Учебно-методический комплекс дисциплины (ЕН. В. 01) Программный туризм (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

ТИПЫ СЕГМЕНТОВ РЫНКА

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

1

2

3

4

1.въездной, выездной, внутренний, международный

2. возраст, пол, величина населенного пункта постоянного проживания

3.профессия, социальное и семейное положение, национальность, религиозные убеждения, мо­тив поездки, форма организации поездки

4. форма организации поездки, используемые транспортные средства, условия размещения, длительность, источник финансирования, доходы клиента , длительность поездки

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные услуги, входящие в состав любой программы обслуживания.

  2. Основные и дополнительные услуги.

  3. Назовите основные мотивы потребителей на туристском рынке и дайте их характеристику.

  4. Расскажите о существующих типологиях туристов.

  5. Назовите виды туризма.

  6. Что такое «туристский рынок» и дайте его классификацию

  7. Назовите сегменты туристского рынка на основе географического критерия (демографи­ческого, социально-психологического и потребительского критериев)

Лекция № 3

Вид туризма - основа программы обслуживания.

Культурно-познавательный туризм

1.Культурно-познавательный туризм - является выражением стремления человека расши­рить свой кругозор, составить свое представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию -и содержа­ние, и мощный стимул человеческой деятельности. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира. Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Для того чтобы она прояви­ла себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в про­цессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после за­вершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.

Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе за­воеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.

Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовле­творяет одну из наиболее сильных своих потребностей- потребность в познании. В познава­тельном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воз­действующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впе­чатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизон­ты, получить стимулы для творческого самовыражения.

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он зависит от круга интересов предпола­гаемого туриста. Интересовать человека может многое, особенно что-нибудь необычное и не­привычное, ранее не виденное и неизвестное.

Познавательный туризм может быть более или менее специализированным. В втором случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшаф­тов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие стра­ны совершают десятки млн людей. Так, Нью- Йорк посещают в год более 32 млн человек. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограниче-вается наиболее известными памятниками архитектуры, крупнейшими музеями, парками, при­родными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супер­маркетами. Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребыва­ния, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ан­самблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны преду­предить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных мес-

тах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся историче­ские памятники ( например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шор-ты).Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представле­ния о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход ми­ровой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-бытовые отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великобритания, Италия. Большинство туров в эти страны являются ознакомительными. Туристы узнают обо всем понемногу. Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Наиболее популярен Египет с его пирамидами и древними храмами. Египетские пирамиды-первое чудо в списке чудес света. Их величие и красота до сих пор поражают людей самой раз­ной культуры и подготовленности. Не менее интересна Греция, где сохранились архитектурные памятники античного времени. Более позднее искусство- эпохи Возрождения- прекрасно пред­ставлено в Италии, этом настоящем музее под открытым небом.

Следует отметить, что и в России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамб­ли Москвы и её усадеб, а также зодчество городов так называемого золотого кольца. Знакомст­во с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие истори­ческого прошлого нашей страны.

Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульпту­ра, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градо­строительное искусство, музеи и театры.

Специализированный познавательный туризм -это знакомство с одним существенным для ту­риста аспектом культуры.В этом случае готовится специализированная программа, предусмат­ривающая осмотр музеев( собраний живописных или ювелирной коллекций, скульптуры, ин­терьеров и т.д ), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и пока­зать те объекты, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид - актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной куль­туре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.

В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств, соб­раний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамб­лей. Отдельные тематические экскурсии проводят экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном ( в край­нем случае на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается , перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии. Существуют две разновидности познавательных туров:

  1. стационарные туры-с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

  2. маршрутные туры- посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения заплани­рованных пунктов. На город или туристский центр выделяются от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры- столичные города и т.п. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей:

Исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с жи­вописью ( по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знамени­тым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия некоторых литературных произведений , по местам жизни великих писателей, природоведческие и многое другие. На­пример, в честь 450-летия со дня рождения Сервантеса в 1997г. в Испании в качестве одного из юбилейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа-« По следам Росинанта и его хозяина».

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавателъные и культурные (те­атры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов. Если организовывается исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов, культурные мероприятия- это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включают посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев. Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопро­граммы о местах отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресто­ранов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь Спортивные и курортные программы ,как правило, не планируются.

Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным - в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование- местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутах туристов размещают, как правило, в гости­ницах туристского класса.

Питание на маршрутах - обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурси­ям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра горо­да и знакомство с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день планируется только одна экскурсия, и это время тури­сты могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в раз­мере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавли­ваются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагруз­ки и обилия достопримечательных объектов.

Контрольные вопросы:

  1. Почему познавательные туры популярны во всем мире?

  2. Определите мотивы, по которым человек может отправиться в познавательный тур.

  3. Расскажите о двух типах познавательных туров и особенностях работы персонала по их обслуживанию.

  4. В чем отличие программы маршрутного от стационарного познавательного тура?

5. Комплектация досугово-развлекательной составляющей познавательного тура.

6. Питание и размещение на стационарных и маршрутных турах.

7. Расскажите о познавательных маршрутах у нас в стране и за рубежом, дайте их характе­ристику (самостоятельная работа студента). Доклад или реферат.

  1. 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» создан как Курский Институт непрерывного образования на основании решения учредителя Курской областной организации
  2. Учебно-методическое комплекс для студентов всех форм обучения специальности 03. 05. 01 Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен на заседании кафедры государственного и международного права (УП-9) МГАПИ и рекомендована для использования в лекционных, семинарских и практических занятиям, а также для подготовке к экзамену по дисциплине «Договорное право
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (2)

    Учебно-методический комплекс
    для специальности _(080502) Экономика и управление на предприятии (промышленность и городское хозяйство), (080504) Городское и муниципальное управление
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании ГОС по специальностям: (080502) Экономика и управление на предприятии (промышленность и городское хозяйство), (080504) Государственное и муниципальное управление, утвержденным 17 марта 2 г.
  5. Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

    Учебно-методический комплекс
    Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства
  6. Отчет о результатах самообследования ноу впо уральского международного института туризма

    Содержательный отчет
    В связи с предстоящей аккредитацией Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральского международного института туризма в период с 16.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (20)

    Учебно-методический комплекс
    д. техн. н., профессор, профессор кафедры информационных и управляющих систем «Бийского технологического института Алтайского государственного технического университета имени И.
  8. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080106. 51 Финансы (по отраслям) 080108. 51 Банковское дело

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Документационное обеспечение управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 080106.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.

Другие похожие документы..