Л. Б. Рыболов Главный редактор издательства доктор экономических наук

Т.Г. ГРУШЕВИЦКАЯ,

А.П. САДОХИН

КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГОЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по гуманитарным специальностям

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

УДК 50.001.1(075.8)

ББК 20в.я73

Г91

Рецензенты:

д-р физ.-мат. наук, проф., академик РАЕН К.Г. Никифоров;

д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов;

канд. биол. наук, доц. Л.Б. Рыболов

Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Грушевидная Т.Г., Садохин А.П.

Г91 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.

ISBN 5-238-00502-4

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов страны. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологические значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов страны, а также для всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

ББК 20в.я73

ISBN 5-238-00502-4 © Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, 2003

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Воспроизведение всей книги или любой

ее части запрещается без письменного

разрешения издательства

Предисловие

Задача подготовки высококвалифицированных специалистов предполагает формирование у них разносторонних и фундаментальных знаний о различных процессах и явлениях окружающего мира. Сегодня обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач в пределах знаний, полученных за время обучения. Современные требования к специалисту основываются на его способности к постоянному повышению своей квалификации, стремлении быть в курсе последних достижений в своей профессии, умении творчески адаптировать их к своей работе. С этой целью в учебные планы высших учебных заведений включены такие дисциплины и лекционные курсы, которые призваны сформировать мировоззренческие ориентации и установки дипломированного специалиста, помочь овладеть ему научной картиной мира и избранной профессией. Все требования и новации в системе отечественного высшего образования ориентированы на развитие творческих способностей студентов, чтобы после окончания учебы выпускник мог стать творческой личностью, способной к выполнению как профессиональных, так и гражданских обязанностей. На реализацию этих целей и ориентирован курс «Концепции современного естествознания».

Потребность в данном курсе обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении последних двух десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различного рода иррациональные знания, такие, как мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они вытесняют из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Представители этих разновидностей паранауки искренне убеждены, что статус научного мировоззрения в современном обществе нисколько не выше, чем любого другого вида иррационального знания, поэтому приобретает особую значимость утверждение научно-рационального отношения к действительности, на котором построена вся наша цивилизация. Многолетний опыт преподавания авторами данного курса неоспоримо свидетельствует, что изучение основ естествознания способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов гуманитарных специальностей вузов.

Пособие написано на основе курсов лекций, читаемых авторами на протяжении десяти лет. Опыт преподавания данной дисциплины в разных вузах доказывает, что студентам гуманитарных специальностей не следует излагать материал естественных наук, вникая в технические детали, если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению данного предмета. Однако спектр гуманитарных специальностей в системе высшего образования достаточно широк и разнообразен, поэтому авторы стремились придать пособию универсальный характер.

Курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарной дисциплиной. Его преподают специалисты с различным базовым образованием. Учитывая это обстоятельство, авторы предусмотрели возможность изложения данного курса в различных вариантах в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, форм обучения, структуры учебных планов и профессиональной квалификации каждого преподавателя.

Авторы хотели бы отметить, что хотя в настоящее время уже накоплен достаточный опыт преподавания самой дисциплины и устоялась программа курса, однако его своеобразие, допускающее многообразие вариантов изложения, изначально делают их труд несовершенным. Поэтому они заранее выражают всем заинтересованным читателям свою благодарность за благожелательные замечания и пожелания по совершенствованию их труда.

Раздел I. Основы науковедения

Глава 1. Наука и ее роль в жизни общества

1.1. Наука как часть культуры

За время своего существования люди разработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Важнейшим среди них, безусловно, является наука. Нам хорошо знакомо это слово, мы очень часто употребляем его в повседневной жизни, но при этом редко задумываемся о его действительном значении, а попытка дать определение науки обычно вызывает затруднения.

Как правило, эти трудности вызваны тем, что понимание роли и места науки в жизни людей выражается в самых разных представлениях и до сих пор не получило окончательной оценки. Оно вырабатывалось долго и трудно, посредством борьбы подходов, идей, разрешения противоречий, преодоления сомнений и возникновения все новых и новых вопросов. Только в 20-е годы XX столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение», призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института.

Начиная разговор о природе науки, очевидно, следует исходить из аксиомы, что наука является частью духовной культуры человечества. С ее появлением в совокупности передаваемых от поколения к поколению знаний накапливались уникальные духовные продукты, которые постепенно стали играть все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. Бесспорно также и то, что, являясь частью культуры, наука имеет черты, связывающие ее с другими сферами и структурными элементами культуры, и выполняет общие задачи, стоящие перед культурой в целом. Поэтому говорить о науке нужно в контексте всей культуры, выделяя черты сходства и различия науки с другими сферами культуры.

