Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования

министерство образования и науки

российской федерации

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«оренбургский государственный

педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования


Кафедра художественно-эстетического воспитания

искусство как фактор развития личности

в условиях непрерывного образования

Сборник научных статей по материалам круглого стола

14 февраля 2008 г.


Оренбург

Издательство ОГПУ

2008

УДК

371.013

ББК

74.200.54

И

86

Печатается по решению Совета факультета дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета

Ответственный редактор:

Русакова Т. Г.,

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Редакционная коллегия:

Савельева О. П.,

кандидат пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории художественного образования ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Карягина Г. В.,

кандидат пед. наук, доцент кафедры художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сборник научных статей по материалам круглого стола 14 февраля 2008 г. / Под ред. Т.Г.Русаковой. – Оренбург: Изд. ОГПУ, 2008. – 178 с.

© Коллектив авторов, 2008

© Издательство ОГПУ, 2008

Содержание


Бреусова Т. А.Роль художественного общения в становлении духовного опыта младшего школьника…………………………………………………………..

5

Герасимова М. А.Потенциал дисциплин художественно-эстетического цикла в развитии познавательного интереса будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки…………………………………………………………

11

Долматова Н. В. Рукописный журнал как средство формирования словесного творчества младших школьников………………………………………..

16

Дорошенко С. Н. Формирование живописных навыков будущего учителя изобразительного искусства……………………………………………………………..

23

Земскова Т. М. Эстетическое воспитание учащихся на уроке технологии………

28

Карягина Г. В. Интеграционные основы эстетического воспитания студентов...

34

Кунавина С. В. Дизйн-студия как пространство творческого развития младшего школьника…………………………………………………………………….

40

Кожаринова А.А. Условия развития интереса к занятиям изобразительным искусством у детей младшего школьного возраста………………………………….

45

Косова И. В. Формирование у дошкольников нравственно-эстетической отзывчивости в процессе приобщения к народной культуре (из опыта работы)………………………………………………………………………………………

50

Леушканова О. Ю. Значение и функции выставок в эстетическом воспитании и художественном образовании детей и подростков………………..

55

Нестеров А. К. Взаимодействие искусств в процессе преподавания культурологических дисциплин………………………………………………………..

65

Парамонов И. Ф. Формы организации работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей в православной воскресной школе……………………………...

72

Пахомова А. Педагогическая драматизация как средство формирования ценностного отношения к жизни у младшего школьника………………………..

81

Пашкова А. С., Шевченко М. П. Некоторые особенности работы концертмейстера с учащимися младшего школьного возраста в классе вокала детской школы искусств………………………………………………………………….

88

Петрова Т.В. Вокально-хоровая работа как компонент дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки…………………………………………………………….

97

Полукарова Н. К. Педагогический потенциал народной песенной культуры в обогащении духовного опыта студента………………………………………………..

106

Райда Н. Декоративность как форма выражения красоты бытовых предметов в натюрморте………………………………………………………………………..…………

115

Русакова Т. Г. Педагогические условия развития познавательного интереса к изобразительному искусству у младших школьников……………………………..

118

Русакова Т. Г., Кашавкина Е. Роль художественных произведений в развитии эмоциональной отзывчивости у младшего школьника………………………….

125

Русакова Т. Г., Солдатенкова О. П. Аппликация как средство развития творческого мышления старших дошкольников…………………………………….

136

Савельева О.П. Условия реализации непрерывного дошкольного и начального общего образования………………………………………………………..

144

Хань Е. Н. Литературно-поэтический образ природы в детском рисунке ……..

152

Хрипун Ю. А. взаимодействие музыки с пластическими искусствами и литературой как средство формирования эстетического вкуса младших школьников………………………………………………………………………………

160

Шеина Н. В. приобщение младших школьников к ценностям казачьей культуры (на материале казачьей станицы с. Городище)………………………….

167

Шемякова Н. А. Роль музыки в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа……………………………………………………….

171

Искусство как фактор развития личности

в условиях непрерывного образования

Бреусова Т.А.,

Оренбургский государственный педагогический университет.

Роль художественного общения в становлении духовного опыта младшего школьника

В настоящее время понятия «духовность личности», «личностный опыт», «духовный опыт личности» становятся неотъемлемой частью научных взглядов на развитие человека и место человека в жизни (1). Тем не менее, категория «духовный опыт» до сих пор не обрела своего места в системе других педагогических категорий, не имеет своего строго определенного содержания, для нее характерна размытая множественность интерпретаций. Это связано с тем, что к настоящему времени сложилось несколько парадигм исследования, в которых духовный опыт рассматривается как:

1) сознательный опыт мыслительной деятельности и нравственное поведение; формами духовной деятельности выступают интеллектуально-познавательная активность и моральное сознание (когитальная парадигма – И. Кант, Ф. Гегель);

