Музыка в новелле Паскаля Мерсье «Леа»

Музыка в новелле Паскаля Мерсье «Леа»

Дорохова Алена Сергеевна

Аспирантка Волгоградского государственного университета, Волгоград, Россия

Связь художественной литературы и музыки, проявлявшаяся в различные эпохи, стала традиционной для немецкоязычной словесности («Фауст» Гете, «музыкальные романы» Томаса Манна, «Контрабас» Патрика Зюскинда, «Пианистка» Эльфриды Елинек).

Взаимодействие музыки и литературы определяет некоторые особенности прозы швейцарского писателя Паскаля Мерсье, и музыкальная тема звучит в различных вариантах в «Молчании Перлмана» («Perlmans Schweigen», 1995), «Настойщике» («Der Klavierstimmer», 1998). Новелла «Леа» («Lea», 2007) является не только произведением о музыке, но и построено с использованием музыкальных приемов. Основными компонентами, демонстрирующими проявление музыкальности новеллы, становятся лейтмотивы и мотивы, которые «взаимодействуют друг с другом по принципу контрапункта и полифонии, органично вплетаясь в ткань повествования» [Синяя: 13].

История о судьбе виртуозно играющей на скрипке Леа известна рассказчику – врачу Адриану Герцогу – со слов случайного попутчика – ученого Мартьена ван Флита. В результате взаимодействия нескольких «голосов» (Адриана, Мартьена и голоса Леа, который, по сути, совпадает с голосом музыки) создает особый ритм, основанный на взаимодействии мыслей и поступков персонажей, переплетении тем, где «идеи играют роль музыкальных инструментов» [Манн: 164].

Лейтмотивом становится непонимание в отношениях отца и дочери, что касается семей и ван Флита, и Герцога. Голоса героев контрапунктно взаимодействуют, когда во время рассказа Мартьена Адриан воспроизводит в памяти фрагменты недавнего разговора с собственной дочерью Лесли.

Очевидны аналогии, проводимые между образами мужчин. Супруга называет Мартьена «циником» [Mercier: 100]. Таков же Адриан Герцог: «Человек без фантазии, скучный» [Mercier: 97], как говорит о нем при расставании жена. Критики находят сходство между героями новеллы Мерсье и персонажем романа «Homo Faber» Макса Фриша. Вальтер Фабер являет собой пример такого же скептика, как и ван Флит, которого «музыка дочери, полная тайн, заставляет постепенно разбирать камни возведенной башни рационального, грубого миросозерцания» [Walcher].

Духовное разобщение между Мартьеном и его дочерью показано через музыку - «наиболее субъективный вид искусства, менее всего поддающийся логическому анализу и более всего связанный с чисто эмоциональной стороной человеческой личности» [Березина: 199]. Когда Леа спрашивают, почему она предпочла именно скрипку, героиня отвечает, что чувствует этот инструмент [Mercier: 54]. Ван Флит находится за пределами музыкального мира, в котором царит Леа. В комнате, где играет дочь, он ощущает себя совершенно чужим, и, стараясь преодолеть пропасть между ними, достает из чехла скрипку и проводит смычком по струнам. Вместе с неприятным звуком возникает беспокойство, руку сводит судорогой. «Эта часть души Леа, несмотря на все усилия, оставалась для меня закрытой» [Mercier: 71], - говорит Мартьен.

Музыка в новелле изображается с помощью описания человека, исполняющего ее, или через ощущения слушающего. Наблюдая за женщиной, играющей на скрипке, Мартьен подробно описывает каждое действие, «когда еле заметно двигался инструмент, и рука со смычком очень медленно скользила через пространство» [Mercier: 24].

