Учебно-методический комплекс по дисциплине История и методология физики и производства дисциплина входит в цикл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

Кафедра теоретической физики

Учебно-методический комплекс по дисциплине

История и методология физики и производства

дисциплина входит в цикл ДНМ.Ф.2.

профессионально-образовательной магистерской программы

«Физика конденсированного состояния вещества»

направление подготовки 010700 (510400) Физика

Кемерово

2011

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан физического факультета

Титов Ф.В._____________________

«_____»__________________ 20__г.

Проректор по учебно-организационной работе КемГУ

Семенкова Т.Н ________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

Ученым советом физического факультета

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Председатель ученого совета факультета,

декан физического факультета

Титов Ф.В.__________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

Научно-методическим советом КемГУ

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Председатель НМС, проректор по учебно-организационной работе КемГУ

Семенкова Т. Н.___________________

«_____»__________________ 20__г.

ОБСУЖДЕНО:

РАССМОТРЕНО:

Зав. кафедрой

Поплавной А.С. _________________

«_____»__________________ 20__г.

Председатель методической комиссии

Золотарев М.Л. ________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

На заседании кафедры

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Зав. кафедрой теоретической физики

Поплавной А.С. ______________________

«_____»__________________ 20__г.

УМК обсужден и одобрен

Методической комиссией физического факультета

Протокол №___ от «___»_________20__г.

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Рабочая программа дисциплины

2.1. Распределение учебного времени по темам

2.2. Рабочая программа аудиторных занятий

2.3. Темы вынесенные на самостоятельное изучение

2.4. Список используемой литературы

3. Учебно-методические материалы

3.1. Примерные темы рекомендованных рефератов

3.2. Контрольно-измеримые материалы

3.2.1 Вопросы к зачету

4. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов

4.1. Методические указания для преподавателей

4.2. Методические рекомендации для студентов

5. Приложение

5.1 Лекции в формате .ppt

УМК расположен на сайте Физического факультета КемГУ:

/viewpage.php?page_id=179

decan (логин)  decan123 (пароль)

1. Пояснительная записка

Актуальность и значимость курса. «История и методология физики и производства» является одной из первых дисциплин, читаемых магистрам. Актуальность дисциплины заключается в том, что обучающиеся знакомятся с наиболее значительными достижениями физики в различные исторические периоды развития науки и человечества, изучении методологических аспектов науки с точки зрения применения методологии физики на практике в инновационной сфере. Это важно для понимания места каждой дисциплины в системе современных физических знаний и проведения самостоятельного научного исследования.

Цели и задачи изучения курса. Усвоение основ физики как фундаментальной науки, изучение методологических аспектов физики и ее основ как прикладной науки, формирование системного представления о физической картине мира, основного на знании объективных законов природы и методов современной физики и их связи с производством.

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалистов. Дисциплина является одной из вводных по направлению, она обобщает физические дисциплины бакалавриата и служит основой для освоения методологических аспектов современной физики и ее применения в производстве. Данная дисциплина логически и содержательно взаимосвязана со всеми дисциплинами и модулями физики конденсированного состояния вещества. При изучении дисциплины предполагается, что магистранты усвоили цикл фундаментальной подготовки по общей и теоретической физике в объеме предусмотренном учебным планом подготовки бакалавров на физических факультетах университетов.

Структура учебной дисциплины. «История и методология физики и производства» включает две составляющие: аудиторные занятия и самостоятельная работа. Аудиторные занятия проводятся в форме тематических лекций, относящихся к физике конденсированного состояния вещества. Самостоятельная работа включает в себя индивидуальные задания по теоретическому материалу и написание рефератов по избранным темам, обязательным компонентом которых является практическое применение.

Особенности изучения дисциплины состоят в том, что автор попытался представить историю и методологию развития физики как феномен становления научной мысли, являющейся результатом внедрения методологии творчества в производственный процесс.

Форма организации занятий по курсу. Аудиторные занятия проводятся в основном в форме информационно-обучающих лекций, на которых максимально используются мультимедийные средства. Самостоятельная работа организуется в виде индивидуальных заданий и написании рефератов.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Тематика аудиторных лекционных занятий в большей степени посвящена методологическим аспектам науки и производственных процессов, что помогает магистрантам при проведении научной работы. В ходе аудиторных занятий предусмотрен контроль самостоятельной работы магистрантов.

Требование к уровню усвоения содержания курса. Обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:

- готовность к творческому подходу к реализации научно-технических задач, основанному на систематическом обновлении полученных знаний, навыков и умений и использовании последних достижений в области физики конденсированного состояния;

- способность активно и целенаправленно применять полученные знания, навыки и умения для выбора тематики индивидуальной научно-исследовательской работы.

Объем и сроки изучения курса. Курс содержит 72 часа емкости по ГОС, из которых 36 часов – аудиторные занятия, и 36 часов – самостоятельная работа; учебное время распределено в 10-м семестре.

Виды контроля знаний и их отчетности. Самостоятельная работа обучающихся оценивается по написанным рефератам. Теоретические знания оцениваются с помощью зачета в конце 10-го семестра.

Критерии оценки знаний магистрантов по курсу. Для получения допуска к зачету требуется максимальное посещение аудиторных занятий и отработка пропущенных занятий в реферативной форме путем самостоятельной проработки пропущенного материала. Зачет проставляется при условии качественного усвоения курса.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Кафедра теоретической физики

«Утверждаю»

Декан

физического факультета

______________________

«___» ___________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

История и методология физики и производства магистерской

программы «Физика конденсированного состояния»

направление 010700 (510400) ФИЗИКА

курс _1м_________________

семестр _10_______________

лекции _19_______________ (часов)

самостоятельные занятия _55 (часов)

Всего часов _76____________

Итоговая аттестация Зачет

Составитель:

профессор кафедры теоретической физики КемГУ Басалаев Ю.М.

Кемерово, 2009

Рабочая программа составлена на основании: Государственного образовательного стандарта направления 010701 «Физика», утвержденного в 2000 г., учебного плана подготовки магистров направления 010700(510400) Физика конденсированного состояния вещества кафедрами общей, экспериментальной, теоретической физики и физической химии

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» ________ 200__ г.

Зав. кафедрой _________________/Поплавной А.С./

(подпись, Ф.И.О.)

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» ________ 200 __ г.

Председатель___________________/Золотарев М.Л./

(подпись, Ф.И.О.)

2.1. Распределение учебного времени по темам

Семестр

Наименование темы

Часов

Форма контроля

всего

аудит.

самост.

1

10

Введение

8

4

4

С/р № 1

2

10

Возникновение науки

8

4

4

С/р № 2

3

10

История развития механики

8

4

4

С/р № 3

4

10

Развитие учения о теплоте и молекулярной физике

8

4

4

С/р № 4

5

10

Развитие учения об электричестве и магнетизме

8

4

4

С/р № 5

6

10

Возникновение и развитие оптики

8

4

4

С/р № 6

7

10

Теория относительности и космология

8

4

4

С/р № 7

8

10

Становление квантовой физики

8

4

4

С/р № 8

9

10

Проблемы современной физики

4

2

2

С/р № 9

10

10

Как делаются открытия

4

2

2

С/р № 10

Всего по курсу

72

36

36

Зачет

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  2. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  3. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    В настоящее время актуальность приобретает изучение Новой истории стран Европы и Америки. К числу наиболее актуальных проблем всемирной истории относится курс нового времени.
  5. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  8. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  9. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.

Другие похожие документы..