Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

Рабочая программа по биологии .

Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е.В., II категория.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 г. в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

6 класс «Живой организм»- 68 часов: 34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента;

7 класс «Многообразие живых организмов»- 68 часов из федерального компонента;

8 класс « Человек» - 68 часов из федерального компонента;

9 класс « Основы общей биологии» - 68 часов из федерального компонента.

Использование в 6 классе часов из регионального компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний данная рабочая программа предусматривает выполнения ряда лабораторных работ и практических работ.

Данная рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение »

А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях ; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/ понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем ; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины

Мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных

Отдельных групп) ; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности ; взаимосвязи организмов и окружающей среды ; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных , растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических ) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ( классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

6 класс

«Живой организм»

(2 часа в неделю - всего 68 часов)

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Изучение курса рекомендуется проводить на примере живых организмов и экосистем своего региона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 26 ч.).

Тема1.1. Основные свойства живых организмов

2

Тема1. 2. Химический состав клеток

2

Л.р. 1

Тема1. 3. Строение растительной и животной клетки

3

Л.р. 1

Тема1.4. Деление клетки

2

Тема1.5. Ткани растений и животных

4

Л.р. 2

Тема1.6. Органы и системы органов

10

Л.р. 2

Тема1.7. Растения и животные как целостные организмы

3

II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (37 ч.).

Тема 2.1.Питание и пищеварение

8

Тема 2.2. Дыхание

3

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4

П.р. 1.

Тема 2.4. Выделение

4

Тема 2.5. Опорные системы

2

Л.р.1

Тема 2.6. Движение

2

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

5

Тема 2.8. Размножение

5

П.р. 1

Тема 2.9. Рост и развитие

4

Л.р.1

III.ОРГАНИЗМ И СРЕДА ( 5 ч. ).

Тема 3. 1. Среда обитания. Факторы среды

3

Тема 3. 2. Природные сообщества

2

ИТОГО:

68

Л.р. 8, п.р.2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

I .СТРОЕНИЕ И СВОЙСИВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 26 ЧАСОВ).

1.1. Основные свойства живых организмов ( 2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов : клеточное строение , сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

1.2. Химический состав клеток ( 2 часа )

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа № 1 Определение состава семян пшеницы.

1.3.Строение растительной о животной клеток ( 3 часа )

Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы- неклеточные формы жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторная работа № 2 Строение клеток живых организмов.

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

    Пояснительная записка
    Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  2. Рабочая программа по физике (10-11 класс) Базовый уровень

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10 - 11 «Б» класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.
  3. Рабочая программа по физике 10-11 класс

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11 А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  4. Рабочая программа по физике для 7 класса основного общего образования

    Рабочая программа
    для педагогических работников МОУ СОШ программа определяет приоритеты в содержании физического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  5. Рабочая программа по природоведению предмет

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного курса природоведения для общеобразовательных учреждений, составленной в полном соответствии
  6. Рабочая программа по предмету «физика» для 10-11 класса. Профильный уровень. Составитель: Сангаджиева Любовь Батовна, учитель физики, высшая квалификационная категория

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  7. Рабочая программа по физике 7-9 классы

    Рабочая программа
    Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы А.
  8. Рабочая программа по учебному предмету Физика

    Рабочая программа
    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  9. Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.

Другие похожие документы..