Положение детей-сирот и меры по их поддержке 48 Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 54

Администрация Томской области

Ежегодный доклад

«О положении детей в Томской области»

2005 год

Томск

2006

Содержание

Введение 3

Основные демографические характеристики 3

Уровень жизни семей с детьми 4

Состояние здоровья детей 10

Состояние питания детей 20

Образование, воспитание и развитие детей 25

Организация отдыха и оздоровления детей 39

Трудовая занятость подростков 42

Развитие социального обслуживания семьи и детей 46

Положение детей-сирот и меры по их поддержке 48

Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 54

Положение детей вынужденных переселенцев и детей мигрантов 59

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних 60

Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних 65

Положение несовершеннолетних, отбывающих наказание

в воспитательных колониях 68

Заключение 75

Приложение. Статистические данные, 79

характеризующие положение детей в Томской области

В В Е Д Е Н И Е

Доклад «О положении детей в Томской области» содержит анализ основных аспектов положения детей в Томской области в 2005 году, а также меры по его улучшению. Доклад подготовлен в целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления объективной и систематизированной информацией о положении детей и тенденциях его изменения для определения приоритетных направлений деятельности, разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их выживания, защиты и развития.

Доклад основывается на официальных материалах Комитета записи актов гражданского состояния Администрации области, Департамента здравоохранения Администрации области, Управления федеральной государственной службы занятости населения по Томской области, Департамента общего образования Администрации области, Управления начального профессионального образования Администрации области, Департамента социальной защиты населения Администрации области, Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации области, Департамента по культуре Администрации области, Управления исполнения наказаний Минюста по Томской области, Государственного учреждения «Управление внутренних дел Томской области», Государственного учреждения «Отдел по делам миграции УВД Томской области», Управления социально-трудовых отношений Администрации области, Прокуратуры Томской области, Главного управления МЧС по Томской области.

В докладе освещены вопросы уровня жизни семей с детьми, состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, организации отдыха, оздоровления, трудовой деятельности детей и подростков, детской преступности.

Особое внимание уделено проблемам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вопросам профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, созданию условий для развития новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приложении к Докладу приведены статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей за 2003-2005 годы.

Основные демографические характеристики

Общая численность постоянного населения Томской области на начало 2005 года составляла 1036,5 тыс. человек (из них детей в возрасте до 18 лет – 202476). За период с 2000 года численность населения области сократилась на 32,1 тыс. человек.

Характерной чертой депопуляции является естественная убыль населения, обусловленная превышением числа умерших над числом родившихся.

Рождаемость в 2005 году по отношению к 2004 году снизилась на 4,6 %, смертность населения увеличилась на 3 %. В абсолютных цифрах в 2005 году родилось на 541 человек меньше, чем в 2004 году, умерло на 445 человек больше, чем 2004 году. В 2005 году в целом по области на 100 человек родившихся приходилось 134 умерших (в 2004 году- 124). Естественный прирост населения имеет отрицательный баланс - -3.8 (2004 - -3.2).

За 2004 год число детей в возрасте до 18 лет в области уменьшилось на 13958 человек. Их доля в общей численности населения сократилась с 20,9 % на начало 2004 года до 19,5 % на начало 2005 года.

В истекшем году сохранилась тенденция снижения уровня младенческой смертности. Показатель смертности в возрасте до одного года на 1000 родившихся в 2005 году составил 13,4 промилле (в 2004 году - 13,6 промилле).

В 2005 году по отношению к 2004 году снизилось число заключенных браков и разводов соответственно на 0,3 и на 15,8 %.

Растет число неоформленных браков. Косвенно о распространении незарегистрированных браков свидетельствует доля внебрачных рождений. В 2004 году у незамужних женщин родилось 2210 детей или 18,7 % от общего числа рождений, в 2005 году – 2322 ребенка или 20,6 %.

Снизилось количество детей, зарегистрированных у несовершеннолетних мам: в 2005 году - 302 ребенка, что на 47 (13,5 %) детей меньше, чем в 2004 году.

Произошло сокращение числа детей, оставшихся без одного из родителей после развода родителей. Таких детей зарегистрировано 3287, что на 471 (12,5 %) меньше, чем в 2004 году.

В сравнении с 2004 годом миграционный процесс характеризуется сокращением на 27,5 %. На 01.01.2006 в Томской области проживает 540 семей вынужденных переселенцев (1665 человек, в том числе 360 детей).

Таким образом, демографическая ситуация в области на начало января 2006 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, обусловленным превышением числа умерших над числом родившихся.

Уровень жизни семей с детьми

Главным результатом экономического развития Томской области в 2005 году явилось достижение и закрепление положительной динамики основных показателей социального развития и уровня жизни населения.

