Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

1.4. Деление клетки ( 2 часа )

Деление клетки- основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

1.5. Ткани растений и животных ( 4 часа )

Понятие « ткань».Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений,

Их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа №3 Ткани растительных организмов.

Лабораторная работа № 4 Ткани животных организмов.

1.6. Органы и системы органов ( 10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка- зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение ( околоцветник, тычинки, пестики) . Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа №5 Изучение органов цветкового растения.

Лабораторная работа №6 Распознавание органов у животных.

1.7. Растения и животные как целостный организм ( 3 часа ).

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА( 37 часов ).

2.1. Питание и пищеварение ( 8 часов)

Сущность понятия « питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание ( фотосинтез ) значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

2.2. Дыхание ( 3 часа )

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

2.3. Передвижение веществ в организме ( 4 часа )

Перенос веществ в организме , его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции

Гемолимфа, кровь и составные части ( плазма, клетки крови).

Практическая работа №1 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

2.4. Выделение ( 4 часа ).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность значения обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

2.5. Опорные системы ( 2 часа ).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа №7 Разнообразие систем у животных.

2.6. Движение ( 2 часа).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности ( 5 часов )

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

2.8. Размножение ( 5 часов)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных ( деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения, соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа № 2 Вегетативное размножение комнатных растений. .

2.9. Рост и развитие ( 4 часа ).

Рост развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша ( на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа №8 Прямое и непрямое развитие насекомых.

III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ( 5 часов).

3.1. Среда обитания. Факторы среды ( 3 часа )

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека на жизнедеятельность организмов.

3.2. Природные сообщества ( 2 часа ).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

В результате изучения предмета в 6 классе учащиеся должны

Знать

- основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение) ;

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь

- распознавать органоиды клетки;

-узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. « Биология. Живой организм.» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-176с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм.» М.: Дрофа, 2006.-48 с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2) Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

7 класс

« Многообразие живых организмов »

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания , а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Введение

3

I. Царство Прокариоты

3

II.Царство Грибы. Лишайники.

4

Л.р.1,п.р. 1.

III. Царство Растения

16

3.1. Общая характеристика растений

2

3.2. Низшие растения

2

Л.р.1

3.3 Высшие растения

13

Л.р.4, п.р.1.

IV. Царство Животные.

38

4.1 Подцарство Одноклеточные

2

Л.р.1

4.2. Подцарство Многоклеточные

34

4.3. Тип Кишечнополостные.

3

4.4. Тип Плоские черви

2

4.5. Тип Круглые черви

1

4.7. Тип Кольчатые черви

3

Л.р.1

4.8. Тип Моллюски

2

Л.р.1

4.9. Тип Членистоногие

7

Л.р.1.

4.10. Тип Иглокожие

1

4.11. Тип Хордовые

15

4.12 Подтип Рыбы

2

Л.р.1

4.13. Класс Земноводные

2

Л.р.1

4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

4.15 Класс Птицы

4

Л.р.1

4.16. Класс Млекопитающие

4

Л.р.1, п.р.1.

V. Царство Вирусы

2

ИТОГО:

68

Л.р. 14,п.р. 3.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

    Пояснительная записка
    Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  2. Рабочая программа по физике (10-11 класс) Базовый уровень

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10 - 11 «Б» класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.
  3. Рабочая программа по физике 10-11 класс

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11 А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  4. Рабочая программа по физике для 7 класса основного общего образования

    Рабочая программа
    для педагогических работников МОУ СОШ программа определяет приоритеты в содержании физического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  5. Рабочая программа по природоведению предмет

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы учебного курса природоведения для общеобразовательных учреждений, составленной в полном соответствии
  6. Рабочая программа по предмету «физика» для 10-11 класса. Профильный уровень. Составитель: Сангаджиева Любовь Батовна, учитель физики, высшая квалификационная категория

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.
  7. Рабочая программа по физике 7-9 классы

    Рабочая программа
    Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы А.
  8. Рабочая программа по учебному предмету Физика

    Рабочая программа
    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
  9. Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.

Другие похожие документы..