Учебно-методический комплекс дисциплины (ЕН. В. 01) Программный туризм (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Рекреационные основы программного туризма

Рекреационная деятельность - это мероприятия по расширенному воспроиз­водству человеческих сил. Программное обслуживание и рекреационная деятель­ность взаимосвязаны. Без рекреационной деятельности, без рекреационных занятий невозможна хорошая программа обслуживания. Поэтому можно сказать, что рекреа­ционные занятия также есть основа туристских программ.

Термин рекреационная деятельность имеет двойное значение: с одной стороны, в него вкладывается представление о деятельности человека или групп населения, с ним связаны понятия «рекреационные занятия», «циклы занятий». А с другой стороны - это специфическая деятельность общества по организации условий для удов­летворения потребностей населения в отдыхе (то, что мы называем деятельностью организаторов отдыха).

Понятие "туристско-рекреационный продукт" (в дальнейшем - ТРП) имеет несколько интерпретаций, возникших в ходе реализации практической деятельности и производственно-бытового словоупотребления профессионалами различного профиля.

С правовой точки зрения туристско-рекреационный продукт (в дальнейшем ТРП) - это право на тур или вид отдыха, предназначенный для реализации туристу или рекреанту; такая трактовка априори подразумевает существование правовых отношений между субъектом, предоставляющим  рекреационные возможности, и субъектом, их потребляющим, что не всегда соответствует действительности. В самом деле, охотник, добывающий по лицензии лося в пределах охотохозяйства, связан с последним договорными отношениями, но этого нельзя сказать о грибнике, собирающем в этой же местности грибы.

В более общепринятой трактовке ТРП - некий потребительский комплекс, включающий тур или вид отдыха, рекреационные и туристско-экскурсионные услуги и товары, причем услуги существуют в невещественной форме [1]. Наконец, с сугубо экономических позиций ТРП можно считать также совокупность потребительских стоимостей туристско-рекреационного комплекса.

Понятно, что одной из важнейших задач развития рекреационной сферы является определение специфики собственного туристско-рекреационного продукта [2], поскольку практически любой регион России потенциально способен предлагать на туристско-рекреационный рынок достаточно разнообразный спектр как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, виды и способы отдыха, плюс к этому немалый объем сопутствующих товаров.

Очевидно также, что специфика регионального ТРП определяется прежде всего своеобразием туристско-рекреационного потенциала, но, с другой стороны, как совершенно справедливо отмечает А.В.Дроздов [3], из смысла самого понятия потенциала следует, что "далеко не все его компоненты могут оказаться - на данный период времени - реальным продуктом, пользующимся достаточным спросом". Определение региональной специфики ТРП требует предварительного анализа составляющих его компонентов, а также устоявшихся региональных "сочетаний" компонентов целостных туристско-рекреационных программ. В свою очередь, компоненты ТРП базируются на представлениях об элементарных рекреационных занятиях или действиях рекреанта (сбор ягод, грибов, орехов, трав или прогулки - пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которые могут быть обобщены в основные типы занятий (действий).

Все элементарные рекреационные занятия можно объединить в определенном наборе типов. Ясно, что разные исследователи, скорее всего, сделают это по-разному, но нам в данном случае важен сам принцип: от элементарных рекреационных занятиях к типам, а далее к модулям и циклам рекреационной деятельности. Последние формируются либо на основе ведущего типа занятий, либо посредством соединения нескольких типов по принципу, который можно назвать "рекреационной дополнительностью" и который обеспечивает совместимость - взаимозаменяемость элементарных занятий.

Вообще говоря, любой самодеятельный рекреант осознанно или интуитивно строит свой отдых именно таким образом, в чем легко убедиться, проведя несложный экспресс-опрос на предмет выявления целей пребывания в рекреационной зоне: "мы приехали, искупались, побродили по лесу, собирали землянику на полянах, приготовили обед на костре, загорали, "вечеряли" у огня - пели песни под гитару, отдыхали, а с рассветом поднялись на рыбалку, наловили окуней, отсыпались, на обед сделали уху..." (из устного сообщения старшеклассников об уик-энде, проведенном на природе). Однако в сфере профессиональной рекреации и туризма такие циклы планируются специально и укладываются в некий уложенный во времени сценарий.

Рекреационный модуль может быть определен как набор элементарных рекреационных занятий, занимающих конечный отрезок времени и объединенных единой целью, а также привязкой к определенным конкретным местам во вмещающем ландшафте.

Поездка компании на велосипедах за город на речку "искупаться, позагорать" - модуль, состоящий из нескольких элементарных рекреационных занятий (катание, купание, загорание и отдых у реки). Поход из деревни в дальний лес по "грибы-ягоды" может также включать собственно сбор грибов, прогулку до лесного массива, отдых у реки на обратном пути.