Система важнейших индикаторов уровня жизни населения включает в себя следующие основные показатели: среднедушевой денежный доход, покупательная способность денежных доходов населения (отношение доходов населения к величине прожиточного минимума), величина прожиточного минимума, заработная плата, индекс потребительских цен и другие.

Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2005 г. сложились в размере 7888,0 руб. и возросли на 21,9% по сравнению с 2004 г., при этом в реальном выражении их рост составил 108,5%.

Отмечается рост покупательной способности денежных доходов – ключевого показателя уровня жизни населения. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов в 2005 г. составила 2,4 набора ПМ (в 2004 г. – 2,2).

Темпы роста доходов населения Томской области

в % к предыдущему году.

П
окупательная способность средних пенсий увеличилась с 1,1 набора ПМ пенсионера в 2004 г. до 1,2 - в 2005 г. При этом покупательная способность среднемесячной заработной платы не претерпела изменений по сравнению с 2004 г. и составила 2,8 набора ПМ трудоспособного работника.

Другим показателем уровня жизни населения является прожиточный минимум – минимальный стандарт потребления при фиксированном наборе товаров и услуг и жестко закрепленной нормативной базе, зависящий от изменения потребительских цен на региональном рынке товаров и услуг. Среднегодовая величина прожиточного минимума по Томской области в 2005 году составила 3152 рубля и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 16,7%.

Изменения абсолютных значений величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в 2004-2005 гг. представлены в таблице:

Среднегодовая величина ПМ

за 2005 г., руб.

Справочно:

величина ПМ

за 2004 г., руб.

Абсолютный прирост,

руб.

Темп роста

%

На душу населения

3152

2700

452

116,7

Трудоспособное население

3357

2882

475

116,5

Пенсионеры

2387

2008

379

118,9

Дети

3147

2710

437

116,1

В связи с истечением в декабре 2005 г. срока действия Закона Томской области «О потребительской корзине в Томской области» Государственной Думой Томской области 22 декабря 2005 года принят новый Закон Томской области «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Томской области».

В новой потребительской корзине увеличены объемы потребления продуктов для социально-демографической группы «Дети» в следующих размерах:

- мясопродукты - на 19,9%;

- рыбопродукты - на 20,5%;

- яйцо - на 12,2%;

- овощи и бахчевые - на 12,5%;

- фрукты свежие - на 11,1%;

- сахар и кондитерские изделия - на 6,0%.

По итогам 2005 года среднемесячная заработная плата в целом по области сложилась в размере 9639,6 руб. и в номинальном выражении увеличилась на 19,1% по отношению к 2004 году.

По уровню среднемесячной заработной платы Томская область среди регионов Сибирского федерального округа продолжает занимать 2-ое рейтинговое место после Красноярского края.

За прошедший год в области в 1,5 раза выросло число организаций с уровнем заработной платы свыше 20 тыс. рублей. На треть возросла численность работников с заработной платой, соответствующей социально приемлемому уровню достатка (4-5 ПМ трудоспособного населения).

В течение 2005 года сохранялось устойчивое распределение видов экономической деятельности по уровню оплаты труда. В реальном секторе экономики, как и годом ранее, наиболее высокий уровень номинальной заработной платы наблюдался в организациях, занимающихся транспортировкой газа, организациях по добыче сырой нефти и природного газа, предоставлению услуг в этих областях, производстве нефтепродуктов, финансовом посредничестве. В организациях бюджетной сферы в 2005 г. рост заработной платы составил 125%. Среднемесячная заработная плата бюджетников по сравнению с 2004 годом составила в организациях: образования – 6658,2 рублей. (рост 125,5%); здравоохранения – 6201,2 рублей. (рост 125,7%); культуры и спорта – 4956,7 рублей. (рост 123,4%). Низкая заработная плата сложилась в обрабатывающих производствах, таких как текстильное и швейное производство, сельское, лесное хозяйство, производство пищевых продуктов и других.

Среди муниципальных образований первые рейтинговые места по уровню среднемесячной заработной платы сохранили г. Стрежевой (22245,6 руб.), Александровский (17321,4 рублей), Парабельский (11448,5 рублей) и Каргасокский (11277,8 рублей) районы.

Несмотря на положительную динамику роста заработной платы, в сфере оплаты труда существует ряд проблем, характерных не только для Томской области, но и для России в целом. Это:

- высокий уровень дифференциации заработной платы. Разрыв средней заработной платы в зависимости от экономического вида деятельности в Томской области достигает 12-15 раз, в некоторых организациях разрыв между минимальными и максимальными размерами заработной платы составляет более чем в 40 раз;

- низкий уровень минимального размера оплаты труда, установленный на федеральном уровне, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, что порождает экономическую бедность работающих граждан.

