Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» Пермь 2009

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ

для студентов специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

Пермь 2009

Авторы – составители:

к.э.н. Мешкова С.В., к.э.н. Мешков В.А., к.э.н. Пономарёва С.В.

Рецензенты:

- Заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», к.э.н., доцент Е.Е. Жуланов

-д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита Е.А. Третьякова

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»/ Сост.: Мешкова С.В., Мешков В.А., Пономарева С.В. – Пермь: АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2009. – 49 с.

Методические рекомендациипредназначены для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработаны в помощь студенту в процессе подготовки, выполнения и оформления курсовой работы; знакомит с порядком подготовки, защиты, требованиями и правилами оформления необходимых документов.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 и принятыми Изменениями N 1, введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Ростехрегулирования от 22.06.2006 г. N 117-ст с 01.09.2006 г. с правом досрочного применения.

Утверждено на заседании кафедры финансов и кредита АНО ВПО

«Пермский институт экономики и финансов» (Протокол № 1 от 10.09.2009 г.).

Рекомендовано к изданию типографским способом решением Учёного совета от «26» октября 2009 г. (протокол № 6).

©Мешкова С.В., Мешков В.А., Пономарева С.В., 2009

© АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...4

IПодготовка курсовой работы …………………………………………………5

  1. Поиск литературы по теме курсовой работы…………………….... 14

  2. Стиль изложения научных материалов…………………………………….….17

  3. Оформление курсовой работы…………………………………………….....21

  4. Содержание курсовой работы ………………………………………………31

  5. Примерная тематика курсовых работ ……………………………………...37

  6. Приложения…………………………………………………………………..45

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является самостоятельной работой студента и основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:

  1. Курсовая работа должна быть написана САМОСТОЯТЕЛЬНО.

  2. Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами.

  3. Работа должна содержать практическую часть (решение практический задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных; составление кейса по данной теме, разработка проекта и др.).

Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы.

  2. Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме.

  3. Составление плана курсовой работы.

  4. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

  5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.

  6. Оформление курсовой работы.

Студентам предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой или самостоятельно определенной темы, которая должна быть утверждена кафедрой. Одновременно кафедра назначает научного руководителя курсовой работы и устанавливает сроки ее исполнения.

По специальности «Финансы и кредит» 080105 студент выполняет четыре курсовые работы по дисциплинам: «Финансы», «Финансы предприятия» и «Финансовый менеджмент», «Деньги, кредит, банки».

Студенты, не выполнившие курсовые работы, не допускаются к экзаменам по данным дисциплинам.

Основная цель этих работ – это формирование у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Исходя из этого, курсовая работа должна способствовать не только углубленному усвоению теоретического курса, но и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать выводы и предложения по улучшению работы предприятия (организации, коммерческого банка). Расчеты финансовых показателей рационально производить по данным бухгалтерского баланса (форма №1), приложений к нему и отчету о прибылях и убытках (форма №2).

I ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема курсовой работы выбирается студентом на основе утвержденного кафедрой примерного перечня тем по соответствующей учебной дисциплине, после чего по решению кафедры назначается научный руководитель курсовой работы.

После выбора темы и назначения научного руководителя студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяют необходимую литературу. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану, приступать к работе можно тогда, когда вы абсолютно ясно и отчетливо видите ее тему. Поэтому тему лучше выбирать ту, в которой вы наилучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то читали. Однако, может быть и так, что ни одна из предложенных тем вас не заинтересовала.

Существует ряд универсальных критериев, проверенных на опыте:

  1. выбирайте тему более общую, теоретическую (глобальную) - такие темы в наименьшей мере требуют чтения специальных изданий (журналов и т.п.) и позволяет уменьшить объем проведения исследований, расчетов;

  2. старайтесь не выбирать тему, на которую уже написана или пишется работа другим человеком, - сравнение, вам ни к чему;

  3. выбирайте тему, которая не имеет отношения с современными научными дискуссиями.

Преподаватели часто расходятся друг с другом в своих мнениях по тем или иным проблемам. Поэтому решать вопросы содержания курсовой работы нужно только с научным руководителем. Все возможные требования преподавателя к содержанию будущей работы желательно получить в форме примерного плана, чтобы потом не было необходимости наполовину ее сокращать или дописывать новые части и в тоже время план должен раскрывать общее представление о работе.

Существуют требования, которым вы должны следовать беспрекословно. Это требования к оформлению курсовой работы.

Оформляется она с титульным листом, с оглавлением, разбивкой текста на главы и параграфы, списком литературы, приложением.