В символическом плане музыка в «Леа» соотносится, с одной стороны, с жизнью, становится способом существования, преодолевает страх и смерть. В звуках скрипки для Леа продолжает жить образ ушедшей из жизни матери, которая привила дочери любовь к искусству. Леа, испытывающая опасения перед эскалатором, смело ступает на поднимающуюся лестницу: «Музыка в этот момент была сильнее страха» [Mercier: 21]. Внезапное желание обучаться игре на скрипке является отправной точкой нового круга жизни, началом движения особого времени музыки, остановившегося в тот момент, когда героиня разбила инструмент. С другой стороны, музыка – причина одиночества, болезненного восприятия действительности. И неоднократно повторяющимся мотивом становится отличие внешности и поведения Леа от окружающих ее одноклассниц. Тема сумасшествия, заявленная в начале произведения (Мартьен навещает дочь в психиатрической больнице), постепенно развивается и достигает кульминации после добровольного завершения Леа музыкальной карьеры, когда даже с трудом приобретенная скрипка Гварнери дель Гезу не возвращает девушку к привычной жизни.

Таким образом, музыкальность новеллы проявляется и в складывающемся в ходе повествования образе музыки с его символическим подтекстом, и в особой организации повествования, где мотивы, темы взаимодействуют по принципам музыкального произведения.

Литература:

Березина А.Г. Философия музыки в творчестве Г.Гессе // Литература и музыка. Л., 1975. С. 195-206.

Манн Т. Введение к «Волшебной горе». Доклад для студентов Принстонского университета. Перевод Ю.Афонькина // Манн Т. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1960. Т.9. С. 153 – 171.

Синяя А.В. Принципы музыкальной организации романной прозы XX века (Т.Манн «Доктор Фаустус», Дж. Джойс «Улисс», Р.Олдингтон «Смерть героя»). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. СПб., 2008.

Walcher B. Väter und Töchter: http://www.literaturkritik.de/public/rezension.php?rez_id=10914&ausgabe=200707

Mercier P. Lea: Novelle. München, 2009.

  1. Программа работы секции «Филология» (11 и 12 апреля 2012 года)

    Программа
    Если сохранились подлинные предметы, в музее экспонируются именно они, а не их копии. Подлинность, достоверность – вот что особенно важно для посетителей музея, не говоря уже об исследователях.
  2. Удобное справочное пособие для студентов гуманитарных вузов и всех любителей кино, быстрый поиск любой информации (режиссёр, актёры, второе или третье название фильма, награды различных фестивалей и жюри), неожиданные открытия

    Документ
    Удобное справочное пособие для студентов гуманитарных ВУЗов и всех любителей кино, быстрый поиск любой информации (режиссёр, актёры, второе или третье название фильма, награды различных фестивалей и жюри), неожиданные открытия.
  3. Удобное справочное пособие для студентов гуманитарных вузов и всех любителей кино, быстрый поиск любой информации (режиссёр, актёры, второе или третье название фильма, награды различных фестивалей и жюри), неожиданные

    Документ
    Абонент временно недоступен. Росс., 2009. Мелодр. Реж. Марк Горобец. В р: Дина Корзун, Эвклид Кюрдзидис, Павел Новиков, Альберт Филозов, Римма Зюбина, Ирина Новак.
  4. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (1)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  5. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (2)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  6. Дон Аддамс, Петер Ван Эйк, Герт Фреб, Вольфганг Прайсс

    Документ
    Для получения полной информации (адрес клуба, телефоны, стоимость записи или проката, время работы), пожалуйста, сообщите на cinemaocean@yandex.ru наименования интересующих Вас фильмов.
  7. Учебное пособие (издание второе, исправленное и дополненное) Для студентов очного и заочного отделений (специальность 021400 «Тележурналистика»)

    Учебное пособие
    КИНОИСКУССТВО, это вид художественного творчества, которое является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация
  8. И. А. Мусский 100 великих актеров

    Документ
    В книгу включены жизнеописания самых выдающихся актеров мирового театра и кино с древних времен до сегодняшнего дня. Среди героев книги такие мастера сцены и кинематографа, как Федор Волков, Михаил Щепкин, Сара Бернар, Чарли Чаплин,
  9. 100 великих актеров

    Книга
    В книгу включены жизнеописания самых выдающихся актеров мирового театра и кино с древних времен до сегодняшнего дня. Среди героев книги такие мастера сцены и кинематографа, как Федор Волков, Михаил Щепкин, Сара Бернар, Чарли Чаплин и др.

Другие похожие документы..