Учебно-методический комплекс к дисциплине психология одаренного ребенка специальности «Психология» (П4)

Литература:

1.Белова Е.С.Одаренность малыша Раскрыть, понять, поддержать. - М.,1998.(c.20-65)

2.Гильдбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.(с.36-70)

3.Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - К., 1993.(с.11-47)

4.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.

5.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.

6.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М., 1996.

Задание 5 СР-5

Тема «Общие особенности одаренных детей. Физические особенности. Индивидуально-психологические особенности».

Цель: формирование умений в области психологической профилактики

Количество часов: 4ч.

Задание

«Представьте, что вас пригласили выступить перед родителями и педагогами на семинаре по проблемам детской одаренности. Разработайте психологические рекомендации для родителей и педагогов на тему «Поддержание и развитие детской одаренности в семье и школе».

В рекомендациях необходимо отразить особенности психофизиологического развития одаренных детей, трудности, с которыми сталкиваются одаренные дети в семье и коллективе, рекомендации относительно поведения родителей и педагогов при взаимодействии с одаренным ребенком».

Форма отчетности: письменные рекомендации для родителей и педагогов.

Литература:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша, Раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.(с. 79-113)

2.Гильдбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. (с.38-77)

3.Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - К., 1993.

4. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.. 1993.(с.20-27)

Задание 6 СР-6

Тема «Личностные особенности одаренных детей и особенности их самооценки». Особенности познавательной сферы».

Цель: расширить представления студентов об особенностяхличности одаренного ребенка и их проблемах во взаимодействии со сверстниками

Количество часов 3ч.

Задание

Заполните таблицу

Особенности личности ребенка

Проявления

Психологические рекомендации родителям

Литература:

1.Авдєєва І.М., Скріпко Л.В., Янцур М.С. Експериментально-психологічне вивчання здібностей і обдарувань дітей початкових класів. – Рівне,1996. -48с.

2.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/ Е.С. Белова.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 144с. (с.45-77)

3.Гильбух Ю.З. Розумово обдарована дитина.-К.: Фирма «Випол», 1993.- 75с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624 с.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений: /Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 320 с.

6.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

7.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с. (с.130-145)

8.Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с. - (Серия "Библиотека студента")

Задание 7 СР-7

Тема «Модель обогащения содержания образования. «Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. Формы организации учебной деятельности»

Цель. Расширить представления студентов об особенностях обучения одаренных детей в нашей стране и за рубежом.

Количество часов 3ч.

Задание

-изучив предложенную литературу сделать мини-доклад на одну из предложенных тем, которые затрагивают особенностей обучения одаренных детей зарубежом.

«Сущность «слитного образования», его плюсы и минусы при обучении одаренных детей»

«Научение на основе сотрудничества и развитие одаренности»

«Программа прояснение ценностей и развитие личностного потенциала школьника»

Форма отчетности: письменный доклад на одну из предложенных тем (5-7 страниц)

Рекомендуемая литература:

Ги Лефрансуа. Психология для учителя.- М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003

Задание 8 СР-8

Тема: «Диагностика одаренности. Методики и технологии обучения. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми»

Цель: формирование умений проведения психодиагностического исследования, оформление заключения

Количество часов: 4ч.

Задание

Самостоятельно подобрав методики, проведите психодиагностическое исследование учащегося, направленное на выявление интеллектуальной и креативной одаренности. Напишите заключение.

Форма отчетности: заключение по результатам психодиагностического исследования (протаколы исследования прилагаются)

Литература:

  1. Авдєєва І. М., Скріпко Л. В., Янцур М. С. Експериментально – психологічне вивчання здібностей і обдарувань дітей початкових класів. – Рівне ,1996. – 48с.

  2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

Дополнительная литература:

1.Виноградов Е.С. О физических факторах интеллекта. - М.: Вопросы психологии. - №6. -1989

2. Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика. - Киев,1992

3.Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб., 2002.

Задание 9 СР-9

Тема «Особенности воспитания одаренных детей. Психологический тренинг для выявления «скрытой» одаренности».

Количество часов 4ч.

Задание

Самостоятельно разработайте план-конспект тренингового занятия на выявления «скртой» одаренности детей дошкольного возраста.

Форма отчетности: письменный план-конспект тренингового занятия

Литература:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/ Е.С. Белова.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 144с.

2.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.

Задание

Кол-во часов: 7

Цель: формирование практических умений в сфере диагностики и развития одаренности.

