Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2007 год (09/14/2007)

Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2007 год (09/14/2007)

Узбекистан

Опубликован Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда

Конституция предусматривает свободу вероисповедания и поддерживает принцип отделения религии от государства; однако в действительности Правительство продолжает ограничивать эти права. Правительство разрешает деятельность традиционных религиозных течений, включая одобренные мусульманские организации, иудаизм, Русскую православную церковь и последователей других христианских общин, таких как Римско-католическая, лютеранская и баптистская церкви. Как правило, узбекское общество толерантно относится к христианской церкви, при условии, что она не пытается заполучить новообращенных среди этнических узбеков; закон запрещает или строго ограничивает такую деятельность, как обращение в свою веру, ввоз и распространение религиозной литературы, и преподавание религиозных дисциплин в частном порядке.

В течение периода, освещаемого в настоящем Докладе, сохранились ограничения свободы вероисповедания, особенно по отношению к пятидесятникам и другим христианским течениям. Некоторые религиозные меньшинства, включая общины различных христианских конфессий, осуществляли свою деятельность без регистрации, так как испытывали сложности в выполнении жестких требований при регистрации, установленных законодательством. Как и в предыдущие годы, протестантские общины, членами которых являются и этнические узбеки, сообщали, что они работают в атмосфере притеснения и страха. На основании нового Уголовного кодекса, принятого в 2006 году, Правительство выдвинуло обвинение в совершении преступления против двух пасторов. Одного приговорили к 4 годам в исправительно-трудовом лагере; другой получил условную меру наказания и условное освобождение. Сотрудники правоохранительных органов проводили рейды и преследования некоторых незарегистрированных общин, арестовывали и штрафовали их лидеров и членов. Правительство продолжало кампанию, направленную против несанкционированных исламских организаций, подозреваемых в экстремистских настроениях или деятельности, арестовывая многих подозрительных членов этих организаций и приговаривая их к длительному тюремному заключению. Многие из них – это подозреваемые в членстве в Хизб ут-Тахрир (ХТ), запрещенного экстремистского исламского политического движения; запрещенного исламского движения Акромия (Акромийлар) или точно не установленные последователи «Ваххабизма». В основном правительство не вмешивалось в жизнь верующих, посещающих санкционированные традиционные мечети, и выдавало разрешения на новые исламские печатные, аудио и видеоматериалы. Немногие «нелегальные» мечети отправляли свои религиозные обряды под пристальным надзором видных религиозных деятелей и служб безопасности.

В целом религиозные общины поддерживали между собой толерантные отношения; однако соседи, семья и работодатели зачастую продолжали оказывать давление на этнических узбеков-христиан, в особенности на новообращенных и жителей малых поселений. Поступали сообщения о проповедях, направленных против миссионеров и лиц, отрекшихся от ислама. Дьякон пятидесятников был жестоко избит после того, как по государственному телеканалу показали документальный фильм о его церкви, направленный против христиан-евангелистов. В отличие от предыдущих лет, за охватываемый данным Докладом период было отмечено лишь одно сообщение о лицах, обвиненных в распространении листовок ХТ, нередко содержащих ярко-выраженные антисемитские высказывания.

Правительство США обсуждает вопросы свободы вероисповедания с Правительством Республики Узбекистан в контексте своей общей политики продвижения прав человека. Посольство Соединенных Штатов принимает активное участие в мониторинге свободы вероисповедания и поддерживает взаимоотношения с Правительством, религиозными лидерами и активистами борьбы за права человека. Посольство спонсирует программы по обмену и образовательные программы, разработанные с целью поддержания религиозной толерантности и расширения свободы вероисповедания. 14 ноября 2006 года Государственный секретарь охарактеризовала Узбекистан как «страну, вызывающую особое беспокойство», согласно Закону о свободе вероисповедания в странах мира, за особо серьезные нарушения свободы вероисповедания.