Набор периодически (как правило - ежедневно) повторяющихся или сочетающихся модулей, территориально объединенных вокруг смежных элементов туристско- рекреационной системы (зон рекреационного тяготения, ядер, узлов и осей туризма и рекреации), образуетцикл. Отдыхающие на базе отдыха, расположенной на берегу лесной речки, являются вольными или невольными потребителями нескольких взаимодополняющих модулей: отдыха у реки (купание, катание на лодках), отдыха в лесу (собирание грибов и ягод, просто прогулки), лечебно-оздоровительных мероприятий, ежевечерних танцев, просмотров кинофильмов в холле и т.д.

Характерно, что в качестве туристско-рекреационного продукта фирмы, юридические и физические лица, зарабатывающие на рекреации, могут предлагать как элементарные занятия, так и сложившиеся модули и циклы. Рекреационные циклы могут изменяться в результате появления новых выигрышных (привлекательных с точки зрения потенциальных потребителей) рекреационных занятий. Так, включение в турпродукт верховых прогулок безусловно обогатит рекреационный цикл любой базы отдыха или молодежного палаточного лагеря. То же можно сказать о специально подготовленной полосе препятствий для наработки туристско-экспедиционных навыков, хорошей волейбольной площадке, футбольном поле и т.д. Однако зачастую в состав ТРП пытаются (следуя моде) включить элементарные рекреационные занятия , не соответствующие рекреационному потенциалу территории, региона. Яркий пример - желание многих турфирм (или просто частных лиц, действующих исключительно в целях личного обогащения, на свой страх и риск) непременно затащить на любой среднерусский водоем гидроциклы. Мощные машины, созданные исключительно для катания по поверхности моря, будут чересчур сильным возмутителем спокойствия где-нибудь на озере или еще меньших по размерам лесных водоемах; после нескольких недель эксплуатации суперсильной машины пострадают и заросли прибрежных макрофитов, и гнездящиеся в них водоплавающие, и стаи мальков на отмели.

В общем случае можно утверждать, что чем более разнообразен ТРП, тем успешнее развивается туристско-рекреационная сфера - до той, однако, поры, когда реальный туристско-рекреационный потенциал не окажется под угрозой. Конный маршрут, проложенный по вершинам материковых дюн на речной террасе, безусловно обогатит ТРП, но скорее всего приведет к неизбежной гибели лесного биогеоценоза.

Вообще качественный туристско-рекреационный продукт всегда является результатом осознанной доработки, даже в том случае, если рекреационный потенциал места признается удовлетворительным.

Важно понимать, что очень часто ТРП связан с потенциалом элементов культурного ландшафта региона, которые были созданы в ходе реализации других видов хозяйственной деятельности или природопользования. Красиво, ровненько скошенный луг на пойменном сегменте малой реки возник в результате сенокошения как вида сенозаготовки, и после прекращения такового он исчезнет за 5-8 лет. Луг удобен для рекреантов, собирающихся отдохнуть на берегу речки, следовательно, если территория становится частью организованной рекреационной зоны, его придется скашивать, но уже для иных - рекреационных целей. Таким образом, современный туристско-рекреационный продукт наследует скрыто-рекреационный потенциал культурного ландшафта и включает предоставляемые им возможности в свой состав. Однако поскольку потребности и полезности рекреантов и туристов имеют свою специфику, постольку возникает необходимость в изменении этих элементов культурного ландшафта, также как и способов ухода за ландшафтом в целом. В дальнейшем, по мере того как трансформируются или просто перестают существовать виды деятельности, породившие "полезные" для рекреации элементы ландшафта, настоящая рекреация просто вынуждена стать новым видом ландшафтообразующей деятельности.

Программа обслуживания - это определенный цикл рекреационных занятий.

Цикл рекреационных занятий - это:

  1. программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и об­разцов реализовывать определенные рекреационные цели, мотивы и притязания в
    конкретных условиях;

  2. взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание элементарных рекреационных
    занятий, возникающих на базе основного занятия;

  3. взаимосвязанное сочетание различных видов деятельности людей во время отдыха, имеющее целевую ориентацию.

Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям:

  • полезность

  • индивидуальная привлекательность (аттрактивность)

ЦРЗ делятся на зимние, летние и внесезонные.

Основой для формирования программ отдыха, создания циклов рекреационных занятий служат занятия рекреационные элементарные. По данным зарубежных со­циологов . число З.Р.Э. удваивается каждые десять лет, к концу 90-х гг. их насчиты­валось свыше 80 тыс. видов. Циклы рекреационных занятий формируются из опти­мальных сочетаний ЭРЗ.

В основе типизации рекреационной деятельности лежит её функциональная ориен­тация. Рекреационные функции:

  • лечебная - направленная на восстановление здоровья человека

  • познавательная - направленная на развитие духовного потенциала личности

  • спортивно-оздоровительная- направленная на развитие физических сил че­ловека.