Задание.

Провести диагностическое исследование двух детей дошкольного и/или младшего школьного возраста, направленное на выявление тех или иных способностей ребенка. Оформить протокол исследования, составить заключение, разработать рекомендации для родителей и педагогов по развитию выявленных способностей.

Представить на проверку папку с документацией и выводами.

Критерии оценки.

20б.

- Диагностировано 2 человека.

-Методики подобраны адекватно.

- Протокол составлен точно, аккуратно.

-Выводы по результатам исследования четкие, соответствуют полученным результатам и задачам.

-Термины и определения использованы корректно.

-Рекомендации даны в соответствии с результатами исследования и возрастными особенностями.

18-19б.

-Диагностировано 2 человека.

-Методики подобраны адекватно

-Есть погрешности в составлении протокола исследования.

-Выводы не конкретны, слабо соотносятся с результатами диагностики.

-Термины и определения использованы корректно

- Рекомендации даны в соответствии с результатами исследования и возрастными особенностями.

16-17б.

-Диагностировано 2 человека

-Методики не полностью соответствуют задачам исследования

-Есть погрешности в составлении протокола исследования.

-Выводы не конкретны, слабо соотносятся с результатами диагностики.

-Термины и определения использованы корректно

- Рекомендации даны в соответствии с результатами исследования и возрастными особенностями.

14-15б.

-Диагностировано 2 человека

-Методики не полностью соответствуют задачам исследования

-Протокол составлен неграмотно или отсутствует совсем.

-Выводы не конкретны, слабо соотносятся с результатами диагностики.

-Есть некорректное использование терминологии

- Рекомендации общие.

13-14б.

-Диагностировано 2 человека

-Методики не полностью соответствуют задачам исследования

-Протокол составлен неграмотно или отсутствует совсем.

-Выводы не конкретны, слабо соотносятся с результатами диагностики.

-Есть некорректное использование терминологии

- Рекомендации отсутствуют

12-13б.

-Диагностирован 1 человек

-Методики соответствуют задачам исследования

-Протокол составлен верно, но есть неточности

-Выводы соответствуют задачам исследования

-Есть некорректное использование терминологии

- Рекомендации не точны, носят общий характер

10-11б.

-Диагностирован 1 человек

-Методики слабо соответствуют задачам исследования

-В протоколе есть неточности

-Выводы не вполне соответствуют задачам исследования

-Есть некорректное использование терминологии

- Рекомендации не точны, носят общий характер

Критерии оценивания самостоятельной работы студентов:

3 балла – работа выполнена полностью

2 балла – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2)

1 балл – работа выполнена частично, использовано незначительное количество научных источников

0 баллов – работа не выполнена

Критерии оценивания активности на семинарских занятиях:

4 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар.

3 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом

2 балла - выступление на семинаре, основанное на выполнении лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации.

1-0 баллов – неготовность студента к семинарскому занятию.

Критерии оценивания активности на практических занятиях:

6 баллов – задания для практического занятия выполнены верно, в полном объеме, с опорой на теоретические знания изучаемого психического феномена

5 баллов – задания для практического занятия выполнены верно, однако с использованием незначительного количества научных источников(1-2)

4 балла – задания для практического занятия выполнены верно, но допущены неточности

3 балла – задания выполнены не полностью, в анализе результатов допущены ошибки

2 балла – задания выполнены частично, в анализе результатов допущены существенные ошибки

1-0 баллов – задания не выполнены, в анализе результатов допущены существенные ошибки

  1. Кризисн ая психология Курс лекций

    Реферат
    Знаменательно, что курс начинается с рассмотрения системы основных понятий новой психологической дисциплины. Практическая психология уже не один год работает с пострадавшими в различных катастрофах людьми, а потребность в специалистах
  2. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  3. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им.
  4. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них нестандартных задач имеется устойчивая потребность в развитии творческого
  5. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1: Пер с франц. М.: Мир 1992. 496 с

    Документ
    Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества.
  6. Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Впервом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество (1)

    Книга
    Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.
  7. Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Впервом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество (2)

    Книга
    В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны.
  8. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы
    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения
  9. Отчет о результатах самообследования муниципального образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95 Краснооктябрьского района зарегистрировано 08 августа 1996 года, регистрационный номер 74352 Администрацией Краснооктябрьского района г.

Другие похожие документы..