Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

«Человек»

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практическихработ

1.Место человека в системе органического мира

2

2. Происхождение человека

2

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Л.р.1, п.р.1

5. Координация и регуляция

11

П.р.2

6. Опора и движение

9

Л.р.1,п.р.2

7. Внутренняя среда организма

3

Л.р.1

8. Транспорт веществ

5

П.р.1

9. Дыхание

5

П.р.1

10. Пищеварение

5

Л.р.1,п.р.1

11. Обмен веществ и энергии

2

12. Выделение

3

13. Покровы тела

3

14. Размножение и развитие

3

15. Высшая нервная деятельность

5

16. Человек и его здоровье

5

Л.р.1,п.р.1

ИТОГО:

68

Л.р.5,п.р.9.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Место человека в системе органического мира ( 2 часа ).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

  1. Происхождение человека ( 2 часа ).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

  1. Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека (1 часа )

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие .

  1. Общий обзор строения и функций организма ( 4 часов ).

Клеточное строение организма. Ткани : эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

  1. Координация и регуляция ( 11 часов ).

Гуморальная регуляция ( 2 часа )

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция ( 9 часов )

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств ( анализаторы) , их строение, функции. Строение , функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Практическая работа №2 Изучение головного мозга человека ( по муляжам)

Практическая работа №3 Изучение изменения размера зрачка.

Опора и движение ( 9 часов ).

Скелет человека , его отделы : осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека , связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей : трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Мышечная система . строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения костей.

Практическая работа № 4 Измерение массы и роста своего организма.

Практическая работа № 5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма (3 часа ).

Понятие «внутренняя среда» .тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови6 эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Лабораторная работа №3 Изучение микроскопического строения крови.

  1. Транспорт веществ ( 5 часов ).

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа №6.Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

9 Дыхание ( 5 часов ).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях ; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Практическая работа № 7 Определения частоты дыхания.

10 Пищеварение ( 5 часов ).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы : печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Лабораторная работа № 4 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практическая работа №8 Определение норм рационального питания.

11. Обмен веществ и энергии ( 2 часа ).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение ( 3 часа ).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

13. Покровы тела ( 3 часа ).

Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом , солнечном ударах, обморожения, электрошоке.

14. Размножение и развитие ( 3 часа ).

Система органов размножения ; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15 Высшая нервная деятельность ( 5 часов ) .

Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

16. Человек и его здоровье ( 5 часов).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа № 5 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Практическая работа № 9 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

В результате изучения предмета в 8 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов ;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека ;

- внутреннюю среду организма , иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека ;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Уметь

- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

- оказывать доврачебную помощь при травмах тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И., М.Р.Сапин « Биология..Человек » 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-215 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Биология.Человек 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек..» М.: Дрофа, 2006.-64 с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2)Н.Б.Ренева , Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

9 класс

«Человек»

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Программа курса включает полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом их образовательного уровня.

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

    Пояснительная записка
    Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  2. Рабочая программа по физике (10-11 класс) Базовый уровень

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10 - 11 «Б» класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.
  3. Рабочая программа по физике 10-11 класс

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11 А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  4. Рабочая программа по физике для 7 класса основного общего образования

    Рабочая программа
    для педагогических работников МОУ СОШ программа определяет приоритеты в содержании физического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  5. Рабочая программа по природоведению предмет

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного курса природоведения для общеобразовательных учреждений, составленной в полном соответствии
  6. Рабочая программа по предмету «физика» для 10-11 класса. Профильный уровень. Составитель: Сангаджиева Любовь Батовна, учитель физики, высшая квалификационная категория

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  7. Рабочая программа по физике 7-9 классы

    Рабочая программа
    Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы А.
  8. Рабочая программа по учебному предмету Физика

    Рабочая программа
    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  9. Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.

Другие похожие документы..