Раздел I. Демография вероисповеданий

Страна занимает территорию площадью 172 742 кв. миль, население составляет около 27,8 миллионов человек. Международные эксперты полагают, что за последние годы численность населения сократилась на 2-3 миллиона вследствие растущей миграции рабочей силы из Узбекистана в соседние государства: Россию, Южную Корею и на Ближний Восток. Около 80 процентов всего населения составляют этнические узбеки; 5,5 процентов русские; 5 процентов таджики; 3 процента казахи; 2,5 процента каракалпаки; 1,5 процента татары. Официальная статистика не ведет учет количества верующих в каждой конфессии; однако по приблизительным подсчетам до 90 процентов населения традиционно являются мусульманами-суннитами Ханафитской школы. Около 1 процента населения являются мусульманами-шиитами, сосредоточенными в Бухарской и Самаркандской областях. Приблизительно 5 процентов населения составляют последователи Русской православной церкви, однако это процентное отношение сокращается, поскольку этнические русские и другие представители славянских национальностей продолжают эмигрировать. Растет число мусульман и приверженцев Русской православной церкви, активно исповедующих свою веру. За пределами Ташкента, мусульмане, активно исповедующие свою веру, сейчас в большинстве. За период, охватываемый настоящим Докладом, заметно возросло количество прихожан мечетей, особенно молодых мужчин, составляющих большинство верующих. Оставшиеся 3 процента населения включают небольшие религиозные общины: католики, христиане-корейцы, баптисты, лютеране, Адвентисты Седьмого дня, евангелисты и пятидесятники, Свидетели Иеговы, буддисты, последователи движения Бахаи и кришнаиты, а так же атеисты. Кроме того, в государстве проживает приблизительно 15 000 – 20 000 ашкеназских и бухарских евреев, проживающих в основном в Ташкенте, Бухаре и Самарканде. За последние два десятилетия как минимум 80 000 из них эмигрировали в Израиль и Соединенные Штаты.

Раздел II. Статус свободы вероисповедания

Правовая/политическая структура

Конституцией предусмотрена свобода вероисповедания; однако, на практике Правительство и законы ограничивали эти права. Конституция также поддерживает принцип отделения религии от государства. Правительство запрещает религиозным общинам создавать политические партии и социальные движения.

Законодательная база о свободе совести и религиозных организациях (Закон о религии 1998 г.) предусматривает свободу вероисповедания, свободу от преследований за религиозные убеждения, отделение религии от государства и право открывать школы и обучать духовенство; однако, по закону эти права предоставляются исключительно зарегистрированным общинам. Закон также ограничивает религиозные права, которые расцениваются как противоречащие национальной безопасности, запрещает насильственное обращение в веру, не разрешает преподавание религиозных дисциплин в средних школах, запрещает частное преподавание религиозных принципов, и требует от религиозных общин получение лицензии на публикацию и распространение своих материалов. Любая религиозная литература должна быть одобрена Комитетом по делам религии при Кабинете Министров.

Закон о религии 1998 г. требует официальную регистрацию всех религиозных организаций и конгрегаций, и предусматривает строгие и обременительные критерии для их регистрации. Согласно установленным законом требованиям для регистрации религиозной общины необходимо участие не менее чем ста членов, список которых подается в региональное отделение Министерства юстиции. Это положение уполномачивает Правительство налагать запрет на любые религиозные общины на технических основаниях и отказывать им в регистрации. Комитет по делам религии осуществляет надзор за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций. Новые открываемые мечети продолжали сталкиваться со сложностями при получении регистрации, также как и ранее закрытые мечети, которые повторно подавали заявление на регистрацию.

Закон запрещает религиозным общинам обучать религиозных служителей без регистрации центрального административного органа. Для регистрации центрального административного органа требуется наличие зарегистрированных религиозных общин в 8 из 13 областей государства, а для большинства из них это требование является невыполнимым. Шесть религиозных конфессий имеют юридическое разрешение на обучение священнослужителей. Закон ограничивает религиозное обучение в официально санкционированных религиозных школах и деятельность одобряемых государством миссионеров. Закон налагает запрет на частное преподавание основ религии и предусматривает штрафы за его нарушение. Законом запрещено преподавание религиозных дисциплин в средних школах.

