дифференциация и интеграция социальных институтов.

  1. Социальное действие и социальное взаимодействие

Понятие социального действия. Признаки социального действия. Типы социального действия (М. Вебер). Социальное действие как система. Окружающая среда системы социального действия. (Т. Парсонс).

Модели социального действия. Объект действия. Ориентация социальных действий. Парадигма четырех функций (схема AGIL).

Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Формы социального взаимодействия: социальные отношения, социальные институты, социальные общности. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А. Сорокина и Т. Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория управления впечатлениями И. Гоффмана. Социальные регуляторы взаимодействия.

  1. Социальный контроль

Определение социальных норм. Нормативная система общества. Изменение социальных норм.

Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Способы реализации социального контроля. Социальные санкции и их классификация. Особенности социального контроля в различных социальных группах (детский коллектив, ученический коллектив и др.). Динамическая модель социального контроля. Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

  1. Социальная девиация

Понятие девиации. Социальные ожидания и девиантное поведение. Делинквентное поведение. Норма и патология: социологический аспект. Типологии отклоняющегося поведения. Девиация как процесс.

Теории происхождения девиантного поведения: биологические теории, психоаналитические теории, социокультурные теории.

Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения.

  1. Социальные общности и социальные группы

Основные предпосылки формирования социальной общности. Общности, встроенные в социальную систему и «становящиеся» общности. Теории возникновения и развития неустойчивых и устойчивых общностей. Многообразие социальных общностей.

Понятие и значение социальной группы. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях. Общие признаки групп. Классификация социальных групп, ее основания и критерии.

Малая группа. Виды малых групп. Формы и структура малой группы, взаимодействия в малой группе.

  1. Социальные изменения

Понятие социальных изменений. Сущность, факторы, формы социальных изменений. Виды социальных изменений. Источники социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Арон, П.А. Сорокин, Э. Гидденс, П. Штомпка).

Понятие модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Индустриализация и модернизация. Концепции модернизации.

Социальные изменения в России. Проблемы модернизации современного российского общества.

  1. Глобализация социальной жизни

Глобальная система. Исторические этапы ее становления. Теории (модели) мировой системы. Институционализация «глобальной социологии». Глобализация и локализация. Социальные последствия глобализации. Россия в глобальной системе.

  1. Личность как социальная система,

субъект и предмет социальных отношений

Личность как предмет социологического анализа. Системный подход к анализу структуры личности

Социальные статусы Виды статусов и «статусный набор». Демонстрация статусов и символика. Статус и проблема идентификации личности. Связь социального статуса с правами и обязанностями

Понятие социальной роли как динамического аспекта статуса. Теория ролей в социологической теории (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, И. Кон, В. Ядов). Виды социальных ролей. Ролевые предписания, ожидания, исполнения. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Ролевой конфликт.

Социализация индивида. Первичная и вторичная социализация. Факторы, условия и механизмы социализации индивида. Агенты социализации. Институциональная и внеинституциональная социализация человека. Этапы социализации как практическая и научная проблема. Социализация и индивидуальность.

  1. Специфика социологического знания

Естественно-научное, гуманитарное и социальное знание. Специфика социального познания. Особенности социологического знания. Здравый смысл, социология и социологическое воображение. Принципы научного исследования в социологии. Социология в системе общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и политология. Социология и социальная психология. Социология и экономические науки. Функции социологии: познавательная, диагностическая, прогностическая, управленческая. Проблема интеграции социального знания.

Раздел II. История социологии

  1. История развития социологии –

основные периоды и теоретические парадигмы

Периодизация развития социологии: классический период, период модерна и постмодерна. Характеристика каждого периода по параметрам: социологи-классики, основные вопросы дискуссии, «сильные» парадигмы, значение эмпирической социологии, проблемы, приводящие к кризису и смене этапа развития науки. Определение парадигмы и основные социологические парадигмы (классификация М. Уотерса, Дж. Ритцера или др.). Характеристика основных парадигм.

