Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Минобразования Чувашской Республики

Организация работы по профилактике

употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях

Чебоксары 2011

Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях/Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ.ред. Н.В.Борисовой. Чебоксары, 2011.- 117 с.

Авторы-составители:

Н.В.Борисова, зав. кафедрой ЕНД БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования», кандидат педагогических наук.

Н.В.Федорова, зам. директора РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии

Е.Ю. Осипова, директор РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии.

Печатается по решению Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Рецензенты:

С.В.Димитриева, проректор по научно-методической работе РГОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования», кандидат биологических наук.

Е.Г. Шубникова, зав. кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, кандидат педагогических наук.

Данные методические рекомендации адресованы практическим работникам образовательных учреждений, руководителям и педагогам, организующим профилактическую работу в области антинаркотической зависимости среди детей и подростков, а также студентам педагогических вузов и ссузов.

© Н.В.Борисова, Н.В.Федорова, Е.Ю.Осипова

© БОУ «Центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

5

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………..

6

1.1. Анализ проблемы и пути ее решения программно-целевыми методами…………………………………………………………………………..

6

1.2. Особенности подросткового возраста как фактора риска формирования аддиктивного поведения ……………………………………...

10

1.3 . Специфика профилактической работы в образовательной среде

15

II. РОЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КАК ОСНОВНОГО РУКОВОДСТВА ПРЕВЕНТИВНОЙ РАБОТЫ………………………………..

20

2.1. Опыт реализации профилактических программ в образовательных учреждениях Чувашской Республики………………………

20

2.2. Основные принципы построения профилактических программ…

23

2.3. Подходы к оценке эффективности профилактических программ и их реализации в образовательном учреждении………………………………

25

III. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПРЕВЕНТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………………………………….

29

3.1. Технологические подходы формирования жизненных навыков в организации антинаркотической работы………………………………………

29

3.2. Интерактивные методы в превентивном обучении………………..

34

3.3 Обучающие занятия как модель реализации профилактической программы……………………………………………………………………….

Занятие 1. «Сделай свой выбор»…………………………………………

Занятие 2. «Употребление табака: за или против?»…………………….

Занятие 3. «Твои знания – твой иммунитет» ……………………………

Занятие 4. « Скажи – «нет»……………………………………………….

3.4. Групповые игры и упражнения в антинаркотической работе…….

42

42

47

49

51

54

Варианты упражнений ……………………………………………………

57

Глоссарий………………………………………………………………….

61

Используемая литература…………………………………………………

66

ПРИЛОЖЕНИЯ

69

Приложение 1:

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ Минобразования России от 28.02.2000 N 619) ……………………………………………………………………………….

69

Приложение 2

Решение коллегии Минобрнауки РФ от 14.09.2005 № ПК-10 «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»………………………………………………………………………….

94

Приложения3

Нормативно-правовая база по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и подростками………………………………………………………………….

98

Приложение 3 а

Нормативно-правовая база профилактики употребления ПАВ в Чувашской Республике………………………………………………………………………...

99

Приложение 4

Понятие о девиантном поведении подростков ……………………

99

Приложение 5

Краткая характеристика аддикций………………………………………………

100

Приложение 6

Схема анализа работы образовательного учреждения по профилактике употребления психоактивных веществ………………………………………….

103

Приложение 7

Профилактические программы, рекомендованные для общеобразовательных учреждений Минобрнауки РФ

106

Приложение 8

Показатели знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся в вопросах злоупотребления ПАВ…………………………………………………………..

112

114

Приложение 9

Положение о проверке деятельности образовательного учреждения по работе с несовершеннолетними группы риска…………………………….......

ВВЕДЕНИЕ

Проблема употребления наркотиков детьми и подростками носит комплексный, междисциплинарный характер и решать ее необходимо совместными усилиями.

Организационные, теоретические и методические основы данного положения находят отражение в Концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ (Приказ Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619), одобренной Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (Протокол от 22.05.2000 г.), а также в Решении коллегии Минобрнауки РФ от 14.09.2005 № ПК-10 «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» и др. (Приложение 1-3).