Статья 14 Закона о религии запрещает ношение «культовых одеяний» (религиозной одежды) в публичных местах, исключение составляют «служители религиозных организаций».

Уголовным и Гражданским кодексами предусмотрено наложение непомерно высоких штрафов за нарушение Закона о религии и прочих законодательные актов о религиозной деятельности. В дополнение к запрещенным видам деятельности, к которым относится организация нелегальных религиозных общин, законом также запрещено склонять других к вступлению в эти общины и привлечение в религиозные организации несовершеннолетних без согласия их родителей. Оправление любых религиозных обрядов какой-либо незарегистрированной религиозной организацией является противозаконным.

Уголовный кодекс формально устанавливает различие между «нелегальными» организациями, то есть теми, которые не имеют надлежащей регистрации, и «запрещенными» организациями, такими как экстремистская исламская политическая партия Хизб ут-Тахрир, Таблиг Жамоат, и прочие организации, обозначаемые общим термином «Ваххабиты», которые всецело запрещены. Создание нелегальной религиозной общины либо возобновление деятельности такой общины, после того, как ей отказали в регистрации либо приказали распустить общину, рассматривается Уголовным кодексом как уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет. Кроме того, за участие в такой общине Кодексом предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет. Кодексом также предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет (если преступление влечет за собой «трагические последствия») за «организацию и участие» в деятельности религиозных экстремистских, фундаменталистских и прочих запрещенных организациях. В прошлом, суды часто не учитывали различие между нелегальными и запрещенными организациями и осуждали членов неодобряемых мусульманских общин по двум законодательным актам. За период, рассматриваемый в данном Докладе, сообщений о подобных действиях не отмечено.

Законодательную базу, на основании которой власти привлекают граждан к ответственности за религиозную деятельность, составляют Статья 159 (деятельность, направленная против Конституции); Статья 216 (незаконное создание общественных объединений или религиозных организаций); Статья 216, Раздел 2 (нарушение законодательства о религиозных организациях, включая обращение в свою веру); Статья 244, Раздел 1 (производство и распространение материалов, представляющих угрозу общественной безопасности и общественного порядка); и Статья 244, Раздел 2 (создание, управление или участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или других запрещенных организациях) Уголовного кодекса. Граждане, привлекаемые к ответственности по этим статьям (особенно по Статье 244, Разделу 2) зачастую обвиняются в членстве в Хизбу ут-Тахрир.

Согласно поправкам, принятым в декабре 2005 г., к Уголовному кодексу (Статья 217, Часть 2) и Административному кодексу (Статья 201), штрафы, взимаемые за повторные нарушения закона о религиозной деятельности, повысились до 200 - 300 минимальных ежемесячных окладов, которые составляет 10 долларов США (12 420 сум) согласно Уголовному кодексу, и до 50 - 100 минимальных ежемесячных окладов согласно Административному кодексу.

Согласно поправкам к Административному кодексу, принятым в июне 2006 г., за «нелегальное производство, хранение, ввоз и распространение материалов религиозного содержания» частные лица наказываются штрафом в размере от 20 до 100 минимальных ежемесячных окладов, юридические лица – в размере 50-100 минимальных ежемесячных окладов, с конфискацией материалов и «соответствующих средств производства и распространения». Согласно Статье 244-3 Уголовного кодекса, осужденные за то же самое преступление по соответствующей статье Административного Кодекса наказываются штрафом в размере от 100 до 200 минимальных ежемесячных окладов или исправительными работами сроком до 3-х лет. Другие изменения, одновременно внесенные в Уголовный и Административный кодексы, предусматривают наказание за публикацию и распространение «литературы, пропагандирующей расовую и религиозную вражду».