  1. Исторические и теоретические предпосылки

возникновения социологии. Классический этап развития социологии

Предыстория теоретической социологии: основные представления о строении, функционировании и развитии общества на различных этапах развития социальной мысли. Предыстория эмпирической социологии: государствоведение и политическая арифметика. О. Конт – основатель социологии. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера как продолжение развития позитивистских идей. Натурализм в социологии XIX века: основные школы и фигуры. Достижения натурализма и его методологические слабости. Формальная социология Ф. Тённиса, Г. Зиммеля и В. Дильтея. Психологическая ориентация в социологии. Взгляды Г. Лебона, Г. Тарда на механизмы социальной интеракции и массовое поведение. Социология К. Маркса как сочетание экономического детерминизма и прогрессизма с политическими и идеологическими устремлениями. Социологизм Э. Дюркгейма как новый этап развития позитивизма. Социология М. Вебера как наука, стремящаяся понять социальное действие и его мотивы. «Дух» современного капитализма в интерпретации М Вебера. Политическая социология Италии в лице Г. Моска и В. Парето.

  1. Чикагская школа: история, этапы становления,

основные исследования и теоретические разработки

Три этапа развития чикагской школы. Роль школы в институциализации социологии как науки. Достижения в развитии теории и методологии исследований, развитие качественных методов исследования. У. Томас и Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и в Америке»: методология исследования и основные выводы. Ситуационный анализ У. Томаса. Социальная экология Р. Парка. Методологические и теоретические достижения Э. Берджеса. Социология города. Социология девиантного поведения.

  1. Структурно-функциональная теория: Т.Парсонс, Р.Мертон

Основные положения структурно-функционального анализа общества. Проект общесоциологической теории Т Парсонса. Системный подход к анализу общества. Понимание социального действия как самоорганизующейся системы, структура действия. Социальное взаимодействие: проблема регуляции. Инвариантный набор функциональных проблем и их институциональное решение. Проблема эволюции общества. Ревизия структурно-функционального анализа, разработанная Р Мертоном. Функциональный анализ Р.Мертона: явные и латентные функции, функции и дисфункции. Функционирование социальных институтов.

  1. Интерпретативная парадигма в социологии:

А Шюц, Г Гарфинкель, И Гофман

Специфика интерпретативного подхода к изучению социального. Определение предмета социологии: социальное действие и жизненный мир. Концепция А Шюца: социальное действие и акт, проект действия. Типизация как механизм восприятия реальности. Проблема социализации знания. Мотивы человеческого действия. Этнометодология Г. Гарфинкеля: этнометодологические исследования и их методологическое осмысление. Драматургическая социология И. Гофмана.

  1. Новые структурные теории: Э Гидденс, П Бурдье

Проблема социологии постмодерна: синтез структурных концепций и теории социального действия, варианты ее решения в концепциях Э. Гидденса и П. Бурдье. П. Бурдье: определение социального пространства, объективный и субъективный компоненты конструирования социального пространства. Габитус и капиталы. Формирование социальных групп. Теория структурации Э. Гидденса как динамическая концепция структуры. Модель действия в теории Э. Гидденса.

  1. Отечественная социология:

особенности, этапы развития, проблематика исследований

Возникновение социологии в России. Появление и развитие социологии в первой половине XIX в: качественное отличие российской и западной социологии. Пионеры отечественной социологии. Этапы в развитии отечественной социологии дореволюционного периода. Школы в российской социологии. Основные направления исследований в российской социологии. Идеологизация социологического знания советского периода. Особенности развития отечественной социологии в 1960-1980 гг. Современный этап в развитии науки. Исследовательские приоритеты и проблематика уральских социологов.

  1. Периодизация развития общества в социологических теориях.

Проблематика глобализации, постсовременности

Проблема периодизации развития общества. Классические концепции развития общества: К. Маркс, Ф. Тённис, российские социологи XIX в. (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, Г.В. Плеханов). Идеи прогрессивного развития общества (Т. Парсонс). Концепции постиндустриального общества. Д. Белл: новые тенденции развития общества, сервисная экономика, роль науки. Дж. Гэлбрейт: либеральная теория постиндустриального общества. А. Тоффлер: сверхиндустриальное общество, критика индустриальной цивилизации, проблемы новой цивилизации. Глобальное общество: определения и основные положения концепции. М. Кастельс: международное разделение труда, анализ новых социальных структур, сетевое общество. И. Валлерстайн (Уоллерстайн): проблема международного взаимодействия, перспективы развития глобального общества.

  1. Отчет по результатам самообследования факультета социологии по направлению: 050400 Социально-экономическое образование. Магистерская программа: 050402м социологическое образование

    Содержательный отчет
    1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательной программы профессиональной подготовки по направлению «050400 – Социально-экономическое образование»,
  2. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  3. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  5. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  6. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году

Другие похожие документы..