Объем курсовой работы колеблется от 30 до 40 машинописных страниц.

Весь текст работы должен быть подчинен одной мысли и в ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея. Чтобы грамотно выдвинуть ее и подчинить ей тему работы необходимо ориентироваться в затрагиваемых вопросах.

Процедура защиты курсовых работ предусматривает нескольких преподавателей и студентов из вашей группы, и вы должны будете отвечать на вопросы и замечания по работе, возникшие у преподавателей.

Текст курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями института (См. п.4 настоящего пособия). Необходимо иметь в виду, что даже самые мелкие детали оформления могут играть существенную роль.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

  1. оглавление;

  2. введение;

  3. основная часть (глава 1, глава 2 и т. д. с подразделами);

  4. заключение (выводы и предложения);

  5. литература (список использованных источников);

  6. приложения.

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Курсовая работа должна начинаться титульным листом, набранным на компьютере (см. Приложение 2).

Оглавление должно помещаться на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

Введение. Объем введения в курсовой работе должен составлять 2-3 страницы (10 % от всего текста).

Во введении приводится краткое обоснование выбора темы дипломной работы, обосновывается актуальность пробле­мы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по проблеме исследования; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям.

Далее следует показать научную новизну (в случае научно-исследовательского характера работы) и практическую значимость дипломной работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав работы и сформулировать основные её результаты.

Введение должно состоять из следующих частей.

А) Актуальность1. Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно этой темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Освещение актуальностиработы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1/3 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

Б) Степень разработанности проблемы. В этой части работы необходимо указать всех наиболее значимых авторов, проводившие научные или научно-практические исследования по выбранной теме, показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, и иных условиях и т.д.

В) Объект и предмет исследования. Объектизучения - это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предметизучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. База исследования – это предприятие, на котором проводится исследование. Иными словами, если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему его курсовой работы. Для предмета исследования формулируются цель и задачи.

Г) Цель и задачи исследования. Цель исследования - конечный итог работы, мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы студентом. Исходя из развития цели работы определяются задачи.

Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы по достижению основной цели. Обычно задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо производить тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Д) Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, метод — это совокупность приемов, а прием — это часть метода.

Например, при курсовом исследовании, возможно, использовать следующие методы:

•      изучение и анализ научной литературы;

•      изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

•      моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование;

•      аналитическая группировка данных, графическое изображение;

•      горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности,

•      методы абсолютных, относительный и средних величин;

•     методы корреляционно-регрессионного, факторного анализа и др.

Е) Научная новизна (если студент подтверждает и обновляет практические достижения науки). Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Ж) Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная курсовая работа теоретической или практической.

  1. Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» Пермь 2009 (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»/ Сост.: Мешкова С.
  2. Конкурс ппс. Утверждение программ, тем, критериев оценки выпускных квалификационных работ в рамках гак на 2008/2009 учебный год. Одополнении к нормативам времени для расчета объема учебной работы ппс при использовании дистанционных технологий

    Конкурс
    2.СЛУШАЛИ: А.М.Емельянова, Е.Л.Зуеву, с вопросом утверждения программ, тем, критериев оценки выпускных квалификационных работ в рамках ГАК на 2008/2009 учебный год (приложение 4).
  3. «Менеджмент организации» (12)

    Документ
    1.Отчет государственной аттестационной комиссии о проведении государственных аттестационных испытаний выпускников ПФ ГУ-ВШЭ по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», направлению 080500.
  4. Отчет о результатах самообследования Западно-Уральского филиала

    Содержательный отчет
    Цель настоящего отчета – представить для последующего анализа данные, всесторонне характеризующие деятельность Западно-Уральского филиала Негосударственного образовательного учреждения «Московская международная высшая школа бизнеса
  5. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  6. Приоритетный национальный проект “ Образование ”. Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

    Документ
    1.5. Наличие в вузе программ и организационных структур, обеспечивающих функционирование системы управления качеством, развития персонала, подготовки специалистов по новым программам (бакалавриат и магистратура), международного сотрудничества,
  7. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого (1)

    Документ
    1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией свидетельства о государственной аккредитации) 10
  8. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого (2)

    Документ
    1.3. Основные направления и наиболее значимые результаты научной и инновационной деятельности, наличие признанных научных школ, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры 11
  9. Я. И. Кузьминов Присутствовали (3)

    Документ
    О Правилах приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» для обучения по программам бакалавриата в 2012 году.О Правилах приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» для

Другие похожие документы..