Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т.А. Плюснина

Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ

Научный руководитель — Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик РАО, член-корр. РАН.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4–14

Учебно-тематический план (базовый уровень, 34 часа) 15

Тематико-поурочное планирование курса (базовый уровень курса, 34 часа) 16–18

Учебно-тематический план (профильный уровень, 68 часов) 18

Тематико-поурочное планирование курса (профильный уровень, 68 часов) 19–22

Содержание образовательной программы 22–27

Методическое обеспечение образовательной программы 27–49

Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»). 50–55

Приложение 2. Использование методов экологического мониторинга в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» на примере разработки уроков по теме «Оценка рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ». 55–58

Приложение 3. Игровые технологии в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» на примере разработки комплекса игровых упражнений по принятию коллективных решений. 58–59

Литература 59–64

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На долю поколения, которое сегодня учится в школе,

выпадает принципиально новая задача: изменить

характер и цели человеческого поведения так, чтобы не

погубить мир. Возможно ли это? Этому надо учиться!

Г.А. Ягодин

Предлагаемый курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» является новым для школы предметом. Необходимость данного курса продиктована теми изменениями, которые происходят сейчас во всем мире.

Сначала аграрная, а затем промышленная революции изменили направленность вектора развития человеческой цивилизации. Сейчас человечество ожидает Экологическая революция, которая должна изменить приоритеты и ценностные ориентиры.

Но есть очень важные различия в этих трех революциях: если первая, аграрная, длилась тысячи лет, то для Экологической революции человечеству отпущены всего какие-нибудь десятки лет, то есть жизнь двух-трех поколений людей. У человечества в запасе очень мало времени; и чем скорее это будет осознано мировым сообществом, тем меньше вероятность выйти за пределы устойчивости систем поддержания жизни на нашей планете.

В конце прошлого века перед человечеством встала грандиозная цель — реализовать новую модель развития. Около трех десятилетий мировая и российская общественность обсуждала результаты научного прогноза развития цивилизации, выполненного исследователями под руководством Д. Медоуза. С 1987 года после публикации доклада «Наше общее будущее» появляется термин «sustainable development» — устойчивое развитие. Активное распространение концепции устойчивого развития в большинстве стран мира началось после Конференций ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992 г., Йоханнесбург 2002 г.).

В марте 2005 г. министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли европейскую стратегию образования в интересах устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2005–2014 гг.). Образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы.

в Россиивапреле 1996 г. была утверждена Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития, в которой образование рассматривалось как важнейший фактор устойчивого развития. Экологическая доктрина РФ(2002 год), а также Экологическая доктрина города Москвы (2005 год) предусматривают создание системы образования в интересах устойчивого развития. В сложившейся ситуации перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования с целью наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обществе.

Как показывает практика, взгляды педагогов различных стран на развитие системы образования весьма близки. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.

  • Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

  • Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.

  • Самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

В соответствии с вышесказанным, современному выпускнику отводятся следующие жизненные роли:

  • реализовать себя как личность.

  • Стремиться к поддержке других людей.

  • Постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.

  • Обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.

В целях городской программы развития образования «Столичное образование — 4» на 2005–2007 гг. указывается на необходимость обеспечить устойчивое развитие системы образования в городе Москве, ее доступность, повышение качества, рост эффективности.

Перед человечеством встала нелегкая задача — осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов в поведении людей, механизмах экономики и социального развития.

Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества.

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для преподавания предмета в 10-х классах средних общеобразовательных школ города Москвы. Он представляет собой межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

Добиться реализации поставленных целей можно на основе реализации идей личностно-ориентированного обучения:

  1. Личностно-ориентированные подходы в образовании должны в первую очередь обеспечить целостное развитие личности. Поэтому образование в равной степени должно заботиться о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого учащегося.

  2. Центральным звеном учебного процесса является самостоятельная образовательная деятельность учащихся, а не пассивное овладение знаниями. При этом важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение этих знаний на практике. Особую важность приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая четкое осознание, где и каким образом полученные знания могут быть использованы на практике.

  3. Главным в деятельности учителя является не преподавание. Учитель выступает не столько как источник знаний и контролирующий субъект познания, а как координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

  4. Активность субъектов познания. Она заключается, в первую очередь, в способности адекватно оценивать существующее положение дел, в ответственности за результат обучения.