Ситуация на рынке труда Томской области в 2005 году оставалась напряженной.

Общая численность безработных граждан на 1 января 2006 года составила 54,5 тыс. человек, из них зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 23,2 тыс. человек.

Наиболее сложное положение складывалось на рынке труда в сельской местности. На 01.01.2006 на учете в органах службы занятости состояли 17,8 тыс. безработных граждан, проживающих в сельской местности, или 76,9% от общего числа безработных граждан, состоявших на учете.

В 2005 году в государственную службу занятости населения на учет в качестве ищущих работу поставлены 64,7 тыс. человек, что на 7,3% больше, чем в 2004 году.

Среди безработных граждан, состоявших на учете в органах службы занятости на начало 2006 года, 517 несовершеннолетних граждан в возрасте 16 – 17 лет (в 2004 г. – 575 чел.), 116 человек из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2005 – 103 чел.). Безработные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов составили 8,6 тыс. человек, что на 3,3% меньше аналогичного показателя в 2004 году, из них 9,6% - многодетные родители и 8,0 % - одинокие родители.

Средний период продолжительности регистрируемой безработицы на 1 января 2006 года составил 6,0 месяцев (на 01.01.2005 – 6,4 мес.). Среди женщин этот показатель составил 6,1 мес.; молодёжи в возрасте 16-29 лет – 5,2 мес.; граждан, проживающих в сельской местности – 6,3 месяца.

На период поиска работы материальную поддержку в виде выплаты пособия по безработице получали 65,2 тыс. человек. Из них 37,9 тыс. женщин (58,2%), молодежь в возрасте 16 – 29 лет – 25,7 тыс. человек (39,4%). Общие затраты из федерального бюджета на выплату пособий по безработице составили 253,0 млн. рублей (в 2004 году – 208,2 млн. рублей).

В 2005 году доля безработных граждан, получавших пособие по безработице в минимальном размере, осталась на уровне 2004 года, и составила 78% от общего числа безработных граждан, получавших пособие.

Средний размер пособия по безработице составил 1,3 тыс. рублей, минимальный - 936 рублей.

Оказана материальная помощь 518 безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице и нуждавшимся в материальной поддержке. Затраты на материальную помощь из средств федерального бюджета составили 492,0 тыс. рублей.

Средний размер затрат из федерального бюджета на одного безработного гражданина, включая выплату пособия по безработице и оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице, составил 3,9 тыс. рублей (в 2004 году – 3,3 тыс. рублей).

  1. Regions ru 7 в югре начала работу Всероссийская конференция по негосударственному пенсионному обеспечению. 7 Regnum 7

    Документ
    ру 11 Бедность от государства 11 Гудок 13 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ. 13 Известия 14 ИЗВЕСТИЯ. 14 ИТАР-ТАСС 15 Лишь 10 проц населения РФ сами заботятся о будущих пенсиях - президент Национальной ассоциации пенсионных фондов 15 Красное знамя 15
  2. Regions ru 6 в югре начала работу Всероссийская конференция по негосударственному пенсионному обеспечению. 6 Regnum 6

    Документ
    Особенности негосударственного пенсионного обеспечения и пути его дальнейшего развития в России обсуждают участники второй Всероссийской конференции, которая открылась сегодня в Ханты-Мансийске.
  3. Содержани е (9)

    Документ
    Нормативные правовые акты по организации деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  4. «Доступное и комфортное жилье гражданам России» (2)

    Документ
    Иск и решение суда об обязании администрации муниципального образования предоставить Ветровой Елене Семеновне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение стр.
  5. Состав проектных материалов (2)

    Документ
    2.7.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
  6. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2009 год

    Содержательный отчет
    Основными итогами социально-экономического развития города в 2009 году являются: сохранение, в условиях кризиса экономики, доходов населения, обеспечение нормальной жизнедеятельности города, в том числе социальной и коммунальной инфраструктуры,
  7. Сердобского района (2)

    Решение
    Руководствуясь п.1 ч.10 ст. 35 и ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими редакциями), ст.
  8. Доклад о результатах деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Доклад
    Цель публичного доклада – показать общественности, органам представительной власти о результатах, потенциале и условиях функционирования школы, проблемах и направлениях развития.
  9. Отчет по итогам 2009-2010 учебного года. Моу «сош №2»

    Содержательный отчет
    В 1970 году при Нижневартовском РОНО образовалась Мегионская восьмилетняя школа. 01.09.1973г. на основании решения Райисполкома восьмилетняя школа была переименована в Среднюю школу №2.
  10. Решение от 23. 06. 2010 (1)

    Решение
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического

Другие похожие документы..