Учебно-методический комплекс к дисциплине психология одаренного ребенка специальности «Психология» (П4)

Содержательный модуль 1. Одаренность общая и специальная

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема : Эволюция изучения одаренности

Время: 2ч.

Вопросы для подготовки:

1.Поняие гениальности в работах Ф.Гальтона

2. «tabula rassa». История возникновения и суть теории.

3.Подходы к изучению одаренности в рамках функционального направления.

4.Конвергентное мышление. Его отличие от дивергентного. Мышление и задания на интелект.

5. Одаренность в работах Б.М. Теплова

2. Защита реферативных сообщений на темы:

1. Одаренность в работах А. Бине

2. Одаренность как божественный дар в работах Платона

3.Способность к творчеству и интеллект

4. Современные концепции одаренности

5.Экспериментальные исследования одаренности в «ассоциативной психологии»

Форма отчетности: конспект с ответами на вопросы, реферативное сообщение (до 8 страниц) по предложенным темам.

Литратура обязательная

1. Авдєєва І. М., Скріпко Л. В., Янцур М. С. Експериментально – психологічне вивчання здібностей і обдарувань дітей початкових класів. – Рівне ,1996. – 48с.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с (с.17-23)

3. Гільбух Ю. З. Розумово обдарована дитина.- К.: Фірма «Віпол», 1993. – 75с.

6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

7. Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с. (с.24-36)

8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с (с.10-16)

Литература дополнительная:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- М., 1995

2.Матюшкин А.М. Рабочая концепция одаренности. – М.: Вопросы психологии.- №6.-1989.

3. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар и испытание.- М.,1990

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема «Проблемы диагностики и развития одаренности»

Время 2 часа

Цель занятия: ознакомиться с методами диагностики одаренности в психолого-педакокической практике.

Дидактическое обеспечение:

Ксерокопии методики «Карта интересов для младших школьников», инструкции, листы вопросов и ответов для родителей и детей.

Методика «интеллектуальный портрет».

Задание на самоподготовку:

  1. Повторить лекционный материал по темам: «Формы проявления одаренности. Одаренность ранняя и поздняя. Общее и частное в развитии. Гетерохония и диссинхрония в развитии», «Биологическое созревания и психическое развитие. Индивидуально-природные основы одаренности. Особенности развития одаренности в детстве».

  2. Ответить на контрольные вопросы:

- каким образом проявляется одаренность ребека: особенности познавательной и личностной сферы

- каким образом интеллект связан с одаренностью ребенка?

-как проявляется творческая одаренность ребенка?

-каковы особенности общения одаренных детей со сверстниками?

Форма отчетности: конспект с ответами на предложенне вопросы, результаты одного диагностического исследования одаренности по рассмотренным на занятии методикам (протокол прилагается), структура тренингового занятия на выявление одаренности.

Литература обязательная:

1. Авдєєва І. М., Скріпко Л. В., Янцур М. С. Експериментально – психологічне вивчання здібностей і обдарувань дітей початкових класів. – Рівне ,1996. – 48с.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с (с.60-78)

3. Гільбух Ю. З. Розумово обдарована дитина.- К.: Фірма «Віпол», 1993. – 75с.

4. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии") (с.128)

5. Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с. (с. 79-102)

6. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с (с.86-115)

7. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Методики и технологии обучения. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми».

Время: 2ч.

Цель: закрепить знания студентов об особенностях обучения одаренных детей.

Вопросы для подготовки:

1.Особенности памяти, внимания, мышления одаренных детей

2. Интерактивные формы в обучении одаренных детей

3. Личностные особенности учителя

4.Поведенческие черты учителя для одаренных детей.

Защита реферативных сообщений на темы:

1.Трудности воспитания одаренных детей в дошкольном учреждении.

2. Особенности воспитания одаренных детей в школьном возрасте.

3. Личностные качества и особенности самооценки одаренных детей.

4.Менторство как форма обучения одаренных детей.

Форма отчетности: конспект с ответами на вопросы, реферативное сообщение

Литератураобязательная:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/ Е.С. Белова.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 144с. (с.110-125)

2.Гильбух Ю.З. Розумово обдарована дитина.-К.: Фирма «Випол», 1993.- 75с.

3.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии") (с.95-98)

4.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с. (с.130-143)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема «Творческая одаренность»

Время 2 часа

Цель занятия: изучить особености развития творческой одаренности детей.

Дидактическое обеспечение:

Сравнительные таблицы различных типов творческой одаренности:

-художественная одаренность

-музыкальная одаренность

Литературная одареность

Задание на самоподготовку:

  1. Повторить лекционный материал по темам: «Виды одаренности», «Художественно-изобразительная одаренность», «Способности к литературному творчеству», «Музыкальная одаренность».

  2. Ответить на контрольные вопросы:

-в чем сущность художественного воображения?

-что такое творческое задание?

