Учебно-методический комплекс дисциплины (ЕН. В. 01) Программный туризм (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Контрольные вопросы :

  1. Раскройте понятия: «программное обслуживание», «программа обслу­живания» , «рекреационная деятельность», «цикл рекреационных заня­тий», «элементарные рекреационные занятия».

  2. В чем заключается связь между рекреационной деятельностью и программой обслуживания?

  3. Виды рекреационных занятий.

  4. Смоделируйте структуру в принятых обозначениях

а) климатического-купально-пляжного ЦРЗ

б) климатического с использованием бальнеоресурсов ЦРЗ.

Лекция №2.

Программное обслуживание туристов.

  1. Состав программы обслуживания. Основные и сопутствующие услуги.

  2. Мотивация в туризме

  3. Дифференциация туристского рынка.

  4. Типы и виды туризма, виды туристских программ.

Видами услуг, входящих почти в любую туристскую программу обслужива­ния, являются:

  • Размещение

  • Питание

  • Досугово-развлекательные услуги

  • Спортивные программы

  • Курортные услуги

  • Транспортные услуги

  • Экскурсионные услуги

  • Бытовые услуги

  • Прочих услуг(оформление виз, паспортов, медицинских и ветеринар­ных сертификатов, прокат автомобилей, страхование)

  • Туристские товары

Однако для того, чтобы турпродукт стал действительно турпродуктом, его нужно реализовывать по определённому сценарию. Да-да, так же как кино или театральную постановку. Можно, конечно, для остроты ощущений забросить иностранных туристов в коммунальную квартиру, в российскую армию или даже в тюрьму… Вполне возможно, что они даже получат от этого неописуемое удовольствие. Но поскольку процесс такой будет совершенно не контролируемым, то в результате можете получить много судебных исков. Поэтому для такого обслуживания нам нужен некий план, сценарий, который принято называть программой туристского обслуживания.

Что же мы должны запланировать, чтобы наше обслуживание было программным? Вы должны обязательно продумать:
- где ваши туристы будут размещаться, или, как говорили в старину, почивать;
- где они будут трапезничать;
- чем будут восхищаться;
- как и на чем будут перемещаться;
- что и кто их развлечет;
- что им может понадобиться ещё непосредственно в ваших условиях.

Главное, о чем не стоит забывать, что любая туристская программа должна иметь тематическую направленность. А вот уже в зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, а также ранжируется комфортность заявленных услуг, от которой уже зависит цена на конкретный турпродукт.

Услуги, включенные в вашу программу, делятся на основные и дополнительные. При этом основные обязательно должны быть четко распределены по дням и времени их предоставления. Дополнительные услуги могут предлагаться исключительно для желающих в свободное от основной программы время и за отдельную (дополнительную) плату. А если предложение Ваше будет особенно экстравагантным, наподобие тех примеров, которые я привела выше, то нелишне задуматься и о безопасности.

Начинать разработку будущей программы туристского путешествия Вы должны с изучения туристских ресурсов, имеющихся в Вашей местности. Однако если Вы соберете все ресурсы в один турпродукт, то до программного туризма вам будет очень и очень далеко. Поэтому необходимо выделить ресурсы, связанные какой-либо одной темой или объединенные в общую идею.

Из комплекса этих услуг формируется программа обслуживания туристов. С точки зре­ния программного обслуживания туристские программы - это всегда тематическая направлен­ность. В зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, который зави­сит от цели путешествия и уровня заказанной комфортности. При этом программа состоит из основных услуг (включенных в договор и оплаченных клиентом), дополнительных и сопутст­вующих (оплаченных в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания). Программа обслуживания- план мероприятий с указанием дат и времени пребывания в пунктах остановки на маршруте, в гостинице, посещений мест туристского интереса с целью их осмотра (экскурсии), питания , а также перемещения на маршруте с помощью указанных в программе внутримаршрутных транспортных средств. Программа пребывания (типовая или индивидуаль­ная) является планом реализации проданных путешественнику туристских услуг, указанных в договоре. Дополнительные и сопутствующие услуги могут быть предоставлены туристам не­посредственно в местах пребывания за отдельную плату под ответственность путешественника (если иное не указано в договоре).

Подход к туристскому программированию условно включает такие необходимые составляю­щие, как качество, оптимальность и психологическая подготовка их восприятия. Программный туризм-это предоставление туристам нормативно заданного объема услуг, оп­тимально соответствующего типу потребителя и цели путешествия, гарантирующего содержа­тельную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями. Данное определение включает три основных принципа:

  • ориентацию на активную и содержательную деятельность туристов

  • учет индивидуальных потребностей каждого туриста

  • гарантию запланированного уровня и объема услуг, обслуживание по научно обосно­ванным нормам и стандартам, о которых потребитель информируется не позднее стадии
    приобретения путевки

Для успешного внедрения программного обслуживания в туризме необходимо следующее:

  • подготовленные кадры

  • разработка типовых сценариев и циклов рекреационных занятий

  • активное развитие туристской инфраструктуры

  • гарантия защиты прав потребителей

  • организация системы реализации запроса таким образом, чтобы потребитель мог участ­вовать в процессе конструирования программы собственного отдыха

  • дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения, связанных общностью социально-психологических признаков и интересов

  • специализация туристских предприятий по отдельным видам программ обслуживания

Параметры для дифференциации программ туристского отдыха и путешествий

Основные виды рек­реационной деятель­ности (рекреацион­ные занятия, циклы)

Основные группы населения, на кото­рые рассчитаны про­граммы

Степень ориентации и зависимости от

материально-технической базы рекреационных ре­сурсов и туристской инфраструктуры

Пространственно-временная локализа­ция, социально-функциональная направленность(оздоровление, общение, познание и т.д.)

