Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Возрастная психопатология и психоконсультирование

(наименование дисциплины)

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастная психопатология и психоконсультирование (ДС.03)

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

ДС.03 Возрастная психопатология и психоконсультирование

Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания; классификация психических болезней; течение и исход психических болезней; этика и деонтология в психопатологии, психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях; психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения; понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др.; сущность процесса психоконсультирования, его структура и стратегия, сферы применения, этические нормы; основные школы психоконсультирования (гуманистическая, психоаналитическая и др.); особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов; понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы; психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Изучению дисциплины «Возрастная психопатология и психоконсультирование» в программе подготовки специалиста по адаптивной физической культуре отводится значительное место. Приобретенные к 10-му семестру теоретические и практические знания и умения являются необходимым и достаточным уровнем для усвоения этой сложной и интересной дисциплины.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., старший преподаватель

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС

__________________О.В. Смирнов «____» ____________ 2008 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДС. 03

Возрастная психопатология и психоконсультирование

  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знания и принципы патопсихологии и психоконсультирования, что необходимо для психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями развития, для их эффективной адаптации, коррекции и социализации путем использования адаптивной физкультуры.

Задачи дисциплины:

  • изучить особенности психологической работы с лицами, имеющими нарушения в психики;

  • познакомить студентов с видами психологической помощи;

  • изучить психические расстройства.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

  • научные основы патопсихологии, психоконсультирования;

  • причины и последствия психических расстройств;

  • межпредметные связи дисциплин – психологии, патологии, анатомии, физиологии.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи реабилитации инвалидов с учетом психологических особенностей организма;

  • осуществлять медико-биологический контроль состояния организма;

  • использовать средства и методы, необходимые для формирования здорового образа жизни на основе потребностей организма человека в физической активности и регулярности применения физических упражнений, с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

10

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

30

30

Лабораторные работы

И другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

60

60

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Семинары

Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии

3

3

Возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания

3

3

Классификация психических болезней; течение и исход психических болезней; этика и деонтология в психопатологии

3

3

Психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях

3

3

Психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения

3

3

Понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др.

3

3

Сущность процесса психоконсультирования, его структура и стратегия, сферы применения, этические нормы; основные школы психоконсультирования (гуманистическая, психоаналитическая и др.)

3

3

Особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов

3

3

Понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы

3

3

Психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами.

3

3

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы психоконсультирования и психокоррекции (наименование дисциплины/спецкурса/модуля в рамках какой дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции. Структурные компоненты психологического консультирования.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    3 Этнология 10 4 Психолого-педагогическая коррекция 00 Зачет 5 Психотерапия 18 10 Основы психологии семьи и семейного консультирования 0 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  6. Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики

    Документ
    Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .
  7. Рабочей программы дисциплины «Иностранный язык (английский, немецкий, французский)» Рекомендуется для направления подготовки

    Документ
    Целью дисциплины является формирование навыков практического применения различных форм устной коммуникации на иностранном языке, овладение фонетической системой иностранного языка и развитие понимания речи на иностранном языке.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (16)

    Основная образовательная программа
    Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
  9. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 032102 Адаптивная физическая культура ведется в Северном государственном медицинском университете с 2002 года в соответствии с Приказом

Другие похожие документы..