Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»

Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой общей психологии

к.п.н., профессор Иванов Ф.Е.__________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Автор:

Тугайбаева Батима Нагимовна

Москва

2009

Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Тугайбаева Б.Н., 2009 г.

Содержание

Содержание

I. Программа курса. Выписка из государственного образовательного стандарта

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………

1.2. Содержание курса

1.3. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум).

1.4. Список рекомендуемой литературы

1.4.1 Основной

1.4.2 Дополнительный

1.5. Глоссарий …………………………………………………………………………...

II. Распределение часов курса по темам и видам работ……………………………………….

III. Организация самостоятельной работы

IV. Темы рефератов и / или курсовых работ

V. Вопросы к к экзамену (список вопросов)

  1. Программа курса

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог. Преподаватель психологии), направлению 521000 «Психология» (Квалификация Бакалавр психологии)

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ОПД.Ф.05

История психологии

180

Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.

    1. Пояснительная записка.

Учебная программа курса «История психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов психологов (специальность 020400 "Психология", квалификация - Психолог. Преподаватель психологии) и отражает современные научные разработки по проблеме истории развития психологического знания.

Курс "Истории психологии" охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. История психологии – комплексная дисциплина, синтезирующая знания по отдельным областям и проблемам психологии, она позволяет систематизировать сведения, полученные студентами из других курсов по психологии, понять логику становления психологии как науки, причины изменения ее предмета и смены ведущей проблематики.

Цель курса. Формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории, формирование знаний о развитии основных зарубежных и отечественных направлений, психологических подходов и теорий.

Задачи курса:

  • Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.

  • Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.

  • Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; формирование целостной картины генезиса психологических идей.

  • Знакомство с основными направлениями развития современной психологии.

Место курса в системе подготовки психолога.

Курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок, конструктивных взглядов при восприятии событий и идей прошлого. В системе социально-гуманитарного образования курс занимает одно из центральных мест, он связан межпредметными связями со всем спектром социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь философией, историей, культурологией. Содержание этого курса по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности.

Курс относится к циклу обязательных общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста-психолога (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки. История психологии – комплексная дисциплина, ее содержание основано на тех сведениях, которые были получены студентами из других дисциплин – общей, возрастной, социальной и т.д. психологии. С точки зрения общепрофессиональной подготовки курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки (цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки психолога (историческая психология, история развития отдельных отраслей психологии, история разработки конкретных проблем психологической науки и др.). Анализ различных подходов к исследованию психики поможет выработать недогматический взгляд на различные теории, научит студентов мыслить объективно и непредвзято, в исторической перспективе оценивать пути развития психологии, её методов и подходов.

Требования к усвоению содержания курса. После изучения данного курса студент должен:

  • иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного и вненаучного психологического знания;

  • знать творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах; видеть динамику и исторический контекст развития психологической мысли;

  • владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия;

  • уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций; ориентироваться в обширном материале, накопленном в ходе развития психологического знания.

Структура курса.

В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды – от периода античности до конца ХХ столетия. При этом развитие психологических идей рассматривается в контексте философских, религиозных, естественнонаучных представлений о мире и человеке того или иного исторического периода. Авторская позиция предполагает, что при изложении курса необходимо учитывать как логику развития научного знания о психическом мире (развитие концепций, понятий, смена предмета психологии, развитие методов и т.п.), так и социо-культурный контекст этого развития и личностную составляющую – роль личности ученого, его жизненного пути. Такой подход позволяет студенту проследить не только преемственность знания, но и увидеть источники формирования новых идей, научиться видеть лежащие в основе развития научного знания логико-научные, социокультурные и личностные детерминанты. Авторский подход к изложению материала опирается на признание принципов историко-психологического исследования: принципа детерминизма, единства логического и исторического, системности, периодизации и преемственности в развитии психологического знания, принцип единства коллективного и индивидуального творчества. При освоении курса студентам предлагается подготавливать научные сообщения, доклады, презентации с использованием веб-ресурсов Интернета, дополнительной и основной литературы по каждой теме курса. Студенты учатся вести публичную дискуссию, отбирать источники для освещения выбранной темы сообщения, доклада или реферата, структурировать библиографический и биографический материал.
          

1.2. Содержание курса.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020400, утвержденный Министерством образования РФ 17.03.2000 г. предусматривает изучение дисциплины "История психологии" в объеме 180 час. При этом соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу может варьироваться в зависимости от формы обучения.

 Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной форме обучения. Распределение часов по программе подготовки специалистов: 88 академических часов аудиторной нагрузки, 92 академических часа самостоятельной работы (из них: 44 ак. часов аудиторных - 7 семестр, зачет; 44 ак. часов аудиторной нагрузки - 8 семестр, экзамен). Курс состоит из двух разделов, включающих 20 тем. Раздел первый отражает историю развития представлений о психическом мире человека в русле религиозных и философских концепций, от периода античности до середины XIX в. Второй раздел – становление психологии как самостоятельной науки, история новых программ развития психологии, с ориентацией на естествознание; отрасли и направления психологии второй половины XIX в., развитие экспериментальной психологии в условиях национальных культур; школы и проблемы психологии в XX веке.

Раздел первый. Развитие психологии в русле религиозных и философских концепций о человеке (от античности до середины XIX в.)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История психологии (название)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология»

    Учебно-методический комплекс
    - понимать сущность и социальную значимость и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экспериментальная психология»

    Учебно-методический комплекс
    Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического эксперимента, осветить основные проблемы психологической науки применительно к экспериментальной психологии, ознакомить студентов с основными требованиями к планированию
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционная психология (название)

    Учебно-методический комплекс
    Эволюционная психология – раздел психологии изучающий развитие и преобразование поведения человека и животных в процессе эволюции, роль психики как фактора эволюционного процесса.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Юридическая психология: для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование психологии в решении многих проблем, в том числе вопросов совершенствования

Другие похожие документы..