Учебный план на 2010-2011 учебный год для начального образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….……………………………………………3

  2. Планируемые результаты образования (личностные, метапредметные и предметные)…………….. ……………………...18

  3. Учебный план на 2010-2011 учебный год для начального образования…………...………………………………………..100

IV.Программа формирования универсальных учебных действий………………………………………………………………106

V.Рабочие программы по предметам……………………………………………….......................................................................155

VI.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………………………………………………………………………………...496

VII.Программа формирования здорового образа жизни……...……………………………………………………...…………..512

VIII.Программа коррекционной работы………..…………………………………………………………………........................522

IX.Система оценки достижения основной образовательной программы начального общего образования…………...…….538

X.Отдельные программы для организации внеурочной деятельности……………………………………………………….585

Ι. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (далее– ООП НОО) муниципального общеобразовательного учреждения Чановской средней общеобразовательной школы №1, имеющего государственную аккредитацию по виду «средняя общеобразовательная школа» (Свидетельство о государственной аккредитации серия 54АА №000792; регистрационный номер 5727 от 09 июня 2011 года) – это программный документ, на основании которого осуществляется управление и обеспечение качества образования в МОУ «Чановская СОШ №1».

Разработана ООП в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009года, на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Сформирована с учетом особенностей первой ступени как фундамента всего последующего образования, организованного в две смены по шестидневной учебной неделе (первые классы – пятидневная), в режиме полного дня.

Учитывает характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6мес. до 11 лет), в котором ведущей является учебная деятельность, где дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебной действительности, развиваются их интеллектуальные и познавательные способности.

Чановская СОШ №1 берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».¹

Цели образования, поставленные СОШ, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате

начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?»

¹ Стандарт начального общего образования. Вестник образования. №3 2009, - с.37.

Чановская СОШ №1 осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями: 1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающейдеятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальнаяметодика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальнаяшкола XXI века»; 2) организацией внеклассной деятельности,представленная системой программ с учетом познавательных интересовмладших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

  • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

  • умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

  • осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

  • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

  • сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики», а также программы внеклассной деятельности школьников «Этика – азбука добра».

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные динамические перемены на свежем воздухе организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, работа за конторками, физминутка). В рамках внеклассной деятельности предусмотрен факультативный курс «ОБЖ. Я – пешеход и пассажир» и кружок ритмики.

Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку) учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Перестройки образовательного процесса в Чановской средней общеобразовательной школе №1 подчиняются следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма² предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире.

Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (краеведческий музей, районная библиотека, школа искусств и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих; предоставление ребенку права

на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Основными субъектами образовательного процесса являются: учащиеся; родители; педагоги; общественность (через участие в управляющем, попечительском и родительском советах школы).

ООП определяет использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и форм образовательного процесса. Технологии: развивающее обучение, игровые, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения. Формы организации: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, акции, конференции, марафоны, выставки, эстафеты, олимпиады, предметные недели, экскурсии, секции, кружки, факультативы)

_____________________________

2 Принцип педоцентризма обоснован в концепции системы учебников «Начальная школа XXI века». См.: Н.Ф. Виноградова. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2003.

Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • Переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • Ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • Учёт индивидуальных возрастных, психологических физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Организация образовательного процесса. Начало уроков – в 09.00. Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. организуется в первую смену с максимально допустимой нагрузкой 21 академический час (введено 3 часа физической культуры). Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю- не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Продолжительность урока на основании приказа министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.08.2010 №1381 «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории области» обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре- по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь-май)- по 4 урока по 45 минут каждый. Во вторых-четвёртых классах продолжительность урока - 45 минут, объём домашних заданий учитывает индивидуальные возможности учащихся. Затраты времени на самоподготовку для учащихся 2 – 4 классов не превышает 1,5-2 часа. Срок освоения образовательных программ начального общего образования 33 учебные недели в первом классе, с организацией дополнительных каникул в середине третьей четверти; 34 недели во вторых - четвёртых классах.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Кадровые условия реализации ООП НОО

  1. Учебный план на 2010 -2011 учебный год общеобразовательного учреждения

    Документ
    5 0,5 Изобразительное искусство и художественный труд Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 0,
  2. Учебный план программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»

    Программа
    2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива» 9
  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (4)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 96-141 стр

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МБУ СОШ № 75 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре
  5. Учебный план 34 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом реализуемых педагогических технологий 37

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий
  6. Учебный план ноо 17-22 4 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 22-37

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООПНОО, либо ОП) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6», имеющего государственную аккредитацию по виду
  7. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Данная программа разработана коллективом педагогов(М.В. Абакаевой – директор ОУ, А.А. Елековой – педагог-психолог, Ю.Н. Абакаевой – учитель начальных классов), рассмотрена и принята Управляющим советом образовательного учреждения (протокол № 6 от 11.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Основная образовательная программа (1)

    Образовательный стандарт
    Красный цвет (вариативная часть 20%) – показаны особенности УМК «Перспективная начальная школа». Они используются полностью, если школа работает по данному УМК, или в качестве примере (если по другим (или – и по другим) УМК).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Основная образовательная программа (3)

    Образовательный стандарт
    Лицензия на право осуществления образовательной деятельности – серия А №292036 регистрационный номер № 2136 от 12.01.2009действительна по 20.01.2014 г.

Другие похожие документы..