2) опыт духовного взросления, совершенствования человека (описывается часто с помощью метафор и образов, так как философские понятия для этого недостаточно дифференцированы и слишком

привязаны к описаниям материального мира) – в религиозной парадигме; русских религиозных философов (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин) интересуют, прежде всего, формы внечувственного опыта (морального, эстетическо­го, религиозного), интуиция «всеединства», которая покоится на религиозном чувстве; опыт сопричастности человека Божественному Духу;

3) опыт субъективного духовного усилия (феноменологическая парадигма – Гуссерль, К. Юнг, М. К. Мамардашвили);

4) способ отношения к окружающему миру и сам этот мир, включая человека (прагматическая парадигма – А. Дьюи, В. Оствальд, Э. Мах, Ч. Пирс, А. Пуанкаре, П. Дюркгейм). Прагматическое понимание опыта имеет определен­ную эвристическую ценность для рассмотрения духовного опыта. Поскольку в событиях опыта отражаются отнюдь не «вечные» сущ­ности или инвариантные законы природы, существования кото­рых прагматизм не признает, а индивидуальность и эстетическая уникальность, опыт отождествляется с творчеством, а формой, наиболее соответствующей его природе, признается искусство, то есть одна из сфер духовно-практической жизни.

Исследование философской, культурологической, искусствоведческой литературы показало, что духовный опыт – это культурно-исторический феномен, который формируется в процессе эмпирического отбора произведений человеческого духа, способствующих позитивной динамике культурных процессов и позволяющих человечеству сохранять свое человеческое естество. Этот процесс отбора регулируется механизмами переживания ценности и смысла произведений отдельными представителями человечества, и только те произведения, осмысление которых стало ценностью для большинства, то есть из объекта они превратились в то, благодаря чему воспринимающие стали видеть все остальное (во внутренний смысловой свет), остаются в памяти поколений и становятся духовным наследием. Духовный опыт человечества, таким образом, является своеобразной персонифицированной памятью общества, закрепленной в произведениях искусства, науки и артефактах культуры. Духовный опыт передается из поколения в поколение через ценности и правила; традиции (авторитет традиции внерационален, она внедрена в духовные структуры личности в чувственном опыте повторений, усвоена с дыханием); авторскую деятельность.

Теоретический анализ показывает, что к настоящему времени в науке сложилось два основных подхода к пониманию сущности духовного опыта: секулярный и религиоз­но-мистический. Секулярный подход в его натуралистическом и этическом вариантах связывает духовный опыт исключительно с идеальной деятельностью человеческого духа и ограничивает сфе­ру надындивидуальной духовной реальности совокупностью форм общественного сознания. Религиозно-мистическая традиция, не отрицая сущности со­циализации как процесса приобщения человека к миру культуры, рассматривает его в качестве условия подлинного духовного опыта как непосредственного опыта взаимодействия с духовной реально­стью, под которой понимается сфера объективного, сверхчелове­ческого духа, представленная иерархией духовных сущностей.

В основе принципиального различия между религиозным и секулярным воззрениями на природу и сущность духовности лежит различное содержательное наполнение понятия «дух»: в секулярной философии духом называют присущие человеку идеальные способности – сознание и волю, тогда как в рели­гиозно-мистической традиции под ним подразумевают объек­тивные духовные сущности – от духов анимистических рели­гий до абсолютного Божественного Духа (K. I. Pargament). Оба этих смысла отра­жены и разведены в энциклопедических изданиях. Так, в Но­вейшей философской энциклопедии понятие «дух» определяется двояко:

  • как «высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслопознания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и со­средоточивающего принципа для других способностей души»,

  1. «Оренбургский государственный педагогический университет» (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 4 июня 2009 г. в 9.00 часов на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.
  2. Отчет о результатах самообследования Утвержден на заседании (2)

    Содержательный отчет
    Модернизация российской экономики предполагает не только разработку и внедрение нового оборудования, но и наличие специалистов, способных освоить новую технику и эффективно работать на ней.
  3. В условиях непрерывного образования

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «__» 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д 215.005.05 ФГВОУ ВПО «Военный университет» (123001, Москва, ул.
  4. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества

    Курсовая работа
    Экзистенциальное и, во многом с ним схожее, гуманистическое направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в., представляя собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя
  5. «Образование и культура как фактор развития малого города»

    Документ
    16 мая 2009 года в филиале Омского государственного педагогического университета в г.Таре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и культура как фактор развития малого города».
  6. 1. 050100. 62 «педагогическое оразование». Профиль «Дошкольное образование и Музыка»

    Документ
    готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
  7. В сфере образования Иркутской области от 20 г. № Информационно-аналитическая карта (паспорт) общеобразовательного учреждения раздел I

    Документ
    1.4. Банковские реквизиты ИНН 3811056955/ КПП 381101001, л/ч № 03902430331, Комитет по__ бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска, Расч.
  8. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24.11.2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный
  9. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24.11.2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный

Другие похожие документы..