Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Средства организации связного текста

Причинно-следственные

и условно-следственные

отношения между

частями информации

и, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате, следовательно, значит, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим, в таком случае, в этом случае, при этом условии

Временная

соотнесенность частей информации

вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, в то же время, затем, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, в заключение, далее, выше, ниже

Порядок перечисления

во-первых, в-третьих, затем, далее

Дополнение и уточнение данной информации

также, при этом, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности

Сопоставление и

противопоставление

частей информации

и, все-таки, с одной (другой) стороны, наоборот, напротив, но, однако, а, не только, но и; зато, по-иному, так же, точно так, как; таким образом, аналогично, следующим образом, в противоположность

Оценка степени достоверности информации

разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, видимо

Ссылка на предыдущую и последующую информацию

как указывалось (отмечалось), как было показано, согласно этому, в соответствии с этим, последний, предыдущий, предшествующий, данный, изучаемый, соответствующий, вышеуказанный, требуемый, вышеприведенный, вышеупомянутый, доказанный, законченный, анализируемый, изложенный, найденный, описанный, отмеченный, перечисленный, приведенный, рассмотренный, сформулированный, указанный, упомянутый, установленный

Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

таким образом, итак, следовательно,

из этого следует

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Образец оформления титульного листа реферата

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова» (БТИ АлтГТУ)

Кафедра гуманитарных наук

Реферат по культурологии

Тема: ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

Выполнил

студ. гр. МАПП-91 (подпись) А.И. Смирнов

Проверил

канд. филос. наук, доцент Н.И. Иванова

Бийск – 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Образец оформления содержания реферата

(письменного изложения доклада)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………...…..……..

1. ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ……………...….....

1.1 Понятие «язык культуры»………………………......…

1.2 Проблема языка культуры – проблема

понимания………………………………………………......

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ…......…

2.1 Естественные языки………………………………..…..

2.2 Искусственные языки………………………..………..

2.3 Вторичные языки…………………………………….....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….........................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…..

3

4

4

5

9

9

11

13

15

17

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Образец оформления заключения реферата

(письменного изложения доклада)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Во-первых, язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, предстающая в виде текстов, знаков, символов, форм. Вместе с тем он позволяет людям адаптироваться и реализовывать себя в социокультурном пространстве. Язык – это ядро системы культуры, способ ее хранения, передачи от поколения к поколению.

Во-вторых, основная проблема языка культуры – это проблема понимания, сложность которой обусловлена тем, что восприятие и поведение человека детерминированы национальными, идеологическими, половыми стереотипами, сформированными у человека с детства. Кроме этого сложность понимания заключается, в многозначности, в переводе смыслов с одного языка на другой.

В-третьих, все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, в настоящее время сводится к общепринятой классификации языков. В ней выделяют естественные, искусственные, вторичные языки. При этом американским философом Ч. Пирсом предлагается обстоятельная типология знаков, в частности, им выделяются иконический знак (рисунок животного), индекс (дым) и символ.

В-четвертых, естественные языки составляют основное и историческое средство познания и коммуникации. В них находят выражение реальные культурные формы, явления и процессы. В связи с этим отмечается, что в естественных языках культуры происходят процессы изменения, ассимиляции и отмирания.

В-пятых, искусственные языки – языки науки, условных сигналов, стремящиеся избежать неопределенности информации, приводящей к неточности и ошибкам. Вместе с тем история языка научного языка есть история самой науки.

В-шестых, вторичные языки, или вторичные моделирующие системы (миф, религия, искусство) надстраиваются над естественно-языковым уровнем. Сложность их структур зависит от сложности передаваемой информации.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Примеры библиографического описания

Описание книги одного автора

Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт. – Смоленск: Русич, 2002. – 248 с.

Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. – М.: АСТ, 2002. – 526 с.

Описание книги двух авторов

Толпыкина, Т.В. Культурология: учебник / Т.В. Толпыкина,
В.Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с.