  5. Активные и интерактивные формы обучения, предполагающие общение между субъектами познания.

  6. Дифференциацию обучения с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт.

  7. Обучение в сотрудничестве: использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.

Развитие современного мира невозможно без крупных городов. Появившись на Земле почти пять тысячелетий назад, города постепенно стали центрами развития земной цивилизации. В настоящее время около 60% населения мира проживает в городах, в России городское население составляет более 70%. Рост городов сопровождается глубоким антропогенным изменением природы, ухудшением качества жизни населения и как следствие потерей здоровья.

Традиционные программы развития городов рассматривают социальные, экономические, производственные, энергетические, сельскохозяйственные, налоговые, транспортные и другие проблемы раздельно и в отрыве от экологических факторов. В то же время, в мировой практике получила широкое развитие разработка национальных стратегий и программ устойчивого развития, в которых впервые объединена в единое целое политика в социальной, экономической, экологической и других сферах.

Представленная программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как его методическую основу составляет диалектическое понимание взаимоотношения человек — общество — природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов (идеи природного и культурного наследия, идея Культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Актуальность программы.

1. Проблемы развития городов становятся сегодня неотъемлемой частью глобальной стратегии устойчивого развития современного общества. В решении этих проблем могут принимать участие сегодняшние школьники. От их компетентности, в том числе экологической, в различных областях деятельности, зависит возможность дальнейшего существования цивилизации. Достижение экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень, начиная с постановки новых целей и задач, определения инновационного содержания, использования современных образовательных технологий, разработки новых индикаторов оценивания результатов. Образование не должно отставать от жизни!

2. Создание системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития (семья — образовательное учреждение — государственные органы власти).

3. Теоретический курс тесно связан с научно-практической деятельностью (школьный экологический мониторинг), что способствует усилению мировоззренческого компонента, развитию системности, комплексности учебно-исследовательской деятельности школьников.

4. Рассмотрение экологического образования как средства реализации государственной политики (переориентация социума на экологическое мышление, на восприятие действительности как интегрированного целого в понятиях единства и взаимосвязанности, а также грамотное решение экологических проблем на принципах устойчивого развития).

Курс отражает также отдельные положения Экологической доктрины г. Москвы, такие как:

  • формирование у школьников общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды и предотвращения и недопущения экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);

  • создание и обустройство экологических троп на территориях природных, природно-исторических и экологических парков;

  • обеспечение условий формирования здорового образа жизни;

  • разработка индикаторов природоохранной деятельности;

  • работа со школьниками как приоритетная форма эколого-просветительской деятельности.

Устойчивое развитие — комплексное понятие, включающее обеспечение потребностей живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворения своих потребностей, согласование образа жизни с экологическими возможностями региона, определенные ограничения в эксплуатации природных ресурсов, связанные со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности, согласование роста численности населения с производительным потенциалом экосистемы.

Учитывая сказанное, жизненно необходимо составление и выполнение долгосрочной «Программы устойчивого развития города» по повышению качества жизни в городе (области) и восстановлению природы, где образование выступает как инструмент.

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (1)

    Программа
    В настоящем издании учебно-методического комплекта «Экология Москвы и устойчивое развитие» представлена программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  2. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  3. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  4. Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

    Методические рекомендации
    Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  5. Программа курса «экология москвы и устойчивое развитие»

    Программа курса
    Целью программы курса является формирование у учащихся комплексного «природоохранительного» сознания, основанного на знании и понимании законов взаимодействия в системе «человек-природа».
  6. Курс: «экология москвы и устойчивое развитие» темы рефератов и общие рекомендации по их написанию выполнила учитель экологии Борисова И. Б

    Реферат
    Совместно намечается план деятельности, определяется порядок работы снаучной литературой. Учителем рекомендуются печатные работы, скоторыми необходимо ознакомиться.
  7. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (3)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  8. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (4)

    Учебное пособие
    «Энергия» (от греческого слова еnergeia) в переводе на русский язык означает «движение», «деятельность». Под энергией понимают способность системы совершать работу или передавать теплоту.
  9. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (1)

    Учебное пособие
    2. Запишите ваше определение в тетрадь. Если вы испытываете трудности, обратитесь к параграфу 6 «От города до мегаполиса» и уточните данное вами определение.

Другие похожие документы..