Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Введение

1

1.Эволюция живого мира на Земле

24

Л.р. 2

1.1. Основные свойства живых организмов

2

1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

1.4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

3

1.5.Микроэволюция

3

Л.р. 2

1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

1.7. Возникновение жизни на Земле

2

1.8. Развитие жизни на Земле

4

2. Структурная организация живых организмов

10

Л.р. 1

2.1. Химическая организация клетки

2

2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

2.3. Строение и функции клеток

5

Л.р. 1

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

3.1. Размножение организмов

2

3.2. Индивидуальное развитие организма ( онтогенез )

3

4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Л.р.2

4.1. Закономерности наследования признаков

10

Л.р. 1

4.2. Закономерности изменчивости

6

Л.р.1

4.3. Селекция растений , животных и микроорганизмов

4

5. Взаимодействие организма и среды. Основы экологии.

6

5.1 Биосфера, ее структура и функции

4

5.2.Биосфера и человек

2

Заключение

2

ИТОГО:

68

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение ( 1 час).

Место курса «Общей биологии» в системе естественных научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение и взаимозависимости всех частей Земли.

  1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ ( 24 часа ).

1.1.Основные свойства живых организмов ( 2 часа ).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах.

Царства живой природы: краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

    1. 1.2. Развитие биологии в Додарвиновский период ( 2 часа ).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. первые русские эволюционисты.

    1. 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора ( 5 часов ).

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

    1. 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа ).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1.5. Микроэволюция ( 3 часа )

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция- элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная работа №1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

    1. 1.6. Биологические последствия адаптации Макроэволюция ( 3 часа ).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции; многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1.7. Возникновение жизни на Земле ( 2 часа ) .

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический ( теория А.И.Опарина ) , биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

    1. 1.8. Развитие жизни на Земле ( 4 часа ).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных; рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека ; древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens ; человеческие расы, расообразование , единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

  1. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 10 часов ).

    1. 2.1. Химическая организация клетки ( 2 часа )

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы ; их вклад в образование неорганических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода ; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот , их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Репликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

    1. 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке ( 3 часа ).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков , жиров и углеводов в клетке.

    1. 2.3. Строение и функции клеток (5 часов ).

Прокариотические клетки ; форма и строение. Строение цитоплазмы бактериальной клетки4 организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы , их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организма.

Лабораторная работа №3 Изучение строения клеток растений и животных под микроскопом.

  1. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

( 5 часов ).

    1. Размножение организмов ( 2 часа ).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.

    1. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез ) ( 3 часа )

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития : дорепродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Биогенетический закон.

4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ ( 20 часов).

4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов ).

Этапы развития генетики. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя- закон доминирования. Второй закон Менделя- закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание, третий закон Менделя- закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т.Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики.

Лабораторная работа №4 Решение генетических задач и составление родословных.

4.2. Закономерности изменчивости ( 6 часов ).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая , или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторная работа №5 Построение вариационной кривой.

4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов ( 4 часа ).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицинской , микробиологической и других промышленности.

5.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ . ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. ( 6 часов).

5.1. Биосфера, ее структура и функции ( 4 часа ).

Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы.

Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов;

Продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности , влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения- симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

5.2. Биосфера и человек ( 2 часа ).

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы ( роль человека в природе ) ; последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования , охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Заключение ( 2 часа ).

Обобщение и повторение пройденного за курс общей биологии в 9-м классе.

В результате изучения предмета в 9 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- фундаментальные понятия биологии4 -

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства , в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле , а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2009.-287 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. , С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров Биология.Общие закономерности 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Общие закономерности.» М.: Дрофа, 2009.-128с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2)Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин . « Биология. Общие закономерности» 9 класс Методическое пособие к учебнику Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Распределение учебного времени , отведенного на изучение основных тем курса биологии в основной школе в примерной программе, авторской и рабочей программе.

тема

Примерная программа

Программа по биологии Н.И.Сонина.

Рабочая программа

1.Биология как наука. Методы биологии.

3 часа

3 часа

3 часа

2. Система органического мира.

25 часов

36 часов

36 часов

3.Многообразие и эволюция живой природы.

62 часа

62 часа

65 часов

4.Признаки живых организмов.

34 часа

62 часа

68 часов

5.Взаимосвязь организмов и окружающей среды

28 часов

30 часов

32 часа

6.Человек и его здоровье

60 часов

63 часов

68 часов

Резервное время

33 часа

24 часа

Итого:

245 часов

280 часов

272 часа

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

    Пояснительная записка
    Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  2. Рабочая программа по физике (10-11 класс) Базовый уровень

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10 - 11 «Б» класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.
  3. Рабочая программа по физике 10-11 класс

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11 А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  4. Рабочая программа по физике для 7 класса основного общего образования

    Рабочая программа
    для педагогических работников МОУ СОШ программа определяет приоритеты в содержании физического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  5. Рабочая программа по природоведению предмет

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного курса природоведения для общеобразовательных учреждений, составленной в полном соответствии
  6. Рабочая программа по предмету «физика» для 10-11 класса. Профильный уровень. Составитель: Сангаджиева Любовь Батовна, учитель физики, высшая квалификационная категория

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  7. Рабочая программа по физике 7-9 классы

    Рабочая программа
    Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы А.
  8. Рабочая программа по учебному предмету Физика

    Рабочая программа
    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  9. Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.

Другие похожие документы..