Описание книги трех авторов

Столяренко, Л.Д. Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: МарТ, Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 352 с.

Лихвар, В.Д. Культурология / В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008. – 216 с. Серия «Библиотека словарей. Общественно-гуманитарные науки».

Описание книги четырех и более авторов

История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / К.Д. Никольская [и др.]; отв. ред. А.А. Вигасин. – М.: РОССПЭН, 2008. – 431 с.

Описание книги под редакцией

История красоты / под ред. Умберто Эко. – Слово/SLOVO, 2007. – 440 с.

Культурология. XX век: антология. – М.: Юрист, 703 с. Серия
«Лики культуры».

Описание многотомного издания

Боннар, А. Греческая цивилизация: в 3 т. / А. Боннар. – М.: Искусство, 1992.

Боннар, А. Греческая цивилизация: в 3 т. / А. Боннар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /lib/. – Загл. с экрана.

Хрестоматия по культурологии: в 2 т. / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб., 2000.

Статья из журнала

Гарсия, Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» / Д. Гарсия // Вопросы философии. – 2002. – № 12. – С. 228–234.

Сорокина, О. Культура Византии, некоторые тенденции и избранные факты / О. Сорокина // История. – 2002. – № 45. – С. 1–6.

Статья из хрестоматии

Блаватская, Т.В. Своеобразие критской культуры / Т.В. Блаватская // Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. – C. 409–412.

Самнер, У. Обычаи и нравы / У. Самнер // Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. – C. 141–151.

Описание электронных ресурсов удаленного доступа

История и культурология: учебное пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – 456 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /culturologia/index.htm. – Загл. с экрана.

Орлова, О.В. Религия в системе культуры / Орлова О.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /lib/disk/2010/ Sidorova.pdf. – Загл. с экрана.

Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /cult01.htm – Загл. с экрана.

Энциклопедия культур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /main.html. – Загл. с экрана.

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

Ответык разделу 3.10.1 по темам: «Серединные, специфические, локальные культуры», «Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе»

1)

г

11)

г

21)

б

31)

г

41)

в

51)

а

2)

б

12)

б

22)

б

32)

б

42)

г

52)

г

3)

а

13)

б

23)

а

33)

г

43)

в

4)

б

14)

г

24)

б

34)

а

44)

в

5)

в

15)

в

25)

в

35)

г

45)

г

6)

в

16)

в

26)

б

36)

б

46)

а

7)

г

17)

г

27)

д

37)

в

47)

в

8)

а

18)

д

28)

а

38)

в

48)

б

9)

б

19)

б

29)

г

39)

д

49)

а

10)

в

20)

б

30)

в

40)

в

50)

д

Ответы к разделу 3.10.2

Тестовые задания для самоконтроля по всему курсу

1) а, в.

2) в, д.

3) 1, 8, 9

4) в, г ,е.

5) Культурасовокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе.

Артефакт – (от лат.artefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект (предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, утварь. Это мельчайшие единицы культуры.

Культурогенез вид социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. В узком смысле под культурогенезом понимают процесс становления, происхождения культуры.

Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право). Культура – это уровень развития духовной жизни (нравственность, религия, философия, искусство). Разница между культурой и цивилизацией в том, что культура – это приспособление человека к миру, а ци­вилизация – мира к человеку. В основе, как культуры, так и ци­вилизации, лежит противоречие между человеком и миром.

Культурно-исторические тип – это относительно замкнутое образование, вмещающее в себя некую культурно-историческую общность людей, объединенных единым культурным самосознанием, мировоззрением, мироощущением и проживающих на определенном локальном пространстве. Культурно-исторический тип проходит стадии своего развития: зарождения, подъема, кульминации, упадка и гибели.

Этническая культура – это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, «крови и почвы». Признаки этого типа культуры: национальный язык, особенности быта, национальное самосознание, национальные традиции, обычаи, территория.