-как соотносятся мотивация и способности?

-что такое литературные способности?

-каковы критерии музыкальной одаренности

Форма отчетности: конспект с ответами на вопросы, заключение по результатам психодиагностического исследования творческой одаренности (приложить протоколы исследования)

Литератураобязательная:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/ Е.С. Белова.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 144с. (с.80-85)

2.Гильбух Ю.З. Розумово обдарована дитина.-К.: Фирма «Випол», 1993.- 75с.

3.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

4.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с. (с.133-152)

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.

Задание 1 СР-1

Тема: «Одаренность : понятие и виды. Основные современные концепции одаренности».

Цель: закрепить и расширить знания студентов об основных концепциях одаренности в психологии.

Количество часов: 3ч.

Задание

- изучив предложенную психологическую литературу, составить схему «Концепции одаренности в различные периоды развития психологической науки».

Обязательная литература:

1. Авдєєва І. М., Скріпко Л. В., Янцур М. С. Експериментально – психологічне вивчання здібностей і обдарувань дітей початкових класів. – Рівне ,1996. – 48с.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с

3. Гільбух Ю. З. Розумово обдарована дитина.- К.: Фірма «Віпол», 1993. – 75с.

4. Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с.

5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с.

Дополнительная литература:

1.Венгер Л.А. Педагогика способностей.-М.,1973

2.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков.- М., 1996

Задание 2 СР-2

Тема «Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности».

Цель структурировать представления студентов о факторах, влияющих на формирование одаренности

Количество часов 3ч.

Задание

Заполните таблицу

Факторы, влияющие на одаренность

Механизм влияния

Исследования в этой области

Ведущие ученые, изучавшие влияние фактора

Литература обязательная:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с

2. Гільбух Ю. З. Розумово обдарована дитина.- К.: Фірма «Віпол», 1993. – 75с.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624 с.

4.Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с

5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с

9. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с. - (Серия "Библиотека студента")

Задание 3 СР-3

Тема «Формы и виды одаренности: академическая, математическая, литературная, творческая , творческая, интеллектуальная, лидерская одаренность»

Цель углубить теоретические представления студентов о видах и формах одаренности

Количество часов 4ч.

Задание

Проанализируйте предложенную литературу и ответьте письменно на вопросы:

-какие виды одаренности вы знаете?

-что такое креативность и как она связана с дивергентностью мышления?

-что такое талант?

-в чем проявляется лидерская одаренность и как ее развивать?

Форма отчетности: конспект с ответами на вопросы.

Обязательная литература:

1. Авдєєва І. М., Скріпко Л. В., Янцур М. С. Експериментально – психологічне вивчання здібностей і обдарувань дітей початкових класів. – Рівне ,1996. – 48с.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с

3. Гільбух Ю. З. Розумово обдарована дитина.- К.: Фірма «Віпол», 1993. – 75

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений: /Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 320 с

5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624 с

6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

7. Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с.

8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с

9. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с. - (Серия "Библиотека студента")

Дополнительная литература:

  1. Бондаренко С.М., Ротенберг В.С. Мозг, обучение, здоровье. - М.. 1999.

  2. Гильдбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

  3. Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - К., 1993.

  4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.

  6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М., 1996.

  7. Матюшкин А.М. Рабочая концепция одаренности. -М.: Вопросы психологии. - №6. -1989.

Задание 4 СР-4

Тема: «Математическая одаренность. Интеллектуальная одаренность»

Цель: формирование практических умений по разработке тренинговых занятий, направленных на развитие различных видов интеллекта.

Количество часов 3

Задание

Проанализировав литературу, необходимо разработать тренинговое занятие (продолжительность 1-1,5ч.), направленных на развитие различных видов интеллекта

Схема занятия

  1. Упражнения на активизацию внимания

  2. Мини-лекция

  3. Элементное или комплексное действие.

  4. Системное действие (деловая или ролевая игра)

  5. Вывод.

Форма отчетности: модель тренингового занятия, разработанного с учетом предложенной схемы (письменно).

  1. Кризисн ая психология Курс лекций

    Реферат
    Знаменательно, что курс начинается с рассмотрения системы основных понятий новой психологической дисциплины. Практическая психология уже не один год работает с пострадавшими в различных катастрофах людьми, а потребность в специалистах
  2. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  3. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им.
  4. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них нестандартных задач имеется устойчивая потребность в развитии творческого
  5. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1: Пер с франц. М.: Мир 1992. 496 с

    Документ
    Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества.
  6. Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Впервом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество (1)

    Книга
    Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.
  7. Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Впервом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество (2)

    Книга
    В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны.
  8. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы
    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения
  9. Отчет о результатах самообследования муниципального образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95 Краснооктябрьского района зарегистрировано 08 августа 1996 года, регистрационный номер 74352 Администрацией Краснооктябрьского района г.

Другие похожие документы..