Сознательно не вдаваясь в суть дискуссии о том, что такое культура, мы считаем необходимым отметить, что культура – это созданный человечеством мир искусственных объектов, противостоящий естественным природным процессам и явлениям. Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культурными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками. Они обеспечили выживание человека как вида, защитили его от опасностей внешнего мира. Поэтому культуру можно представить себе как стену, разделяющую человека и природу и защищающую его от неблагоприятных условий окружающей среды.

Культура стала важнейшим свойством человека, отличающим его от остального органического мира нашей планеты: если растения и животные Земли к условиям окружающего мира приспосабливаются, то человек эти условия меняет, приспосабливая мир для себя. В этом проявляется важнейшая цель культуры – защищать и облегчать жизнь людей.

С момента своего возникновения и до настоящего времени все сферы культуры участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая потребности и интересы человека. Свои задачи есть и у науки, они отличают науку от других сфер культуры. Так, от искусства она отличается рациональностью, использованием понятий и теорий, а не образов; от философии – возможностью экспериментальной проверки ее выводов, а также тем, что она отвечает на вопросы «как?» и «каким образом?», а не на вопрос «почему?»; от религии – своей опорой на разум и на чувственную реальность, а не на веру; от мифологии – тем, что не стремится объяснить мир в целом, а хочет познать отдельные фрагменты мира в виде законов.

Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, которая теснее всего связана с задачей непосредственного преобразования человеком окружающего мира, повышения его комфортности и удобства для человека. Ведь наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире и выводов, полученных на основе законов логики. Использование этих знаний намного облегчает человеку процесс преобразования мира.

Отсюда становится очевидной важность науки в общественной жизни и получает объяснение то повышенное внимание, которое уделяется ей. Чтобы подтвердить это положение, достаточно оглянуться и посмотреть на все то многообразие вещей, окружающих нас, которые появились только благодаря развитию науки и тесно связанной с ней техники. Сегодня уже невозможно представить мир без науки – ведь тогда большая часть из ныне живущих на Земле людей просто была бы обречена на вымирание.

Вместе с тем, признавая непреходящую роль науки в нашей жизни, можем ли мы говорить о ее особом месте в культуре, о том, что она должна занять господствующее положение в жизни общества? Истории известны примеры искусственного выделения одних сфер культуры в ущерб другим, что всегда приводило к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования. Так, большую часть европейской истории (все Средневековье) господствующее место в культуре и мировоззрении занимала религия, что почти на тысячелетие замедлило развитие науки, уничтожив при этом многие достижения античности. Только благодаря господству религии оказались возможными следствие и приговоры инквизиционных трибуналов в отношении крупнейших ученых эпохи Возрождения - Джордано Бруно и Галилее Галилея, ставших основоположниками науки Нового времени.

Лишь вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться и претендовать на господствующее место в культуре и мировоззрении человека благодаря своим успехам естествознания. Это связано с тем, что, хотя вся наука Нового времени имеет практическую направленность, крупнейшие технические изобретения, реальный практический эффект от теоретических исследований начинают появляться именно с XIX века. С этого времени темпы научно-технического прогресса в европейской цивилизации становятся весьма ощутимыми. XIX век начинается с появления парового двигателя, который был использован в пароходах, паровозах и как силовая установка на заводах и фабриках. Заканчивается же он изобретением электрического освещения, телефона, радио, автомобиля и самолета. Природа постепенно превращалась из храма, полного неизведанных тайн, в мастерскую, куда человек входил как хозяин и работник. И хотя не все перемены были благотворны, все же практический положительный эффект от развития науки и техники был налицо.

Наука, ослепленная своими успехами, не осознавала своих границ, желала дать ответы на все вопросы, повести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на достижениях науки и техники. Отрезвление наступило лишь в середине XX века, когда человечество вплотную столкнулось с отрицательными сторонами научно-технического прогресса. Создание и применение ядерного оружия впервые в истории человечества создало возможность его полного уничтожения в новой мировой войне. Экологический кризис, разразившийся в 60–70-е годы, поставил под сомнение возможность выживания человечества как биологического вида. Тогда человек впервые задумался о цене научно-технического прогресса, тогда же он стал искать причины сложившейся ситуации. В это время в полную силу зазвучали слова тех мыслителей, которые говорили об отрицательных сторонах безудержного развития науки и техники, о вреде распространения и утверждения сциентистского мировоззрения, основанного на вере в науку как единственную спасительную силу. Именно сциентизм, возникнув в недрах просветительства, во второй половине XX в. трансформировался в тенденцию безграничного восхваления достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам. Это убеждение привело к современному экологическому кризису, опасности термоядерной войны, но самое главное – к резкому снижению этических и эстетических показателей культуры, все возрастающему влиянию технократической психологии, породившей в современном обществе потребительские настроения.