Массовая культура – культура производства ценностей, ориентированных на массовое потребление, «усреднённый» уровень духовных потребностей. В основе её, как правило, упрощённость, доступность, зрелищность, развлекательность, коммерческие цели, манипулирование сознанием потребителя и т.д.

6) а – высшей стадии исторического развития человечества, следующей за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);

б – О. Шпенглер в своей знаменитой работе «Закат Европы» характеризует цивилизацию как этап упадка, деградации культуры;

в – культурно-историческая общность, формирующуюся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, на основе длительного и тесного культурного взаимодействия.

7) Фетишизм.

8) 1 – 3 – 4; 2 – 4 – 3; 3 – 2 – 1; 4 – 1 – 2.

9) в.

10) 1 – б; 2 – в; 3 – а.

11) Нет.

12) Природа-культура.

13) Адаптивная, познавательная, информативная, коммуникати-вная, регулятивная, семиотическая, аксиологическая, интегративная, сохранение культурного наследства, социализации и аккультурации.

14) 1 – адаптивная,2 – аксиологическая, 3 – коммуникативная,
4 – интегративная, 5 – гносеологическая, 6 – социализации, 7 – регулятивная.

15) 2.

16) По Шпенглеру, культура как живой организм умирает, вступая в последнюю стадию своего развития – цивилизацию. По мнению Д. Лихачева, культура живет общими накоплениями, а умирает постепенно, через утрату отдельных своих составляющих, отрицанием отдельных частей единого организма, духовных ценностей, традиций. Национальная замкнутость неизбежно ведет к обеднению и вырождению культуры, к гибели ее индивидуальности.

17) Пайдейявоспитание в соответствии с традициями этоса.

18) Прикладная культурология связана с применением результатов научных исследований на практике (музееведение, архивоведение,

менеджмент культуры). Она изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре. Да, связана.

19) 1– 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

20) 2.

21) Сложность, многогранность феномена.

22) М. Мамардашвили считает, что культура – это то, что можно обрести только собственным духовным усилием, цивилизация же – то, чем можно воспользоваться, что можно отнять. Культура создает новое, цивилизация лишь тиражирует известное.

23) 1; 1.

24) Мифология, искусство, религия, наука.

25) Морфология культуры.

26) Э.Б. Тайлор.

27) 1) материальная; 2) духовная культура; 3) мировая, 4) духовная культура; 5) этническая; 6) народная культура; 7) массовая.

28) Специализированный уровень; обыденный.

29) Трансляционный блок культуры.

30) Человечество в целом.

31) б.

32) г.

33) в.

34) Не включена материальная сфера культуры.

35) Культура служит защите человека от природы и урегулированию общественных отношений.

Учебное издание

Сергеева Надежда Ивановна

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов

для всех специальностей и форм обучения

Редактор Малыгина И.В.

Технический редактор Малыгина Ю.Н.

Подписано в печать 29.11.10. Формат 6084 1/16

Усл. п. л. 13,72. Уч.-изд. л. 14,75

Печать – ризография,

множительно-копировальный аппарат «RISO ЕZ300»

Тираж 50 экз. Заказ 2011-27

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27


Н.И. Сергеева

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов

для всех специальностей и форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2 011


241

  1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (1)

    Методические рекомендации
    Культурология: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.
  2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей (1)

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 240706 «Автоматизированное производство
  3. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей (2)

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические ре-комендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 190603 «Сервис транспортных и
  4. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем»

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические ре-комендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 170104 «Высокоэнергетические устрой-ства
  5. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» Бийск

    Методические рекомендации
    Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» / Т.
  6. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»,

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»,
  7. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 220501.
  8. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 160302 «Ракетные двигатели»

    Методические рекомендации
    по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 160302 «Ракетные двигатели»
  9. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Культурология: методические рекомендации по изучению дис-циплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн.

Другие похожие документы..