Эти и другие параметры могут быть использованы для построения программы туристского обслуживания и конструирования программ. Программное движение в туризме в значи­тельной степени изменчиво по содержанию и зависит от таких непредсказуемых движений, как мода, увлечения, устаревание и потеря интереса. Поэтому с течением времени появля­ются новые идеи, что ведет к созданию новых программ и исчезновению прежних. Задача менеджеров- отслеживать и вовремя реагировать на происходящие изменения спроса и по­требностей.

Мотивация в туризме.

Мотив-

  1. побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;

  2. материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направ­ленности деятельности, ради которого она и осуществляется;

  3. осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Без изучения и понимания мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и предложить его на потребительском рынке, а главное удовлетворить желания клиента, обеспе­чив ему положительную гамму туристских впечатлений и эмоций. Закон «ложка дегтя в бочке мёда» безукоризненно действует в туризме и достаточно малейшего срыва, чтобы положитель­ное впечатление от тщательно подготовленного и организованного путешествия было утрачено. Необходимо тщательное изучение моделей поведения человека в различных ситуациях, моти­вации принятия решений в выборе вида отдыха, главных и сопутствующих целей, направления путешествия, выбора партнеров и туристской фирмы. Мотивы совершения путешествия самые различные и зависят от возраста, уровня интеллекта, уровня доходов, национальных особенно­стей, моды и многих других факторов.

Однако среди многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутст­вующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно ос­новываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире. Это сле­дующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

  1. забота о сохранении здоровья -в этой группе программ предусмотрены туры с лечением и рядом оздоровительных процедур и видов спортивных занятий для семей, инвали­
    дов, детей;

  2. занятия спортом- как средство психологической разгрузки и повышения жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный, конный, парусный спорт, серфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и др.

  1. обучение- здесь можно выделить, прежде всего, изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающую ежедневные занятия, а также другие виды рек­
    реационных занятий. Кроме того, сюда входит обучение различным видам спорта и про­фессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.)
    Небольшую группу представляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология,
    астрономия);

  2. возможность для самовыражения и самоутверждения- это так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, кругосветное путешествие на теплоходе, африканское сафари, охота на верблюдах (Йемен, Египет) и мотонартах
    (Финляндия), покорение горных вершин, подводная охота и различные экспедиции;

  3. возможность заняться любимым делом в среде единомышленников- для таких лю­дей существуют специальные «хобби-туры» -для автолюбителей, спортивных болель­
    щиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады, для паломников, для
    коллекционеров и любителей (напр. «Путешествие за орхидеями по Азии»), для гурма­
    нов (кулинарный туризм)-«Сырный тур по Швейцарии», «пивной тур по Чехии»;

  4. решение деловых проблем - так называемые бизнес или конгресс- туры. Туристская фирма обеспечивает культурную и туристско-экскурсионную программу конгрессов, организует деловые поездки с посещением интересующих клиентов мест и предоставле­ нием соответствующих услуг (транспорта, питания, конгресс-обслуживание);

  5. развлечения и потребность общения с другими людьми - путешествия с развлекательно-познавательной программой;

8)удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня - эти задачи реша­ются во всех вышеназванных турах, но приоритетную роль они играют в познаватель­
ных турах по знаменитым городам, столицам, историческим и культурным центрам; в
театральных турах по знаменитым оперным залам, концертам и балетам; в литературных
турах и др.

При выборе программы важны также экономические соображения, территориально-климатические и многие другие. С этой точки зрения хотелось бы предложить следующую ти­пологию туристов как потребителей туристского продукта. Турист как покупатель туристского продукта-

  • экономичные - высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;

  • персонифицированные -важен вид туристского продукта и качество услуг, то время как цена тура или услуги не являются решающим фактором;

  • этичные - склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг;

  • апатичные -важна качество услуг туризма , а цена на них не играет роли.
    Турист по виду предъявляемого спроса на туристский продукт-

  1. 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» создан как Курский Институт непрерывного образования на основании решения учредителя Курской областной организации
  2. Учебно-методическое комплекс для студентов всех форм обучения специальности 03. 05. 01 Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен на заседании кафедры государственного и международного права (УП-9) МГАПИ и рекомендована для использования в лекционных, семинарских и практических занятиям, а также для подготовке к экзамену по дисциплине «Договорное право
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (2)

    Учебно-методический комплекс
    для специальности _(080502) Экономика и управление на предприятии (промышленность и городское хозяйство), (080504) Городское и муниципальное управление
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании ГОС по специальностям: (080502) Экономика и управление на предприятии (промышленность и городское хозяйство), (080504) Государственное и муниципальное управление, утвержденным 17 марта 2 г.
  5. Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

    Учебно-методический комплекс
    Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства
  6. Отчет о результатах самообследования ноу впо уральского международного института туризма

    Содержательный отчет
    В связи с предстоящей аккредитацией Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральского международного института туризма в период с 16.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (20)

    Учебно-методический комплекс
    д. техн. н., профессор, профессор кафедры информационных и управляющих систем «Бийского технологического института Алтайского государственного технического университета имени И.
  8. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080106. 51 Финансы (по отраслям) 080108. 51 Банковское дело

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Документационное обеспечение управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 080106.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.

Другие похожие документы..