Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Н.И. Сергеева

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов

для всех специальностей и форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2011

УДК 37

Рецензент:

С.М. Илющенко, к.филос.н., доцент Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина.

Сергеева, Н.И.

Культурология: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 236 с.

Методические рекомендации по самостоятельной работе разрабо-таны в соответствии с требованиями Государственного образователь-ного стандарта высшего профессионального образования. В данном учебном издании дается описание самостоятельной работы, перечисляются требования, объем, литература, нормы времени, сроки выполнения заданий.

Издание предназначено для студентов вуза, изучающих культурологию.

УДК 37

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

гуманитарных наук.

Протокол № 17 от 24.06.2010 г.

© Сергеева Н.И., 2011

© БТИ АлтГТУ, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

5

1 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ……………………………………………………….

6

2 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………

12

3 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПИСАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………...…...

16

3.1 Перечень основных заданий контрольных точек

самостоятельной работы. Нормы времени на их

выполнение…………………………………………………….

16

3.2 Подготовка к семинарским (практическим)

занятиям……………………………………………...…………

18

3.3 Вопросы для самоподготовки к контрольному опросу № 1

54

3.4 Вопросы, тестовые задания для самоподготовки
к контрольному опросу № 2………………………………..…

56

3.5 Вопросы, тестовые задания для самоподготовки

к контрольной работе № 1……………………………....…….

59

3.6 Тестовые задания для самоподготовки к контрольной

работе № 2………………………………….………………….

68

3.7 Рекомендации по конспектированию самостоятельно

изучаемой темы «Социальные институты культуры»………

80

3.8 Методические рекомендации по конспектированию

самостоятельно изучаемой темы «Техника как

социокультурное явление»……………………………..……..

81

3.9 Темы рефератов. Рекомендуемая литература по

написанию рефератов…………………..……………………..

82

3.10 Задания для самоконтроля…………………………….....

182

3.10.1 Тестовые задания для самоконтроля по темам: «Серединные, специфические, локальные культуры», «Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе»…………………………..……...

182

3.10.2 Тестовые задания для самоконтроля по всему курсу……………………………………………………....

190

4 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………..

196

5 ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ……………………………………………………….

207

6 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………………………………………………….

213

6.1 Система контроля знаний студентов по культурологии

213

6.2 Рейтинговая система индивидуальной учебной

деятельности студентов……………………………………….

214

Приложение А – Размеры полей и нумерация страниц………….

221

Приложение Б – Структура реферата……………………………..

222

Приложение В – Языковая модель реферата (письменного изложения доклада) ……………………………………………….

223

Приложение Г – Обобщенная модель доклада…………………...

225

Приложение Д – Список глаголов, употребляющихся при написании рефератов, текстов доклада…………………………...

226

Приложение Е – Средства организации связного текста………..

227

Приложение Ж – Образец оформления титульного листа реферата………………………………………………………….....

228

Приложение И – Образец оформления содержания реферата (письменного изложения доклада)………………………………..

229

Приложение К – Образец оформления заключения реферата (письменного изложения доклада)………………………………..

230

Приложение Л – Примеры библиографического описания……..

231

Ответы к тестовым заданиям……………………………………..

233

ВВЕДЕНИЕ

Знания даются для того,чтобы

ты умел добывать новые знания.

И. Гёте

Важнейшая особенность вузовского обучения состоит в том, что основной формой овладения общенаучными и профессиональными знаниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента.

В процессе самостоятельной работы осуществляется пополнение, обновление и совершенствование знаний, поэтому освоение культурологических знаний в вузе невозможно без навыков самостоятельной работы. Как бы хорошо не усваивал студент знания по конспекту лекций и учебнику, этого недостаточно, чтобы основательно овладеть культурологией как наукой. Необходимо обращение к теоретическим работам, изучению научной литературы. Естественно, что изучение такой литературы не может осуществляться во время аудиторных занятий, следовательно, это необходимо делать студентам самостоятельно.

Отличительная черта обучения в вузе – самостоятельный поиск знаний. Л.Н. Толстой справедливо отмечал, что знание только тогда знание, когда оно добыто путем самостоятельной работы собственной мысли. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

Предлагаемое методическое издание раскрывает содержание самостоятельной работы студента по культурологии, объем, требова-
ния к ее представлению и оформлению, содержит критерии оцен-
ки, дается план-график выполнения самостоятельной работы. Вместе с тем, осваивая материал самостоятельно, данное пособие играет роль путеводителя-навигатора по курсу.

Успешность самостоятельной работы во многом будет определяться активностью студента в организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями.

Основная задача самостоятельной подготовки студента по культурологии:

• сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

• овладение способами и приемами самообразования;

• развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

1 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Курс «Культурология» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., выполняя ин-тегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: 1) основные понятия, категории; 2) типология культуры; 3) история куль-туры.

Учебный курс нацелен на изучение культурологических школ и направлений, представленных отечественной и зарубежной традициями. Он призван помочь студентам понять роль культуры в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры; уметь оценивать достижения культуры, самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, содействовать становлению профессионального мышления.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с учебной программой, списком учебной, научной и методической литературы, имеющейся в библиотеке вуза, получить рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, приобрести две новые тетради для конспектирования лекций и самостоятельной работы с первоисточниками.

Процесс освоения курса обязательно включает самостоятельную работу студентов. Образование в вузе отличается от школьного тем, что значительная часть получения знаний и совершенствования профессионального мастерства осуществляется за счет самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа помогает студенту закрепить полученные знания, привести их в систему, расширить свой кругозор, развить в себе качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения, знаниями по культурологии, но и для формирования разных навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, пути выхода из кризисной ситуации.

Таким образом, целью самостоятельной работы в учебной деяте-льности является:

  • формирование навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи;

  • формирование потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора;

  • приобретение опыта планирования и организации рабочего времени.

Самостоятельная работа осуществляется во время аудиторных занятий под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию во время внеаудиторных занятий, без непосредственного участия преподавателя.

Самостоятельная работа по культурологии включает разные виды:

1) аудиторная СРС (самостоятельная работа студентов):

– выполнение контрольных работ, контрольных опросов и т.п.;

– выступление с докладами на семинаре;

– защита рефератов;

2) внеаудиторная СРС:

– подготовка к лекционным, семинарским (практическим) занятиям, к контрольному опросу, контрольной работе;

– конспектирование обязательной литературы к семинарским занятиям, работа с первоисточниками;

– проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы;

– написание, доклада, эссе;

– написание реферата – для специальностей дневной формы обучения;

– составление ответов на вопросы, вынесенных на самостоятельное изучение;

  1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (1)

    Методические рекомендации
    Культурология: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.
  2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей (1)

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 240706 «Автоматизированное производство
  3. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей (2)

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические ре-комендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 190603 «Сервис транспортных и
  4. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем»

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические ре-комендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 170104 «Высокоэнергетические устрой-ства
  5. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» Бийск

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» / Т.
  6. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»,

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»,
  7. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501.
  8. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 160302 «Ракетные двигатели»

    Методические рекомендации
    по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 160302 «Ракетные двигатели»
  9. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Культурология: методические рекомендации по изучению дис-циплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн.

Другие похожие документы..