Хотя закон трактует все зарегистрированные религиозные конфессии одинаково, однако Правительство финансирует Исламский университет и охрану исламских исторических памятников. Исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) определила Ташкенту статус культурной столицы исламского мира в 2007 году; Правительство финансировало строительство и восстановление огромного комплекса, включающего новое здание Духовного управления мусульман Узбекистана (Муфтиат), большую новую мечеть и библиотеку. Для участия в Хадже Правительство предоставило материально-техническое обеспечение 5000 выбранным мусульманам, а это больше, чем в прошлом году, однако паломники оплачивали свои расходы сами. Правительство контролирует Муфтиат, который в свою очередь контролирует исламскую иерархию, содержание проповедей имамов, а также объем и содержание публикуемых исламских материалов. Священные для мусульман дни Курбон Хайит и Руза Хайит отмечаются как национальные праздники.

Правительство по-прежнему не выполнило каких-либо рекомендаций 2003 г. экспертной комиссии Управления по демократическим институтам и правам человека (УДИПЧ) при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая проанализировала Закон о религии 1998 г. и сопутствующие законодательные акты и пришла к заключению, что они нарушают международные нормы свободы вероисповедания. ОБСЕ рекомендовала снять запреты на прозелитизм и частное религиозное наставление и декриминализовать деятельность незарегистрированных религиозных организаций.

Ограничение свободы вероисповедания

За период, рассматриваемый в данном Докладе, имели место существенные ограничения свободы вероисповедания со стороны Правительства. Продолжая отказывать в регистрации некоторым религиозным общинам и лишая регистрации другие, Правительство лишает их законного права на вероисповедание. Правительство ограничило совершение многих религиозных обрядов и религиозную деятельность, назначая наказание некоторым гражданам за участие в религиозной деятельности, нарушающей законы о регистрации.

До известной степени поддерживая «умеренных» мусульман, Правительство, ссылаясь на заботу о национальной безопасности, налагает запрет на исламские организации, которые оно считает экстремистскими, а членство в них - противозаконным. Среди основных запрещенных организаций – Хизб ут-Тахрир (ХТ), Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Акромия, Таблиғ Жамоат и различные объединения, относимые Правительством к ваххабитам. Правительство заявляет, что усмирение лиц или организаций, подозреваемых в экстремизме, является не вопросом свободы вероисповедания, а скорее предотвращением вооруженного сопротивления правительству.

  1. Информационный бюллетень 19 сентября 2007 года

    Информационный бюллетень
    О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.П.Лосюкова со Спецпосланником Председателя Государственного совета мира и развития Мьянмы У Таунгом
  2. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №28 (729), 1 августа 2011 г

    Информационный бюллетень
    17.00 - 18.00 Горячая телефонная линия (576-97-71) с заместителем главы администрации Адмиралтейского района Владиславом Борисовичем Жуковым по вопросам размещения государственного заказа, строительства и землепользования.
  3. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002
  4. Посол США в Ташкенте Джон Хербст о восприятии России президентом Исламом Каримовым

    Документ
    После вручения верительных грамот посла Каримову состоялась беседа, во время которой Каримов призвал к укреплению сотрудничества с США, обвинил Россию в маневрировании в целях восстановления своей гегемонии в Центральной Азии и обрисовал
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  7. Доклад о положении детей (1)

    Доклад
    Настоящий информационно-аналитический доклад о положении детей в Республике Казахстан подготовлен в соответствии со статьей 46 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».
  8. Доклад о положении детей (2)

    Доклад
    В настоящем докладе представлен анализ основных аспектов положения детей, а также принятые меры, направленные на улучшение системы защиты прав и интересов детей.
  9. Доклад главы города Покачи

    Доклад
    В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством ХМАО – Югры и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» в 2007 году г. Покачи было выделено на жилищное строительство 150 млн.

Другие похожие документы..