Примерный учебный план примерные программы дисциплин макет примерной программы дисциплины Философия и методология социальных наук макет примерной программы дисциплины

Содержание

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….…..3

1.1 Нормативные документы для разработки основной образовательной программы по направлению подготовки магистра 040100 «Социология» …...…3

1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) выпускника "магистр")…………………..3

2 Примерный учебный план……………………………………………..7

3 Примерные программы дисциплин …………………………...15

макет примерной программы дисциплины "Философия и методология социальных наук…………………………………………………………………….16

макет примерной программы дисциплины"Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода научных текстов"............32

Макет примерной программы дисциплины "Современные социологические теории-2"………………………………………………………………………..…...52

Макет примерной программы дисциплины "Современные методы социологических исследований"…………………………………………...……...70

Макет примерной программы дисциплины "Научно-исследовательский семинар" …………………………………………………………………………….82

Приложения

Приложение А. Авторские примерные учебные программы дисциплин:..……99

"Философия и методология социальных наук"…………………………….100

"Современные социологические теории - 2"……………………………….123

"Научно-исследовательский семинар" ……………………………….…….148

Приложение Б. Аннотированное описание учебных курсов вариативной части специализированной магистерской программы «Комплексный социальный анализ» ……………………………………………………………………………..173

1 общие положения

1.1 Нормативные документы для разработки основной образовательной программы по направлению подготовки магистра 040100 «Социология»

Нормативную правовую базу разработки ООП магистра составляют:

  • Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Социология», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от «14» января 2010 г. № 42, квалификация (степень) магистр;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.

1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) выпускника "магистр")

1.2.1 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

способностью использовать углубленные знания правовых и этических норма при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2);

способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения; владением навыками редактирования и перевода профессиональных текстов (ОК-3);

способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации (ОК-4);

умением работать самостоятельно и в коллективе, навыки руководства коллективом (ОК-5);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-7); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9);

1.2.2 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

способностью осваивать новые теории, модели, методы исследований, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4);

в производственно-прикладной деятельности:

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);

умением использовать социологические методы исследований для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);

в проектной деятельности:

способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-8);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);

способностью и готоностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (ПК-10);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);

способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12);

в педагогической деятельности:

способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

2 Примерный учебный план

Пояснительная записка

В соответствии с разъяснениями Министерства образования и науки по формированию примерной основной образовательной программы (ПООП) высшего профессионального образования, Консорциум вузов и представителей работодателей, разработавший ФГОС ВПО по направлению Социология, в 2010 году продолжил совместную работу по реализации новых требований, заложенных в стандарте.

Как и при разработке ПООП бакалавра, одно из основных положений, которых придерживался Консорциум при разработке ПООП, – сохранение той степени свободы, которую предоставляет вузам стандарт нового поколения. В соответствии с этим Консорциум принял макет с несколькими вариантами распределения зачетных единиц, предложенными вузами-членами Консорциума.

В табл.1 представлены рекомендуемые консорциумом варианты распределения зачетных единиц по циклам и базовым дисциплинам – без распределения по семестрам. Вариативная часть составлена с учетом компетенций, которые должны быть сформированы в процессе изучения предлагаемых дисциплин.

Полный вариант примерного учебного плана, соответствующий разработанной структуре ПООП, дан в Приложении 2.1. Примеры конкретной реализации программ специализированной магистерской подготовки (на основе рабочих планов РУДН и НИУ ВШЭ) представлены в Приложении 2.2 и 2.3..

Примеры программ специализированной магистерской подготовки вузов консорциума приведены в Приложении 2.4.

Таблица 1

Структура примерной образовательной программы по направлению 040100 «Социология»

с вариантами распределения зачетных единиц

(по результатам обобщения учебных планов, разработанных вузами–членами консорциума)

Наименования дисциплин и практик

ФГОС

Примерный

учебный

план

Коды компетенций

(ФГОС)

М.1. Общенаучный цикл

10-14

10

ОК-2

ОК-3

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ПК-3

ПК-4

ПК-13

М.1.Б.00

Базовая часть

6-11

6-10

М.1.Б.01

Философия и методология социальных наук

3-4

М.1.Б.02

Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода научных текстов

3-6

М.1.В.00

Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента

0-4

М.1.В.В.00

Дисциплины по выбору студента

0

М.2. Профессиональный цикл

46-50

50

ОК-1

ОК-6

ОК-8

ОК-9

ОК-1314

ПК-1

ПК-4

ПК-6

ПК-9

ПК-8

ПК-9

ПК-11-13

М.2.Б.00

Базовая часть

11-14

14

М.2.Б.01

Современные социологические теории-2

4-5

М.2.Б.02

Современные методы социологических исследований

4-5

М.2.Б.03

Научно-исследовательский семинар

4-6

М.2.В.00

Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента

36

М.2.В.В.00

Дисциплины по выбору студента

18-30

М.3. Практики и научно-исследовательская работа

36-42

36-42

ОК-1–9

ПК-1–8

ПК-10–13

М.3.1 Научно-исследовательская работа в семестре

21-27

М.3.2 Практика

12-15

М.4. Итоговая государственная аттестация

18-24

18-24

ОК-3

ОК-6–9

ПК-1– 4

ПК-6

ПК-8

ПК-9

Подготовка и защита магистерской диссертации

Государственный экзамен1

15-19

5-6

ВСЕГО

240

240

Приложение 2.1

  1. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии

    Содержательный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  2. Программа обновление гуманитарного образования в россии • К. С. Гаджиев политическая наука пособие для преподавателей

    Программа
    Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным
  3. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана (1)

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана (2)

    Методические рекомендации
    Т.П. Андреевская, М.Б. Багге, Н.С. Баранова, Л.М. Ванюшкина, Е.В. Евтух, О.Н. Журавлева, Т.С. Кузнецова, И.В. Ларионова, И.Ю. Лебедева, А.Н. Левкин, Н.
  5. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана (3)

    Методические рекомендации
    При разработке учебных планов (УП) образовательных учреждений (ОУ) Санкт-Петербурга необходимо помнить, что учебный план – важнейшая составляющая часть образовательной программы ОУ, раскрывающая специфику деятельности образовательного
  6. В. Н. Порус Философия и методология общественных и естественных наук

    Документ
    Данное руководство для студентов входит в серию учебных материалов Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (МИЭФ ГУ-ВШЭ), подготовленных в рамках проекта Национального фонда
  7. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 15. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010

    Основная образовательная программа
    ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и ставит своими целями:
  8. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010 (1)

    Основная образовательная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических материалов,
  9. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010 (2)

    Основная образовательная программа

Другие похожие документы..