Мировоззренческая установка сциентизма обусловлена тем, что он основывается на рациональном расчете, и там, где стоит определенная практическая цель, человек, исповедующий эту идеологию, будет стремиться к этой цели, не считаясь с какими-либо этическими препятствиями. Его не остановят ни возможность собственной гибели в ходе научного эксперимента, ни, тем более, опасность для других людей. Именно соображениями пользы руководствовались люди, принимавшие решения о наземных и воздушных ядерных взрывах. Это связано с тем, что обычно развитие рациональной составляющей личности человека идет в ущерб другим сторонам «я» (эмоциям, фантазии, моральным ценностям и т.д.). Так рождается сухой, холодный, трезво мыслящий человек, для которого цель всегда оправдывает средства.

Отрицательной стороной сциентистского мировоззрения является и то, что отдельный человек чувствует себя в сциентистском мире отчужденным и бессильным. Наука научила его сомневаться в духовных ценностях, окружила его материальным комфортом, приучила видеть во всем рационально достигаемую цель. Но при этом человек лишился той главной цели, ради которой стоит жить, разрушилась целостность его мировоззрения. Ведь с момента промышленной революции новое научное мышление начало разрушать функционировавшую в течение тысячелетий религиозную картину мира, в которой человеку предлагалось универсальное и непоколебимое знание о том, как и зачем жить и каковы принципы, лежащие в основе миропорядка. Это была целостная и непротиворечивая картина мира, так как в ее основе лежала вера. Парадокс же научного мышления заключается в том, что, разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дается религией, подвергая сомнению каждый постулат, принимавшийся ранее на веру, наука не дает взамен такого же целостного убедительного миропонимания, – все научные истины охватывают лишь достаточно узкий круг явлений. Наука научила человека сомневаться во всем и сразу же породила вокруг себя мировоззренческий дефицит, восполнить который она принципиально не в состоянии, ибо это – дело философии, религии, искусства, то есть гуманитарной сферы культуры.

Осмыслив к концу XX в. как положительные, так и отрицательные стороны развития науки, человечество начало отказываться от сциентизма в пользу антисциентизма – идеологии, считающей науку вредной и опасной, ведущей к гибели человечества. Это выражается в снижении общественного интереса к научным открытиям, в падении престижности профессий, связанных с научной деятельностью, а также в распространении большого числа лженаук (астрологии, парапсихологии и т.д.), заполнивших появившийся мировоззренческий вакуум.

Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, безопасной, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука, сциентизм – это совсем другое явление, которое порождает совершенно противоположные результаты и несет угрозу существованию человечества.

Объективно, наука – это только одна из сфер человеческой культуры, имеющая свою специфику и свои задачи, и не следует пытаться это положение менять. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она -только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам человеческой культуры, прежде всего к религии, философии и искусству. В гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других сфер человеческой культуры.

Наука – это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Также в понятие науки входят процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы применения их в практической жизни людей.

  1. Н. Н. Иванова Главный редактор издательства (1)

    Список учебников
    С14 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.
  2. Н. Н. Иванова Главный редактор издательства (2)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных
  3. Н. Н. Иванова Главный редактор издательства (3)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных
  4. Г. И. Иконникова и д-р техн наук проф

    Документ
    Предыдущие издания (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1 ) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной
  5. В. П. Ратникова Третье издание, переработанное и дополненное

    Список учебников
    Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  6. Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора (1)

    Книга
    Члены редакционной коллегии: А. Г. Асмолов А.А. Бодалев А.В. Брушлинский В.П. Зинченко Л.П. Кезина Е.А. Климов О.А. Коногасин A.M. Матюшкин А.И. Подольский В.
  7. Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора (2)

    Документ
    Некоторые стать*- и книги, сыгравшие когда-то роль в истории науки, сегодня кажутся тривиальными и наивными именно потому, что их положения прочно вошли в научный оборот и массовое сознание, и доказывать, что именно ты первым сказал «а», смешно.
  8. М. Н. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, А. Д. Попов, Е. Е. Северин, Н. М. Горчаков, П. А. Марков, В. Н. Прокофьев, Н. А. Абалкин, Н. Н. Чушкин (1)

    Документ
    Редакционная коллегия: М. Н. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, А. Д. Попов, Е. Е. Северин, Н. М. Горчаков, П. А. Марков, В. Н. Прокофьев, Н.
  9. М. Н. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, А. Д. Попов, Е. Е. Северин, Н. М. Горчаков, П. А. Марков, В. Н. Прокофьев, Н. А. Абалкин, Н. Н. Чушкин (2)

    Документ
    Я мечтал написать книгу о творческой работе Московского Художественного театра за двадцать пять лет его существования и о том, как работал я сам, один из его деятелей.

Другие похожие документы..