Первоочередной задачей работы с учащимися является организация профилактической деятельности, направленной на формирование у молодого поколения страны ценностной ориентации на здоровый образ жизни и предусматривающей комплексный подход к решению проблем предупреждения употребления психоактивных веществ (ПАВ) во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи: в образовательном учреждении, семье, учреждениях дополнительного образования, сфере досуга.

К психоактивным веществам, воздействующим на социальное, личностное, психическое и физическое здоровье детей и молодежи, следует относить никотин, алкоголь, широко рекламируемое пиво и собственно наркотические вещества, без существенного различия между так называемыми «легкими» и «тяжелыми» наркотиками. Это должно быть принципиально важно, потому что, ни один ребенок не должен воспринимать социальный мир, в который он входит, через призму измененного любыми психоактивными веществами сознания.

Согласно данным статистики (9,12,24,2), в последние годы наблюдается значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии. Сегодня большое число учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ могут быть отнесены к так называемой группе риска, то есть вследствие активного экспериментирования с различными психоактивными веществами они являются потенциальными пациентами наркологов. Именно поэтому профилактика заболеваний, вызванных химическими зависимостями (как и любых других), в настоящее время представляется более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней.

Сегодня школа – это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи, где есть возможность общения с ней, где работают люди, сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость быть «психологом по жизни». Именно работники системы образования – школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители и учителя-предметники могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

 Безусловно, для эффективности проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны специалистов-превентологов, врачей и психологов наркологических диспансеров, работников системы здравоохранения. Если упоминать о межведомственном взаимодействии в вопросах профилактики, следует отметить, что даже широкомасштабные программы в средствах массовой информации, а также изменения политики относительно психоактивных веществ (ограничение доступа к алкоголю, табаку или каким-либо наркотическим средствам) являются более эффективными, когда они сопровождаются вмешательством со стороны школы и семьи. В свою очередь, профилактическая работа на местах остро нуждается в усилении норм (в первую очередь законодательных), направленных против активного оборота и рекламы психоактивных веществ в обществе.

 Главная проблема, от понимания которой зависит, будет ли найден ответ на вопрос о том, что делать, чтобы предотвратить рост детской и подростковой наркомании, токсикомании и алкоголизма, – это выяснение того, почему подросток начинает экспериментировать с алкоголем, наркотиками и другими веществами, и каковы факторы риска.

В целях организации эффективной работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в условиях образовательного учреждения нами предпринята попытка составления методических рекомендаций для педагогов на основе обширных литературных данных и имеющегося практического опыта работы в области превентивного обучения. Содержание рекомендаций разработано в соответствии с планом мероприятий республиканской программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской республике на 2005 - 2009 годы» и призвано помочь педагогам и представителям администрации учебных заведений, испытывающих трудности при реализации мероприятий по профилактике ПАВ-зависимости.

Основная цель данных методических рекомендаций - предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике ПАВ, в том числе и начинающим педагогам.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  1. Указатель Чебоксары (2)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 1991-2 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, Ф. Г. Пара-монова, А. Б. Краснова. – Чебоксары, 2009.
  2. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  3. От составителей (3)

    Документ
    В. П. Муромский, д‑р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д‑р филол. наук; Н. К. Леликова, д‑р ист. наук;С. Д.
  4. От составителей (4)

    Документ
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.
  5. Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

    Анализ
    Составители обзоров: Н. В. Громова, М. С. Данилова, В. В. Дилек, Л. Ю. Ильина, И. Р. Корчагина, Г. А. Кузьмина, О. Г. Ломоносова, Р. И. Миронова, Т. Н.
  6. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  7. Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

    Информационный бюллетень
    June 2011: Secretary General Ian Johnson presented “an agenda for action to 2050” to the National Associations in Spain and Japan as well as to the EU Chapter in Brussels.
  8. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.
  9. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.

Другие похожие документы..