В цикле рекреационных занятий элементарные рекреационные занятия, исходя из их функциональной ориентации, делятся на:

  • целевые - когда являются главным мотивом рекр. деятельности;

  • дополнительные - когда не реализуют основную цель рекреации, но раз­нообразят цикл рекреационных занятий;

  • сопутствующие- они не дают специфического рекреационного эффекта,
    но необходимы по физиологическим (сон), технологическим (ожидание)
    ограничениям.

Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, до­полнительными - для оздоровительной, сопутствующей - для лечебной.

При моделировании ЦРЗ необходимо помнить, что занятия рекреаци­онные элементарные находятся в определенной зависимости в рамках одного цикла. С этой точки зрения они могут быть:

  • взаимозаменяемыми (альтернативными)-дающими возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЗРЭ на другие

Это дает возможность разнообразить программу отдыха и в то же время является очень важным основанием типизации ЗРЭ, когда к одному типу относят взаимоза­меняемые ЗРЭ, терминологически объединённые каким-либо понятием( напр., мало­подвижные игры в помещении- шахматы , домино, отгадывание кроссвордов и т.п.)

  • взаимообусловленные- приводящие к понятию «режим рекреационной деятель­ности», к построению циклов (напр., водные процедуры следуют за гимнастикой, активные виды предшествуют пассивным)

  • противопоказанные- являющие несовместимость некоторых видов ЗРЭ с други­ми в данный отрезок времени(напр., танцы и чтение)

Типы элементарных рекреационных занятий

индекс

Типы рекреационной деятельности

Элементарные рекреационные занятия

1

Климатолечение

Инсоляция, воздушные ванны, сон на воздухе, терренкур

2

Бальнеологические

Внутреннее и наружное применение минераль­ных вод, грязелечение

3

Игры подвижные в по­мещении

Танцы, аттракционы, общая физподготовка

4

а

Водные процедуры

Купание в бассейне, душ, ванны

5

малоподвижные игры

Бильярд, тихие аттракционы

6

Подвижные занятия на воде

Плавание, гребля, водные лыжи, водный вело­сипед, парусный спорт, прыжки в воду

7

Рыболовство, охота

Рыбная ловля, охота

8

Пассивные занятия в по­мещении

Чтение, телевидение, кино, беседы, пассивные игры, лекции, театр, коллекционирование

9

Спортивный туризм

Туризм пешеходный, велосипедный, горный, лыжный

10

Спортивные игры и уп­ражнения

Хоккей, футбол, спорт лыжный, конькобежный, спортивные игры

11

Экскурсии

Экскурсии пешеходные, автобусные

12

Любительские занятия на открытом воздухе

Садоводство и огородничество, пчеловодство, сбор гербария

13

Прогулки

Прогулки в лесу, сбор грибов, ягод и т.д.

Наиболее предпочтительными для ежедневного отдыха являются следующие типы ДР: прогулочный, любительские занятия на открытом воздухе, спортивные игры и упражнения, водные процедуры, подвижные занятия на воде, в подвижные игры в помещении. Для еженедельного отдыха- подвижные занятия на воде, спортивный ту­ризм, спортивные игры и упражнения, экскурсионный, рыболовно-охотничий, люби­тельские занятия на открытом воздухе. Для отпуска -климатический, спортивный ту­ризм, бальнеологический, рыболовно-охотничий, экскурсионный, подвижные занятия на воде. Важно, что наиболее аттрактивные виды рекреационных занятий об­ладают и высоким уровнем профилактики заболеваний.

  1. 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» создан как Курский Институт непрерывного образования на основании решения учредителя Курской областной организации
  2. Учебно-методическое комплекс для студентов всех форм обучения специальности 03. 05. 01 Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен на заседании кафедры государственного и международного права (УП-9) МГАПИ и рекомендована для использования в лекционных, семинарских и практических занятиям, а также для подготовке к экзамену по дисциплине «Договорное право
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (2)

    Учебно-методический комплекс
    для специальности _(080502) Экономика и управление на предприятии (промышленность и городское хозяйство), (080504) Городское и муниципальное управление
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании ГОС по специальностям: (080502) Экономика и управление на предприятии (промышленность и городское хозяйство), (080504) Государственное и муниципальное управление, утвержденным 17 марта 2 г.
  5. Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

    Учебно-методический комплекс
    Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства
  6. Отчет о результатах самообследования ноу впо уральского международного института туризма

    Содержательный отчет
    В связи с предстоящей аккредитацией Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральского международного института туризма в период с 16.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (20)

    Учебно-методический комплекс
    д. техн. н., профессор, профессор кафедры информационных и управляющих систем «Бийского технологического института Алтайского государственного технического университета имени И.
  8. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080106. 51 Финансы (по отраслям) 080108. 51 Банковское дело

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Документационное обеспечение управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 080106.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.

Другие похожие документы..